Рамина Николаевна Валетова
Проектная деятельность «Пернатые друзья» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: групповой, исследовательско-творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатель изодеятельности.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Публикация «Проектная деятельность „Пернатые друзья“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший раздел последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе и школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Ребенок для себя узнает много нового о птицах, какую ценность они имеют в жизни людей, узнают, как правильно необходимо заботиться о птицах, беречь их.
Выбор темы «Птицы наши друзья» обусловлен пониманием педагогов и родителей значимости цели, поставленной в этом проекте. В современной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека к природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
И мы с родителями должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. Поэтому мы решили создать проект «Птицы наши друзья». Так как считаем, что одной из основных задач в решение этой проблемы является создание таких условий в обучении, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность, осознать экологическую ценность природы в ее единстве с человеком, умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем, в содействие.
Цель: Обучение дошкольников исследовательской деятельности по изучению представлений о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами.
2. Развивать у детей познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц, их способом передвижения и поведением в стаях.
3. Развивать исследовательскую деятельность дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
5. Формировать представления детей о птицах.
6. Воспитывать осознанное, бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Повышение уровня экологической культуры дошкольников:
1. Сформированность разных видов отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного) .
3. Устойчивый интерес к представителям окружающего мира - птицам.
4. Навыки исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
6. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы.
Сентябрь Подготовительный
1. Анкетирование родителей
2. Подбор необходимой методической литературы
3. Подбор необходимой художественной литературы.
4. Приобретение необходимого наглядного, дидактического, раздаточного материала.
5. Создание развивающей среды
Сентябрь Основной
1. Беседа: «Что мы знаем о птицах»
2. Чтение рассказов В. Бианки «Чей нос лучше», «Кто как поёт»
3. Интерактивное занятие «Птицы нашего края», рассматривание картин, иллюстраций.
4. Слушание голосов птиц
5. Художественное творчество. Лепка «Птицы на ветке»
6. Д\и «Летает, плавает, бежит», «Кто где живет»
октябрь
Беседы. Почему перелетные птицы покидают нас осенью?
Целевые прогулки. Наблюдения: Птицы. Что изменилось в поведении осенью?
Разработка календаря наблюдений за птицами
1. Составление сравнительных и описательных рассказов о птицах.
2. Чтение рассказов Сладкова о птицах «Дятел», «Стрижиная тайна», «Фазаний букет».
3. Вечер загадок «Что за птица?»
4. Художественное творчество аппликация «Крик журавлей»
5. Слушание «Прощальная песня лета»(голоса улетающих птиц)
Ноябрь
Сбор семян, заготовка корма для птиц.
Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
1. Чтение рассказа Мамина-Сибиряка «Серая шейка»
2. Художественная деятельность рисование иллюстраций к рассказу.
3. Беседа о перелётных, зимующих и кочующих птицах.
4. Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?
Когда воздух можно почувствовать?
Как воздух помогает птицам летать?
Какие птицы не умеют летать? Почему?
5. Развитие речи - конкурс «Лучший рассказ о птице»
6. д/и «Кто как кричит?», «Зимующие и перелетные»
п/и «Воробушки и кот», «Стайка»
Декабрь
Т. Лаврова
На замёрзших ветках птички –
Крохотули-невелички.
Очень яркие, с румянцем,
Пиджачок на спинке с глянцем.
Накормлю я их обедом:
Угощу рябиной, хлебом.
Пусть горят, как фонари
Чудо-птички Снегири.
1. Рассматривание картины «Снегири».
2. Развитие речи – составление творческого рассказа: «Птицы зимой»
3. Привлечение родителей созданию «Птичьей столовой».
4. Оформление фотовыставки «Мы кормушки смастерили»
5. Художественная деятельность. Лепка «Снегири».
6. Д/и «Узнай по следу»,«Чей клюв»,п/и «Гуси, гуси»
Составление творческих рассказов «Птицы зимой».
Январь
Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
1. Чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь».
Ежедневная работа в птичьей столовой, наблюдение за её посетителями. сравнение следов на снегу под кормушками.
2. «Синички на ветках» (аппликация)
3. Рисование «Зимующие птицы».
4. Заучивание стихотворения: А. Яншина «Покормите птиц»
5. Д/и «Летает - не летает»,
«Лишняя картинка»,П/и «Голуби»
Февраль
Беседа: «Что мы знаем о птицах?
Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
1. Рассматривание картины «Птичья столовая»
2. Викторина «Кто зимует вместе с нами»
3. Д/и «Что изменилось»
«Угадай по описанию»
4. Оригами «Ворона»
5. П/и «Ворон»
6. Работа в птичьей столовой.
Участие в акции «Покормите птиц зимой».
Март
1. Беседа: «Птицы весной»
2. Рассматривание картин. А. Саврасов «Грачи прилетели»
3. Слушание пения скворца, грача и воробьёв.
4. Аппликация «Скворцы»
5. Чтение «Как скворец себе дом выбирал»
6. Хороводная игра «Скворушки».
7. Д/и «Кто где живет»
«Составь картинку из частей»
8. Выпуск фотогазеты из семейных архивов – «Я и птицы» (различные фотографии с домашними птицами, с птицами сфотографированными на экскурсиях па отдыхе, с каменными, деревянными птицами и т. д.)
9. Развитие речи - составление рассказа о птицах из личного опыта детей.
апрель
1. Беседа: «Как птицы находят путь домой»
2. Развитие речи - ролевой диалог: «О чем могла бы рассказать ласточка снегирю?»
3. Праздник «Прилетели журавли и соловушки мои»
4. Непосредственно образовательная деятельность «Птицы весны»
5. Слушание пения птиц.
6. Дети вместе с родителями : изготовление поделки «Птица счастья»
7. Д/и «Лишняя картинка», «Что надо для гнезда?»
«Что было бы, если…»
п/и «Жаворонок», «Ласточки».
Май Заключительный
1. Создание мини музея
2. Показ открытого занятия «Кто такие птицы»