МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию «Волшебные знаки»

марина митрофанова
Конспект занятия по речевому развитию «Волшебные знаки»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип НОД: познавательная

Вид НОД: речевое развитие

Форма проведения: игровая

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с историей возникновения знаков; учить моделировать рассказ с использованием знаков; учить детей составлять связанные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного; вызывать интерес и желание узнать новое.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Волшебные знаки“» размещена в разделах

Развивающая : развивать познавательный интерес к игровому моделированию; развивать речевое творчество детей, воображение, сообразительность, внимание, творческие способности, расширять активный словарь, кругозор; умения выражать свое мнение, способствовать развитию уверенности в себе и в своих возможностях.

Воспитательная: воспитывать осознанное правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира; бережливость, аккуратность воспитывать умение прислушиваться и уважать мнение других, чувство сопереживания, вызвать желание совершать добрые поступки.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (объяснения педагога); частично-поисковый (эвристическая беседа); метод игрового моделирования (создание схематических моделей рассказывания с помощью знаков).

Формы организации: групповая.

Оборудование: мультимедийная установка, планшетный компьютер, фильм-презентация на диске, карточки для игры с изображением знаков, карточки изображением пустых таблиц для создания схематических моделей; карандаши, фломастеры; контейнер для писем.

Словарь: модели, моделирование, ученые-археологи, контейнер.

Этапы проведения: организационный, мотивационно-побудительный, контрольно-рефлексивный.

Структура проведения и ход деятельности:

Организационный этап:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Леонидовна. Мне рассказали, что в вашем детском саду живут самые веселые и умные дети. Это правда?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте проверим? Есть такая веселая игра «Поздоровайся необычно». Вот, например, давайте поздороваемся друг с другом коленками!

Дети и педагог подходят друг к другу и дотрагиваются коленками.

Воспитатель: Теперь поздороваемся локтями!

Аналогично дотрагиваются друг до друга локтями.

Как еще можно поздороваться?

Дети: Пальцами, носами, щеками, лбами и т. п. (пробуют здороваться предложенными вариантами детей).

Воспитатель: Ну, как весело вам было играть в эту игру? Есть еще одна интересная и веселая, поиграем? Она называется «Расскажи без слов». Вот, например, о чем я вам рассказываю.

Педагог мимикой и жестами показывает серию действий из повседневной жизни. Дети отгадывают.

Мотивационно-побудительный этап:

Воспитатель: Ребята, кто хочет без слов рассказать о чем-нибудь?

Дети пробуют изображать слова и действия.

Воспитатель: Как здорово это у вас получается! Тогда для вас таких веселых – еще одна игра «Что означают знаки. В этой коробке – карточки, каждый вытащит по одной и расскажет, что означают эти знаки.

Дети вытаскивают карточки с изображением звезды, сердца, перечеркнутого огня, улыбки, девочки, мальчика и др. Дети объясняют, что, по их мнению, означают эти знаки.

Воспитатель: Ребята, а вы где-нибудь встречали такие знаки? Какие знаки еще вам известны и что они означают? Где вы их видели?

Дети: Знаки дорожного движения, знаки в супермаркете, в транспорте и др.

Воспитатель: Вы правы, ребята. Знаки есть в математике – это плюс, минус, равно, больше, меньше – они означают одно слово. Знаки есть в музыке – это ноты. Их умеют расшифровывать музыканты. Знаками пользуются люди, чтобы не говорить много слов, а с помощью знака сделать предупреждение или объяснение. Послушайте историю.

На фоне музыкального сопровождения показывается слайдо-фильм «Древние знаки», который сопровождается рассказом:

«Давным-давно, когда нас не было на свете, жили древние люди. Они не умели говорить и объяснялись друг с другом звуками или знаками, которые изображали на скалах, возле своих пещер-домов. Знаками они говорили друг другу об опасности на охоте, рассказывали о добыче, о красоте природы, а также записывали целые истории знаками, чтобы другие древние люди могли узнать об этом. Сейчас ученые-археологи пытаются расшифровать – разгадать знаковые письма древних людей, чтобы разобраться какой он был этот древний мир…»

Воспитатель: Понравилась вам история, ребята? А как вы думаете, смогли бы написать письмо с помощью знаков? О чем бы вы рассказали?

