Алена Владимировна
Проектная деятельность в ДОУ «Ознакомление дошкольников с трудом врача»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Кугесьский детский сад «Крепыш» Чебоксарского района
Чувашской Республики
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВРАЧА»
Тема: Формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к труду взрослого
Выполнила:
Яковлева Алена Владимировна,
Воспитатель младшей группы «Цветочный городок»
Чебоксары 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта…. 3
2. Актуальность…. 6
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ „Ознакомление дошкольников с трудом врача“» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессия врач, поликлиника, больница. Проекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
3. Цели и задачи проекта…. 10
4. Участники и их роль в реализации проекта… 10
5. Ресурсы проекта…. 12
6. Механизм реализации проекта…. 14
7. План реализации проекта…. 14
8. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности…. 17
9. Перспективы дальнейшего развития проекта…. 18
Список литературы… 19
Приложение… 22
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1- Паспорт проекта
Название проекта «Ознакомление дошкольника с трудом врача»
Тема проекта Формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к труду взрослого
Автор проекта Яковлева Алена Владимировна, воспитатель младшей группы «Цветочный городок»
Место реализации проекта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Кугесьский детский сад «Крепыш» Чебоксарского района
Чувашской Республики
Проблема, на решение корой направлен проект Не у всех детей младшей группы имеются знания о труде врачей, имеющих разные специализации (стоматолог, офтальмолог, отоларинголог, педиатр); не у всех детей имеются точные представления о трудовых действиях врачей разных специализаций и предметах необходимых для выполнения ими работы
Цель проект Формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к труду врача
Задачи проекта 1. Познакомить детей с трудом врачей разных специализаций: стоматолог, офтальмолог, отоларинголог, педиатр.
2. Расширить представления детей о трудовых действиях врача и предметах необходимых для выполнения ими работы.
3. Воспитывать чувство уважения к труду врача.
4. Повышать компетентность родителей по вопросу формирования у дошкольников интереса к труду взрослых.
Участники проекта Воспитанники младшей группы, Воспитатель группы, Родители воспитанников младшей группы, Врач
Сроки реализации проекта Краткосрочный
Ожидаемые результаты 1. Дети знают, что врачи бывают разной специализации: стоматолог, офтальмолог, отоларинголог, педиатр. Врач – стоматолог – это специалист, который лечит зубы. Врач- офтальмолог- это специалист по болезням органов зрения. Врач - отоларинголог – это специалист, занимающийся проблемами уха, горла и носа. Педиатр - наблюдает малышей, проживающих на его участке, с самого раннего возраста, следит, чтобы им вовремя делались прививки, лечит в случае болезни, даёт рекомендации родителям по режиму дня, питанию, направляет к другим специалистам.
2. Воспитанники знают, какие трудовые действия выполняет врач в ходе своей работы, имеют представления о необходимых предметах для выполнения работы: термометр, медицинская книжка, фонендоскоп, тонометр, шпатель, аптечка.
3. Дети понимают, насколько сложна работа врачей разных специализаций, что не каждый человек может выбрать профессию врача.
4. Родители знакомы с направлениями работы по формированию у детей младшей группы интереса к труду взрослых. Активно взаимодействуют с воспитателями по ознакомлению ребенка с трудом врача : рассказывают, читают литературу, беседуют, формируют интерес к данной профессии.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру.
Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью современного образования. Эти позиции нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования.
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.
По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей — обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова.
Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания : значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
Новая коронавирусная инфекция заставила всё человечество вспомнить, насколько важна профессия врача. Рискуя жизнями и здоровьем, медики находятся на передовой в борьбе с вирусом. Когда пандемия охватила страну, на передовой оказались врачи : фельдшеры, хирурги, медсестры, водители скорой. Каждый день они выходят на спасение жизней людей, рискуя подцепить вирус, проводят сутки в инфекционных отделениях, работают по несколько смен подряд.
Актуальность данной темы и проблемы послужила разработке проекта «Ознакомление дошкольников с трудом врача».
