Потапова Ульяна Александровна
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в «ботаническом саду» на территории детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ботаническом саду
Воспитатель, методист - Зверева У. А.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в „ботаническом саду“ на территории детского сада» размещена в разделах
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Между возрастными группами разделена тематика проектов, одна группа ведет наблюдения за деревьями, другие наблюдают за кустарниками, цветами, которые растут на территории городка Малыш. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. При реализации проектной деятельности в нашем детском саду, мы опираемся на желания и интересы детей, учитываем выбор детей для наблюдения за каким-либо объектом.
Важно отметить, что одним из видов организованной детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества является экскурсия. Форма передачи знаний в виде экскурсии способствует непосредственному и свободному общению между взрослыми и детьми. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.
В ходе экскурсий ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции.
В нашем детском саду руководством был организован своей мини ботанический сад, который постепенно пополняется в рамках проектной деятельности новыми объектами для наблюдения. Но можно отметить, что наш городок – это один большой Ботанический сад, потому что находится в лесной зоне и территория очень богата разновидностями растений.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Планируя проектную деятельность, педагоги разрабатывают картотеки подвижных, дидактических, речевых игр. Подбирают разную интересную художественную литературу. Проводят беседы по экологическому воспитанию, природоохранные акции. Педагоги организовывают образовательную деятельность экологической направленности, которая затрагивает все образовательные области по ФГОС.
Необходимым условием формирования основ правильного отношения к окружающему миру в дошкольном возрасте является обязательное сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в вопросах экологического воспитания. В связи с этим, важной задачей проектной деятельности, является активизация родительской инициативы. Мы постарались создать в нашем детском саду благоприятные условия для реализации такого взаимодействия с родителями воспитанников, при котором они являются не пассивными наблюдателями, а, напротив, активными участниками педагогического процесса. Родители воспитанников делятся своими растениями, которые мы совместно с ними сажаем на нашем участке. Одни принесли сирень, которую мы успешно посадили и сделали аллею в рамках проекта «Сирень Победы». Другие делятся саженцами и другими многолетними цветами. Так наши клумбы и альпийские горки украшают флоксы, ромашки, хоста, бадан, тюльпаны, земляника, камнеломка и другие растения, за которыми идут наблюдения с детьми.
На нашем официальном сайте ГБДОУ «ДОГ «Малыш» в разделе «инновационная деятельность» размещены все проекты совместной деятельности педагогов с детьми в нашем Ботаническом саду. В наших группах «вконтакте» и инстаграме выставляются фотоотчёты проектной деятельности педагогов с детьми. Что дети сегодня делали? Какое растение изучали? Каким художественным творчеством занимались? Так же размещаются консультации для родителей о экологическом воспитании старших дошкольников.
ГБДОУ «ДОГ «Малыш» сотрудничает с Ботаническим садом имени Петра Великого. Три раза в год педагоги, воспитанники и их родители посещают занятия по программе «Вишенка» в Ботаническом саду, на которых они проходят по разным маршрутам, потом выполняют задания в специальной тетради, а в конце они сажают растения, за ростом которых предлагается им наблюдать вместе с родителями. Ботанический сад часто устраивает интересные конкурсы и марафоны, в которых дети с большим удовольствием участвуют.
И в завершении хотелось бы отметить, проводя проекты со старшими дошкольниками, направленные на экологическое воспитание, в результате педагоги хотят, чтобы дети не чувствовали себя хозяевами природы, а были понимающими и несли нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного. Дети наше будущее!