Ответы детей.

Звучит звонок на мобильный телефон педагога.

Воспитатель: Ой, ребята, мне кто-то звонит, нет, это смс-сообщение. Странное какое-то… Давайте я сейчас перемещу его на экран планшетного компьютера и мы вместе пос Воспитатель: Ой, ребята мотрим, что это может означать.

На экране появляется зашифрованное письмо.

Воспитатель: Ребята, это какие-то волшебные знаки, изображения. Что это может означать, как вы думаете?

Дети: Это письмо от инопланетян, они просят о помощи.

Это, наверное, древние люди написали.

Это может быть какая-то история.

Воспитатель: Ребята, давайте попробует разгадать это письмо.

Первый знак – звезда и стрелка наверх, может быть это звезда в небе или в космосе? Второй знак – зеленые плачущие рожицы, это могут быть жители этой звезды. Третий знак – разломанная летающая тарелка – может у них сломался космический корабль? Что же делать беднягам?

Дети: Нужно помочь им отремонтировать летающую тарелку!

Нет, нужно построить новую!

Нужно отправить к ним нашу ракету и привезти их сюда, пусть они только подождут!

Практическая деятельность детей:

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь нужно им отправить наши решения. Садитесь за стол берите карточки с клеточками для знаков и записывайте свои предложения знаками. Подумайте, как лучше это сделать. Что нужно сделать первое – это первый знак, дальше – второй знак и т. д.

А я пока отправлю смс-сообщение, чтобы нам прислали контейнер для отправки наших зашифрованных писем друзьям с другой планеты. Этот контейнер повезет наша ракета!

Дети записывают придуманные знаки в готовые таблицы. Педагог предлагает каждому рассказать по схеме знаков содержание своего письма. Все карточки складываются в космический контейнер, который педагог «передает» на ракету. На экране дети видят улетающую ракету с контейнером.

Контрольно-рефлексивный этап:

Воспитатель: Ребята, так здорово, что мы с вами смогли таким новым способом помочь решить проблему инопланетным жителям! Сегодня мы с вами создавали модели рассказывания с помощью знаков. Модели можно создавать и по сказкам, зная, о чем они. Можно моделировать с помощью знаков и писать письма друзьям, мамам, папам и придумывать новые игры для себя и своих друзей.

Ребята, подойдите, пожалуйста, к доске и знаком изобразите, понравилось вам создавать модели или нет?

Дети подходят к доске и изображают знаки.

Публикации по теме:

Конспект игры-занятия в средней группе по сенсорному развитию «Волшебные клубки» В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные помощники. Бытовые электроприборы» Программные задачи: Образовательные: – обобщить знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, расширить.

Конспект занятия по физическому развитию «Волшебные ритмы дня» Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей второй младшей группы Тема: «Волшебные ритмы дня».

Конспект занятия по туризму для детей 5–6 лет «Волшебные знаки» Конспект НОД по туризму Для детей 5-6 лет «Волшебные знаки» Составила: Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик».

Конспект занятия по речевому развитию «У ёжика день рождения» Открытое занятие по "Речевому развитию" в младшей группе по ФГОС «У ёжика День рождения» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе.

Конспект занятия по познавательному развитию «Знаки вокруг нас» Конспект занятия по позновательному развитию Тема «Знаки вокруг нас». Цель:внести занятие знак, показать роль и значение различных знаковв.

Конспект занятия по речевому развитию «Моя семья» Конспект занятия по речевому развитию на тему «Моя семья». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект занятия по речевому развитию «Зима» Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме и зимних приметах. Задачи: • Создать положительное, доброжелательное эмоциональное.

Конспект занятия по речевому развитию «О космосе» .

Конспект занятия по речевому развитию «В гостях у сказки» Речевое развитие «В гостях у сказки» Занятие в подготовительной группе. Цели: 1. Развивать речь детей и умение рассказывать: - рассказывание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Волшебные знаки»
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 16:23
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию «Волшебные знаки»» (включая файлы) размещена пользователем марина митрофанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД