Юля Чуркина
Проектная деятельность по речевому развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по речевому развитию детей раннего возраста
«Театрализованная игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет в процессе реализации творческого проекта
«Сказочная страна»
Актуальность проекта.
Публикация «Проектная деятельность по речевому развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
-ухудшение состояния здоровья детей;
-существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
-глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
-дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.
возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми младшего возраста (2-3 лет) должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, познавательного развития до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Таким образом, актуальность театрализованных игр через речевое развитие детей младшего дошкольного возраста (2-3лет) стоит на первом месте.
На первом этапе моего проекта: я провела анкетирование «Речевое развитие ребенка» с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 79% (11) человек. Анкета состояла из 7 вопросов. При анализе анкет выявила, что большинство родителей (56%) не уделяют должного внимания развитию речи детей, они считают, что рано или поздно ребёнок заговорит сам или это проблемой должны заниматься только детский сад. 24% родителей понимают всю важность развития речи, но не знают, как можно помочь своим детям. И 20% родителей приобретают специальную литературу, игры, много читают детям. Изучив проблему по данному вопросу с родителями были проведены беседы. Родители поняв сущность значимой проблемы охотно согласились принять участие в данном проекте. А так же провела диагностику детей по речевому развитию. Результаты проведённых обследований показали, что 36 % (5 ч.) детей составили средний уровень, 64% (9 ч.) - низкий уровень и с высоким уровнем – 0% (0 ч.).
По проведенной диагностики моих воспитанников было выявлено, что большинство детей имеет низкий порог речевой активности, у детей идёт неравномерное развитие активной и пассивной речи. Такие малыши понимают обращённую к ним речь взрослого, но сами редко используют слова в общении. Также у детей слабая активность во время игр с речевым сопровождением, они часто отвлекаются, без особого желания наблюдают за действиями персонажа.
Таким образом возникла :
Гипотеза: если использовать систематически в совместной деятельности детей и воспитателя чтение художественной литературы и постановок сказок, спектаклей, то речь ребенка улучшится.
Цель проекта: Повысить уровень речевого развития детей через многообразие театрализованных игр.
Задачи:
- побуждать детей отвечать на простейшие вопросы (Что, Кто, Что делает, и более сложные вопросы (Во что одет, Что везет, Какой, Кому, Где, Когда, Куда) ;
- побуждать детей повторять несложные фразы во время игр-инсценировок. Помогать детям старше 2, 6 лет драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок;
- побуждать интерес к театрализованной игре путем общения с персонажами, взрослыми и другими детьми;
-воспитывать интерес к художественной литературе и театрализованной деятельности.
- побуждать детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, зайчики прыгают и т. д.);
- упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
- создавать предметно-пространственную развивающую среду для формирования речевого развития детей через театрализованные игры;
- способствовать развитию самостоятельности и активности в игре с персонажами –игрушками;
-повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития (анкетирование, информированный уголок, детско-родительские мини-проекты «Рисуем сказку вместе», Лепбук «В гостях у сказки», «Игры дома», клуб театралов «Театр- по имени чудо»
Ожидаемый результат проекта:
К концу реализации проекта дети младшего дошкольного возраста должны уметь:
-владеть активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек. Речь станет полноценным средством общения с другими детьми.
- разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.
- владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (плоскостным, пальчиковым, настольным, и др.) ;
- перевоплощаться, брать на себя роль.
- имитировать действия персонажей (прыгают как зайчики, ходят как хитрая лиса, летают как птички);
-повышена компетентность родителей в вопросах речевого развития через театрализованные игры.
Для того, что бы правильно и грамотно вести работу в данном направлении, я изучила соответствующую литературу различных авторов: Гербовой В. В. Развитие речи в детском саду; Теплюк С. Н. Ребенок третьего года жизни; Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности; Шорохова О. А «Играем в сказку», М «Творческий центр», Новоселова С. Л. Игра дошкольника, А. Ануфриева Игры и занятия для малышей и др. Исследовала разные виды художественных произведений (малые фольклорные формы, стихи, сказки, рассказы, отобрала сюжеты из повседневной жизни детей; подготовила персонажи. Затем составила план занятий данного проекта.
Собрала материал и оборудование: физкультминутки, пальчиковые игры подвижные игры, сказки книжки малышки, небольшие рассказы, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом, настольные игры пазл сказка, также подготовила мульт. концерт по теме проекта «Наши любимые сказки», музыкальные произведения для прослушивания, настольно-печатные игры, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
Одним из условий наглядного и действенного ознакомления детей младшего дошкольного возраста по речевому развитию является развивающая среда. В группе оборудован центр «Театрализованной деятельности». Пособия расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию. В центре «Театра» я разместила ширму меняющуюся по временам года, на полках размещены куклы би-ба-бо, деревянный театр «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», и др., сказка на крышках и мягкие герои «Угадай кто следующий?» по сказке «Репка». Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе, использовать пальчиковые и мягкие из фетра куклы, резиновые герои сказок «Три медведя», «На птичьем дворе» и др, конусный,теневой театр. Новая для детей сенсорно- театрализованная игра авторского изготовления «Сказочный круг» дети совместно с воспитателем и самостоятельно меняют сказку по своему усмотрению, все персонажи съемные, на липучках. В Театрализованном центре так же расположен весь дидактический и иллюстративный материал.
Большинство из перечисленных видов театра сделаны своими руками. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.
Одно из важнейших условий речевого развития детей через театрализованную игру – это взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребёнка. Поэтому я старалась привлекать внимание родителей к данной теме. Я познакомила их с проектом, с формами работы. Родители охотно откликнулись на мою просьбу обогатить среду и изготовили пальчиковый театр «Курочка ряба», театр конусной «Маша и медведь», подготовили различный по содержанию иллюстративный материал и др.
Обогащение представлений дошкольников о многообразии театрализованных игр, я осуществляла с учетом интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое», «Познавательное», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие». Ежедневно провожу обязательную образовательную деятельность, которая включает в себя инсценирование песенки, потешки, приход персонажа, имитационные и подражательные действия детей. В повседневной деятельности театрализованные игры проходят через все режимные моменты (к малышам приходят персонажи кукольного театра, предлагают поиграть). Регулярно провожу развлечения, досуги, в которых дети принимают активное участие.
В своей работе для развития активной речи детей использую следующие методы и приёмы:
Игровые:
Использование элементов подвижной игры
Сюрпризные моменты
Имитационные движения с элементами звукоподражания
Обыгрывание текста
Дидактические игры
В процессе двигательной активности в качестве физических упражнений использую физкультминутки «Солнышко» (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). «Мишка косолапый»(имитировать походку медведя-дети повторяют движения на месте, «Уточка и утята», «Зайка серенький сидит» и др., подвижные игры: «Воробушки и автомобили», «Лохматый пес», «Беги к куколке», «Кот и мыши» и др. Для развития мелкой моторики пальцев рук, чувство ритма проводила пальчиковую гимнастику в основном на (занятиях ООД): «Лошадки», «Капуста», «Из-за леса, из-за гор.», «Скорее мышка домой» и др. Так же все малыши обожают сюрпризные моменты, стараюсь включать их на все занятия ООД разыгрывая сказку «Репка» дети приехали на автобусе в деревню, где услышали звуки трактора, мычание коровы, курочек. Около деревенского домика заметили красивую коробочку с бантиком и у всех малышей разыгралось любопытство, что там?
Я использовала и такие формы работы, как дидактические игры, в процессе которых дети приобретали или закрепляли знания о различных предметах, игрушках, явлениях общественной жизни, природе. Повторюсь, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников, она доставляет радость ребенку, поэтому использовала речевые игры «Где чей домик?», «В мире слов», «Покажи, кого назову», «Кто это?», «Кто внимательный?», «Расскажи сказку», «Найди тень», «Из какой сказки герои?» и др.
Словесные:
Вопросы
Беседы
Использование текстов с повторяющимися элементами
Чтение произведений со звукоподражаниями
Договаривание слов, фраз
Похвала
Большое место на третьем году отводится слушанию и последовательному воспроизведению коротких рассказов, сказок, стихов, потешек и др. Только при этом условии малыш приучиться внимательно, слушать, понимать, а за тем и самостоятельно пересказывать и обыгрывать. Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз, потом усложнить, увеличивая количество действий выполняемых персонажем. Я стараюсь научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать совместно со взрослым. Учу повторять слова фразы, потом задаю вопросы и учу отвечать на них, позднее прошу самостоятельно рассказать. Я стараюсь, вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляю упущенное. Чтение коротких стишков, загадок, рассказов со звука подражанием «На птичьем дворе», «Гав-гав», «Песня – песенка», «Кто так кричит?», «Тук-тук» и др.
Наглядные:
Использование иллюстраций к текстам
Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения, с мелодией (пение детских песенок)
Использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Изображение героев разными техниками изобразительной деятельности.
Использование современных технологий.