Было проведено анкетирование родителей. В нем участвовало 20 (100%) родителей. На вопрос «Проявляет ли ваш ребенок интерес к какой-либо профессии?» 75% родителей ответили «Да», отставшие 25% ответили «Нет». На вопрос «Рассказываете ли вы ребенку о своей профессии?» 85% родителей ответили «ДА», остальные 15% «Нет». На вопрос «Привлекаете ли вы своего ребенка к обсуждению своих профессиональных дел?» были даны следующие ответы, 65%- «Да», 15%- «Нет», 20%- «Иногда». На вопрос «Какими методами вы пользуетесь, чтобы знакомить детей с профессиями вашей семьи?» 40% родителей ответили «Личный пример», 25% ответили «Объяснение», также 25% родителей ответили «Экскурсии», остальные 10% «Чтение художественных произведений». На следующий вопрос «Какие условия вы создаете ребенку ля ознакомления с профессиями?» были дани следующие ответы родителей 45%- «Книги», 30%- «Экскурсии», 15%- «Беседы», 10%- «Игры». На следующий вопрос «Играете ли вы дома с ребенком в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Кукла Катя на приеме у врача» и т. д.?» 85% родителей ответили «ДА», остальные 15% «Иногда». На вопрос, «Какие эмоции испытывает ребенок при посещении медицинского учреждения?» были даны следующие ответы родителей 50%- «Положительно», 45%- «Безразлично», 5%- «Отрицательно». На последующий вопрос «Привлекаете ли вы своего ребенка к беседам о важности посещения медицинского учреждения?» 70% родителей ответили «Да», остальные 30% ответили «Нет». На дальнейший вопрос «При посещении медицинского учреждения беседуете ли вы с ребенком на тему, «Какие специалисты существуют», «Кто, что лечит»? были даны следующие ответы 35%- «Мы не беседуем с ребенком», 30%- «Что лечит этот врач?», 25%- «А будет больно?», 10%- «Что будет с зубками если их не лечить?».
Таким образом, большинство из опрошенных родителей группы, уделяют внимание ознакомлению ребенка с профессиями и трудом взрослых – 13 (65%) родителей. Родители не в полной мере уделяют изучению профессии ребенком внимания – 5 (25%) родителей. Родители не уделяют должного внимания в изучении ребенком профессии – 2 (10%) родителя.
Рисунок 1 Результаты диагностической методики «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик)
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
1 уровень - высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
2 уровень - средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
3 уровень - низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.
3. ЦЕЛЬ ИЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : Формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к труду врача.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с трудом врачей разных специализаций: стоматолог, офтальмолог, отоларинголог, педиатр.
2. Расширить представления детей о трудовых действиях врача и предметах необходимых для выполнения ими работы.
3. Воспитывать чувство уважения к труду врача.
4. Повышать компетентность родителей по вопросу формирования у дошкольников интереса к труду взрослых.
4. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 2- Участники проекта
Участники проекта Роль в реализации проекта
Воспитатель группы Воспитатель рассказывает детям о труде врача; рассматривает с детьми иллюстраций связанные с трудовой деятельностью врача; проводит дидактические игры на закрепление знаний о труде врача; читает детям детскую художественную литературу; оказывает детям помощь в организации сюжетно-ролевой игры.
Повышает компетентность родителей через проведение родительских собраний, консультаций, семинаров-практикумов, оформляет для родителей памятки, буклеты и т. д.
Воспитанники младшей группы Участвуют в наблюдениях за деятельностью врача; рассматривают иллюстрации, связанные с трудовой деятельностью врача; участвуют в дидактических играх по закреплению знаний о труде врача; слушают художественную литературу о трудовой деятельности врача; участвуют в сюжетно-ролевых играх связанные с деятельностью врача и т. д.
Родители воспитанников младшей группы Закрепляют и пополняют знания ребенка о труде врача; участвуют в изготовлении атрибутов сюжетно-ролевой игре «Больница», «Медицинский центр»; рассказывают о профессии врача; проводят беседы с ребенком после посещения медицинского учреждения о труде врача; просматривают видео материалы и иллюстрации с ребенком по теме проекта.
Врач рассказ о труде врача; демонстрация детям медицинских инструментов; беседы о важности его профессии.
5. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2,4,1,3049-13”Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”»
Программно-методическое образование:
Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2015,- 354 с.
Методическое обеспечение:
1. Козлова С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников- М., 2016 г. 144 с.
2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г. – 128 с.
