Наталья Фомина
Проектная деятельность по речевому развитию «Волшебные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «Волшебные слова»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Владение речевым этикетом обеспечивает комфорт в общении, поскольку способствует установлению доброжелательных взаимоотношений. Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный русский учёный А. М. Пешковский, «там, где дети учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Культура общения предполагает формирование навыков речевого этикета, она обогащает речь человека такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении людей (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения) и т. д. Культура речевого общения не формируется сама по себе, а требует целенаправленного воспитания, которое необходимо начинать уже в дошкольном детстве. Проблема формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна, поскольку именно в этот возрастной период закладывается фундамент моральных принципов, активно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Данные процессы происходят во многом на основе овладения словарным составом литературного языка и его использования в практике речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Проектная деятельность по речевому развитию „Волшебные слова“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Цель проекта : Способствовать формированию представлений у детей о различных формах вежливого общения, продолжать знакомить с правилами культурного поведения и речевого этикета.
Вид проекта : Познавательно – речевой.
Задачи и мероприятия по образовательным областям:
Речевое развитие. Способствовать развитию связной речи, обогащать речь детей сложными предложениями, введение вежливых слов в активный словарь детей.
Составление рассказа из личного опыта: «Наши добрые поступки», обсуждение рассказа Сухомлинского «Для чего говорят «спасибо», вечер вопросов и ответов «Вежливым открываются все двери», игра «Волшебная палочка» (обсуждение пословиц, дидактические игры и упражнения – “Лучший комплемент для мамы”, “Доброе слово для друга”, упражнение «Скажи другу комплимент», рассуждение: «Как и чем можно порадовать близких», «Волшебные слова - почему они волшебные», проблемная ситуация: «Хорошие манеры», сочинение рассказов «Как стать добрым и вежливым?»
Социально-коммуникативное развитие. Содействовать развитию умения использовать в речевом обиходе вежливые формы приветствия. Способствовать созданию доброжелательных отношений друг к другу, содействовать вежливому общению детей с окружающими. Дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Можно – нельзя», «Ласковое слово», «Оцени поступок», «Объяснялки», ситуативный разговор «Где можно и нужно использовать волшебные слова», игра- инсценировка «Значение волшебных слов в жизни каждого»,просмотр презентации «Волшебные слова», игровая ситуация «Как поступают вежливые дети», «Не сердись, улыбнись», «Поссорились – помирились».
Познавательное развитие. Способствовать развитию памяти, внимания, воображение; умения сравнивать, анализировать, делать выводы:
д/и. «Наши добрые дела»,
логическая задача «Собери цветок из волшебных слов»,
игровое упражнение «Где чей домик?»
Познавательно-исследовательская деятельность «День волшебных превращений»
Конструирование из бумаги: «Сундучок волшебных слов»
Дидактическая игра «Похвали соседа справа».
Художественно-эстетическое развитие. Создавать условия употребления в речи детей вежливых слов в различных ситуациях: рассматривание иллюстраций к книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», просмотр мультфильма «Кот Леопольд», рисование плохих и хороших поступков «Журнал поступков», «Цветик – семицветик», коллективная работа-панно «Дерево добрых слов».
Способствовать формированию умения воплощать каждый образ в движениях, обсуждать варианты исполнения: инсценировка ситуации «Вежливый разговор по телефону», «Воспитанные ребята»
Физическое развитие. Содействовать развитию общей и мелкой моторики, координации речи с движением через п/и. Подвижная игра: «Если дружно нам живётся», спортивный досуг «Путешествие в страну волшебных слов», игра-эстафета «Вежливое слово», игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов», подвижные игры: «Хоровод», «Ручеек», «Затейники», «Мяч лови слова волшебные говори» .
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Консультации: «Этикет в обществе и дома»»
Памятки для родителей «Основные правила обучению этикету», «Как помочь ребенку быть вежливым»,
Рекомендация родителям побеседовать с детьми о важности «Волшебных слов»
Изготовление книжки - передвижки по теме: «Волшебные слова»
Анкетирование: «О вежливости», «Роль родителей в формировании культуры поведения у детей»
Оформление альбома «В стране волшебных слов»
Конкурс рисунков: «Улица вежливых слов»
Оформление альбома «Вежливость»
Поделка куклы - Фея Вежливости, Фея Вредных Советов, «Фонтан Волшебных слов»
Участие в городском конкурсе «Изготовление скворечника»
Результаты работы.
1. В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
2. Дети, воспитатели, родители постоянно пользуются формами словесной вежливости, обогатился и активизировался словарь дошкольников;
3. Сформированы способности детей, договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь;
4. Участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию;
5. Пополнилась предметно-развивающая среда в группе;
6. У детей появилось стремление совершать добрые поступки.
В результате работы дети старались выполнять нормы и правила общения, практически все дети владеют навыками культурного речевого поведения. Дети рассмотрели речевые ситуации применения «волшебных слов», познакомились с ними поближе :
-разгадали, в чем волшебство подобных слов,
-поняли, что «волшебные слова» в речи - один из признаков вежливого человека.