Валентина Пирогова
Проектная деятельность старших дошкольников по краеведению средствами социо-игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье представлен опыт работы сельского детского сада по организации проектной деятельности старших дошкольников средствами социо - игровой технологии. Раскрыта методика проведения краеведческой и этнокультурной деятельности педагогов детей и родителей.
Данная статья рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: краеведение, проект, традиции, патриотизм, социо – игровая технология, группы ровесников.
Публикация «Проектная деятельность старших дошкольников по краеведению средствами социо-игровой технологии» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. Перед нами, педагогами, поставлена задача - воспитать патриота своей Родины, человека с активной жизненной позицией, с творческим подходом в решении различных жизненных ситуаций, уважающим традиционные ценности. Человек, утративший историческую память, не может стать полноценным гражданином своего государства.
В поселке Куженер живут люди разных национальностей, поэтому приобщение детей к их истории, быту идет в тесной взаимосвязи. В нашем детском саду занятия по краеведению стали традиционными. Мы воспитываем патриотизм дошкольников через национальную культуру. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Воспитание патриотизма закладывается в сознании ребёнка с самого детства.
Мною разработан познавательно – исследовательский проект для старших дошкольников по патриотическому воспитанию «Люби и знай свой край».
Цель проекта – обобщить и систематизировать знания о родном поселке, его истории и людях прославивших его.
Средством реализации проекта я выбрала социо - игровую технологию. Она ориентирует нас педагогов на поиск способов такого общения с детьми, при котором увлечённость уступает место принудиловке.
Как-то раз, гуляя по нашему поселку с детьми, мы обнаружили, что очень мало знаем : о его достопримечательностях, о его людях, о его истории. Придя в группу и обсудив сложившуюся ситуацию, мы договорились совместно поработать над одним большим проектом. Для того, чтобы собрать больше информации о своей малой родине, мы разделились на несколько «групп ровесников» по ближайшему месту проживания.
Кроме этого была договоренность о правилах поведения в группах:
1. Разговаривать спокойно, не перебивая друг другу.
2. Помогать друг другу.
3. Не смеяться друг над другом.
4. Во время экскурсий и походов, быть рядом с взрослым.
Каждая группа вытягивает значок темы, над которой они будут работать две недели. Значки (картинки) – темы заранее подготовлены мной (национальные праздники, обычаи марийского народа, известные люди поселка, достопримечательности поселка). Я знакомлю родителей каждой подгруппы с планом работы, на две недели.
Совместно с родителями воспитанники посещают библиотеки, музей, достопримечательности поселка, знакомятся с известными людьми поселка.
Собрав информацию, мы вместе обсуждаем, а затем оформляем выставки: рисунков, фотографий, коллажей, старинных предметов. Полученный материал пополнил этноуголок и краеведческий уголок группы, музей детского сада.
В завершении проекта мы планируем провести большую квест - игру «Люби и знай свой край». Дети «группами ровесников» вместе с родителями будут передвигаться по карте-схеме по нашему поселку и в «пунктах – достопримечательностях» (родник Николая Чудотворца, сувенирная мастерская Татьяны Бушковой, р. Немда, памятник воинам, павшим в Великой Отечественной войне, храм святителя Николая Мирликийского, чудотворца) выполнять задания и отвечать на вопросы.
В ходе реализации данного проекта у детей повысится интерес к изучению марийского языка, национальной культуры и традиций. Сформируется уважительное отношение к людям разных национальностей.
Литература:
1. Ершова А. П., Букатов В. М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников : справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада. – СПб. : Образовательные проекты, М: НИИ школьных технологий, 2008. – 128 с.
2. Богачева И. В., Гиненский В. Л., Губанова С. И., Казаков А. П., Кузьменко Г. А. Моё Отечество Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М. : 2005. – 232 с.
3. Федорова С. Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие. (Высшее образование). - М. : ФОРУМ, 2011.- 176 с.