Елена Кутенко
Проектная деятельность «Моя семья» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в младшей группе (3-4 года «Моя семья»
Участники проекта : дети в возрасте 3-4 года, родители дети, воспитатели.
Продолжительность проекта : октябрь, ноябрь
Тип проекта : групповой.
Публикация «Проектная деятельность „Моя семья“ в младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках.
Чтобы изменить такое положение проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта :
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье,
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта :
1. Дать представление о понятиях «семья»; «родные», «близкие», расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Линии развития личности:
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие;
• эстетическое развитие;
• развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Обеспечение проекта :
Методическое обеспечение:
• создание тематических папок «Методические рекомендации»
• дидактические игры: «Моя семья»; «Мой дом»; «Домашний труд»
Методы проекта :
познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, усвоят имена своих бабушек и дедушек.
Особенность проекта заключалась в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы) : воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Сколько у вас братьев (сестер?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?
- Как вы думаете, это чужие люди или родные?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Воспитателями был подобран наглядный материал: Иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т. д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», изготовить генеалогическое древо семьи.
В группе, в процессе самостоятельной деятельности, дети рассматривали слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях,
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; «В какой сказке встречаются семьи». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Готовили подарки маме и папе своими руками. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности : путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», выполняли домашнее задание «Моя родословная. Генеалогическое древо». Участвовали в спортивном мероприятии, как итог физического развития.
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка работ: рисунков по теме «Развеселая матрешка»; совместная с родителями.
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет
Образовательная область Формы работы с детьми
Познавательное развитие: Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи. Беседа на тему «Как мы проводим выходные»
НОД: «Катя и ее семья гуляют по парку»
Социально – коммуникативное развитие Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Как я могу помочь маме» «Семейный праздник – День рождение». Дидактические игры: «Мой дом, моя семья» «Домашний труд»
НОД: Составление рассказа на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку,дедушку) «Моя семья»
Художественное – эстетическое развитие НОД: рисование с аппликацией - «Цветы для любимой мамочки»;
«Автопортрет мамы»
Аппликация - «Подарок для папы»
Художественная литература Чтение и разыгрывание по ролям сказки с семейным содержанием «Три медведя»; «Волк и семеро козлят»
Речевое развитие
Физкультминутка «Семья».
Проведение совместного с воспитателем.
Физическое развитие Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Работа с родителями :
• Домашняя работа на тему «Моя родословная. Генеалогическое древо».
• Выставка «Развеселые - Матрешки»
• Участие в спортивном празднике.
Результативность проекта :
- Понимание детьми чётких представлений понятий «семья», «члены семьи»
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям развивать партнерские отношения с семьёй
- Привить детям чувство собственного достоинства,
- Развлечение с родителями.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать понимание самого необходимого для ребенка право «Право жить и воспитываться в семье», а также возможности воспитания патриотизма у детей.