Для обогащений знаний детей о разнообразии стихов, сказок и речевых играх, использую в работе ИКТ. Предложила вниманию детей народные и авторские сказки по программе. Презентация «Герои сказок. Загадки с ответами». Для закрепления и уточнения представлений детей использую иллюстрации серии «Мир в картинках», «Игрушки» и др. Деятельность в детском саду разнообразна и передать ее и закрепить поможет изобразительная деятельность игровые проявления способствуют художественно- выразительного образа, обогащают содержание рисунка (лепки) они могут органически включаться в творческий процесс или завершать художественную деятельность. Готовый рисунок может быть обыгран с помощью игрушек например, на нарисованную полянку с травой и цветами прискакал зайчик, он пробует вкусную, сочную травку, радуется солнечному, теплому дню. Вспомнив сказку «Волк и семеро козлят» проиграв ее куклами би-ба-бо предложить ребятам накормить козляток «веточками» слепить столбики (палочки, а потом угостит козлят. «Колобок катиться по дорожке», «Тарелочка для Мишки», «Морковка для зайчика». Рисование методом трафарета «Зайка серенький», «Идет бычок качается», «Листопад» и др.
Важным аспектом моей деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры в ОД. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.
Решая задачи развития речи детей младшего возраста учитываю их возрастные особенности.
Адаптация малышей и знакомства с игрушками.
1 этап – обыгрывание игрушек.
В процессе игры у детей активизируется речь
и закрепляются игровые действия
Переступив порог детского сада малыши, напуганы, неуверенные в себе, не понимают, где они и зачем, всё вокруг чужое. В этот период для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки, незамысловатые песенки («Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки»). Вначале все игры провожу индивидуально: более смелого малыша сажаю на колени и «Поехали, поехали с орехами, с орехами» или «Сорока-ворона».
2 этап-знакомство и обыгрывание потешек,
попевок, пестушек, стихотворений.
Дети играют в разные игры с рифмованным
текстом, ритмичными движениями.
Сначала слушают и смотрят, затем повторяют за
воспитателем.
Постепенно дети включаются в общую игру и начинают подходить ближе, выполняют простые движения, договаривают слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие: «Я обращаюсь только к большим кошечкам: как они мяукают? А им в ответ маленькие котята. Как они мяукают? Молодцы! Кто громко мяукает: мяу-мяу? А кто тихонечко мяукает: мяу-мяу?»
3 этап-игра в сказку.
Дети принимают участие в импровизациях,
небольших сценках с использованием
атрибутов театра.
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей: «Ребятки, сейчас мы с вами в лесу, я превращаю вас всех в медвежат, они ходят и рычат», «Мы – маленькие мышата». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных детей нет – все малыши изображают то злого волка, то смелого петушка. Я сопереживаю вместе с детьми, показываю движения и голоса героев, а дети, в свою очередь подражая мне закрепляют звуки, запоминают определённые слова.
Важным аспектом моей деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.
Ступени работы следующие:
Игры–имитации образов животных, людей;
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево).
Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).
Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (К. Чуковский «Цыплёнок», Сутеев «Кто сказал мяу», Капутекян «Маша обедает»).
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки; Игры в кукольный театр (к малышам приходят персонажи кукольного театра, предлагают поиграть).
Благодаря таким играм дети познакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогатились новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развили интерес к литературе, дети с большим желанием слушают произведения художественной литературы, у них активизировалась речь, ребята активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Они охотно выполняли мои просьбы, прислушивались к пожеланиям. Среди родителей проводила работу по вопросам речевого развития дошкольников, используя различные ее формы: индивидуальные беседы в вечернее время «Театр в жизни детей», консультации на темы: «Роль сказки в развитии детской эмоциональности» оформила информационный стенд и папки-передвижки, где знакомила родителей с подвижными, пальчиковыми играми, как рассказать произведение художественной литературы, используя игрушки, как общаться с маленькими детьми, какие существуют театрализованные игры сделанные своими руками. На каждом собрании, показывала видеоролики по театрализованной деятельности с участием их детей. Так же родители с удовольствие учувствовали в семейном театре «Чудо- по имени театр» обсуждали ожидание от совместной художественной деятельности, договаривались с местом и временем проведения встреч, обсуждение плана занятий. По окончании проекта я снова провела анкетирование родителей по итогам результаты показали,10% понимают всю важность проблемы но продолжают оставаться критическими наблюдателями, 90% большинства родителей стали больше интересоваться и активно участвовать в жизни группы. При обобщении результатов анкетирования можно сделать вывод, что мой проект «Сказочная страна» получил поддержку со стороны родителей. Возросла компетентность родителей по данной теме.
Провела диагностику детей.
Можно сказать, что прослеживается положительная динамика. У детей повысился уровень речевого общения. Повысилось количество детей с средним уровнем с 36% до 50%, появились дети с высоким уровнем развития, которые составили 50%, и детей с низким уровнем развития не оказалось.
Проводя такую работу по ознакомлению детей с театрализованными играми, я добилась того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач.
Результативность проделанной работы.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моем проекте и подтверждает свою актуальность.
Хочется закончить словами писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».