Ольга Абдуллаева
Проектная деятельность как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе (из опыта работы).
В условиях модернизации современной системы образования и введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важным является возросший интерес к личности ребенка дошкольного возраста. Для того чтобы ребенок мог овладевать всеми новыми знаниями, умениями, навыками, личностными новообразованиями в начальной школе, необходима серьезная подготовка будущего ученика к школьному обучению в ДОУ. Одним из перспективных методов, способствующих решению выше сказанных проблем, является метод проектной деятельности.
Публикация «Проектная деятельность как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе (из опыта работы),» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду : 1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. 2. Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. 3. Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Советы воспитателю по работе над проектом : глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Развивать творческое воображение и фантазию детей. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Реализуя проект, пожалуйста, помните:
Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, задавал вопросы.
Необходимо предоставить детям свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все участники проекта, с другой - кто-то из них (особенно в подготовительной группе) может предложить сделать дополнительные рисунки, выбрать свой объект исследования (ребёнок должен почувствовать, что это именно его дерево, цветок, растение, он сам его выбрал, что этот объект нравится ему больше других).
Относитесь к любым наблюдениям детей серьёзно. Как можно чаще хвалите их: за то, что они заметили что-то новое (поведение, внешний вид объекта в тени, на солнце, после дождя, аромат.) Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого - прекрасный стимул для развития познавательного интереса.
Проектная деятельность позволяет формировать личностные качества ребё нка:
• Умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время, интересам общего дела.
• Умение решать творческие споры, достигая договоренности.
• Оказывать помощь участникам деятельности.
• Умение обсуждать результаты деятельности.
• Оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи, как свое поражение.
• Дети учатся сомневаться, мыслить критически, переживая при этом положительные эмоции: удивление, радость, гордость.
Используя проектный метод уже сейчас видны результаты нашей работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.