Кадровые ресурсы: воспитатель.
Материально-технические ресурсы:
• Наглядные пособия ( видеоматериал: мультфильмы из серии «Мойдодыр» К. Чуковский; иллюстрации, плакаты: картинки предметов необходимые в работе врача (градусник, шприц, вата, бинт, статоскоп, таблетки, пипетка, тонометр, налобное зеркало, фотографии кабинета врача.
Дидактические игры: («Назови предметы», «Больница», «У кого что болит», «К какому врачу пойдем», «Найди различия», «Кто что лечит», «К какому врачу пойдем», «Назови предметы», «Больница», «На приеме у врача», «Инструменты педиатра», «Полезно и вредно», «Стоматологическая поликлиника», «Игра в загадки», «Что нужно доктору для работы», «Разложи правильно», «Прием к врачу», «Подходит, не подходит», «Найди ошибку», «Осмотр куклы Кати у офтальмолога», «На приеме у отоларинголога», «На приеме у ЛОРа», «Аптека», «Кукла Катя заболела», «Полезно или вредно», «Скажи, что делают с этим предметами»).
• Художественная литература: («Детский врач» Е. Успенкий,«Будьте здоровы» Г. Сапгир, «Доктор лебедев» В. Берестов, «Про бегемота, который боялся прививок» В. Сутеев, А. Барто «Очки», Арсений Седугин «Солнечный доктор» из книги «Хомячок на прогулке», «Доктор дятел» Михаила Пляцковского, Барто А. «Мы с Тамарой санитары», Григорий кружков «Крокодил и больной зуб», Евгения Калмыкова «Николай Пирогов. Великий хирург», изд. Настя и Никита, Джулия Дональдсон «Зог и перелётные врачи», изд. Машины творения, Сказка "Лекарь" Крюковой Тамары в сборнике "Лесные мошенники", Синявский П. стихотворение "Зеленая аптека", Фредерик Стар «Скорая помощь доктора Мышкина», изд. Мелик-Пашаев, стихотворение "Доктор дятел", Алексея Шевченко в сборнике "Сорок сорок", Чуковский К. "Топтыгин и лиса", С. Михалков «Чудесные таблетки», «Доктор Дулиттл» Хью Лофтинга, Барто А. «Я расту», С. Михалков: «Грипп», С. Михалков «Мой щенок», С. Михалков «Прививка»).
Технические устройства (аппаратура) :
• магнитофон, музыкальный центр;
• видеоаппаратура, мультимедиа- компьютер;
• цифровой фотоаппарат.
Информационные ресурсы:
• информационные стенды для родителей (в ДОУ и группах);
• сайт ДОУ;
• презентации: «Быть врачом - здорово», «Чтобы ребенок рос здоровым», «Труд врачей», «Дидактические игры на формирование интереса к труду врача».
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3- Механизм реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
2. Изучение учебно-методической литературы;
3. Проведение анкетирования родителей;
4. Проведение диагностики на уровень знаний о профессии врача у детей младшей группы;
5. Определение участников проекта, плана проектных мероприятий и сроков его реализации. 1. Организация и проведение дидактических игр;
2. Организация сюжетно-ролевой игры;
3. Организация встречи с врачом;
4. Организация экскурсии в медицинский кабинет;
5. Рассказ воспитателя о важности профессии врача;
6. Проведение беседы по итогам встречи с врачом;
7. Чтение художественной литературы. 1. Обобщение результатов работы над проектом
2. Проведение повторной диагностики.
3. Проведение анкетирования.
4. Проведение итогового мероприятия
7. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4- План реализации проекта
Этап Наименование мероприятия Срок Место проведения мероприятия Ответственные
Подготовительный Работа педагога:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- изучение нормативно- правовых документов;
-определение участников проекта, плана реализаций;
- подбор диагностики для детей;
-подбор анкет для родителей. Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
Работа с детьми:
- проведение диагностики по определению уровня знаний, представлений о труде взрослых у детей младшей группы. Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
Работа с родителями:
- анкетирование родителей «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых» Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
Основной
Чтение художественной литературы «Детский врач» Е. Успенский 2 неделя
Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
Беседа с детьми «О профессии врача» 2 неделя
Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
Организация дидактической игры «К какому врачу пойдем» 2 неделя
Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
Самостоятельная деятельность (рисование) дети рисуют свои впечатления о встрече с врачом 2 неделя
Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
Показ мультфильма «Мойдодыр» К. Чуковский 3неделя
Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
Чтение художественной литературы «Будь здоров» Г. Сапгир 3неделя
Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
НОД (аппликация) «Доктор Айболит» 3неделя
Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница» 4неделя
Ноябрь Дома Родители
Рассказ воспитателя «Врачи разной специализации» 4неделя
Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
Организация дидактической игры «Назови предметы» 4неделя
Ноябрь Групповое помещение Воспитатель
НОД (Лепка) «Витаминки для Кати» 4 неделя
Декабрь Групповое помещение Воспитатель
Чтение художественной литературы «Про бегемота, который боялся прививок» В. Сутеев. 1 неделя
Декабрь Групповое помещение Воспитатель
Организация сюжетно-ролевой игры «Больница» 1 неделя
Декабрь Групповое помещение Воспитатель
Беседа «Что делает мама, когда я заболел» 1 неделя
Декабрь Групповое помещение Воспитатель
Консультация «Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице» 1 неделя
Декабрь Музыкальный зал Воспитатель Родители
Беседа «Моя профессия- Врач!» 1 неделя Декабрь Групповое помещение Воспитатель
Организация сюжетно-ролевой игры «На приеме у врача» 2 неделя Декабрь Групповое помещение Воспитатель
Рассматривание иллюстраций «Профессии» 2 неделя Декабрь Групповое помещение Воспитатель
Заключительный Работа педагога:
-Обобщение результатов работы над проектом. 2 неделя Декабрь Групповое помещение Воспитатель
Работа с детьми:
- проведение повторной диагностики по определению уровня знаний о профессии врача у детей младшей группы
- проведение дидактических игр: «Разложи инструменты по специалистам», «К кому пойдем?». 2 неделя Декабрь Групповое помещение Воспитатель
Работа с родителями:
Проведение анкетирования «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых»
Родительское собрание «О результатах реализации проекта «Ознакомление дошкольников с трудом врача» 2 неделя
Декабрь Групповое помещение Воспитатель
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ожидаемые результаты
1. Дети знают, что врачи бывают разной специализации: стоматолог, офтальмолог, отоларинголог, педиатр. Врач – стоматолог – это специалист, который лечит зубы. Врач- офтальмолог- это специалист по болезням органов зрения. Врач - отоларинголог – это специалист, занимающийся проблемами уха, горла и носа. Педиатр - наблюдает малышей, проживающих на его участке, с самого раннего возраста, следит, чтобы им вовремя делались прививки, лечит в случае болезни, даёт рекомендации родителям по режиму дня, питанию, направляет к другим специалистам.
2. Воспитанники знают, какие трудовые действия выполняет врач в ходе своей работы, имеют представления о необходимых предметах для выполнения работы: термометр, медицинская книжка, фонендоскоп, тонометр, шпатель, аптечка.
3. Дети понимают, насколько сложна работа врачей разных специализаций, что не каждый человек может выбрать профессию врача.
4. Родители знакомы с направлениями работы по формированию у детей младшей группы интереса к труду взрослых. Активно взаимодействуют с воспитателями по ознакомлению ребенка с трудом врача : рассказывают, читают литературу, беседуют, формируют интерес к данной профессии.
Критерии оценки эффективности
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
9. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Данный проект может быть продолжен в средней группе и реализован при активном взаимодействии с сотрудниками ближайшей детской поликлиникой.
Данный проект может быть реализован с параллельной группой ДОУ, представлен на научно-практической конференции, конкурсе методических разработок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова Г. И. Знакомство детей с профессиями взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru
2. Албьева Е. А. / Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях / Е. А. Албьева. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 176 с.
3. Алёшина Н. М. / Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью / Н. М. Алёшина. – Москва: Просвещение, 2005. – 128 с.
4. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / Н. Ю. Белая. – М. : Просвещение, 2006. – 94 с.
5. Боленкова Н. Воспитание у детей интереса к труду взрослому [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-u-doshkolnikov-interesa-k-trudu-vzroslyh.html
6. Буре Р. С. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Р. С. Буре. – М. : Мозаика Синтез, 2011. – 136 с.