Светлана Владимировна Филиппова
Проектная деятельность «Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность «Мой город»
Целевая направленность
Цель: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Задачи:
Обучающая задача
Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры) : дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Публикация «Проектная деятельность „Мой город“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка, в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).
Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях. Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). Продолжать воспитывать любовь к родному краю.
Развивающие задачи:
- Расширять и обогащать словарь;
- Развивать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми;
- Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнать новое о том, где они родились и живут;
Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям
о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Воспитательная задача
воспитывать патриотические и интернациональные чувства.
Воспитывать у детей чувство привязанности к своему родному городу;
- Воспитывать у воспитанников чувство гордости за свой город;
-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
Организационная форма работы
1. Игры
Дидактические Игры:
1. Угадай улицу
Цель: продолжать изучать улицы родного города
2. «Где находится памятник?»
Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города
3. «Узнай по описанию»
Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Ульяновска, развивать внимание, память, речь-доказательство.
4.«Мой город»
Цель: закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях, любимых для отдыха местах
5.«Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра)
Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.
6.«Достопримечательности родного города»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Ульяновска ; развивать внимание, память, связную речь.
7.«Парные картинки»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, умение подбирать правильно пару к своей картинке. (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)
8.«Чтобы было, если все улицы будут без названия»
Цель: закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.
9. Лото «Мой любимый город»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.
10.«Я журналист»
Цель: Овладение детьми связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста; обучение построению самостоятельных высказываний; расширение и активизация словарного запаса. Совершенствование умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать.
Словесный игры:
1. «Город будущего»
Цель: Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
2. «Интервью»
Цель: Учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме
«Мой город». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному
городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими.
3. «Я начну, а ты продолжи»
Цель: закрепить у детей знания о родном городе, продолжать развивать связную речь детей, способствовать активизации словаря
Сюжетно- ролевые игры:
1. «Экскурсовод»
Цель: продолжать знакомить детей с историей города, памятниками. Вызвать интерес к изучению родного города.
2. игра «Путешествие по городу».
Цель: продолжать знакомить детей с городом, вызвать любовь к родному краю.
3. «Строительство Города»
Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
4. «Улицы родного города».
Цель: помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, аптека, полиция, почта, детский сад);
Подвижные игры:
1. Цветные автомобили»,
Цель: знакомить с городским транспортом, закреплять ПДД.
2. «Найди нас».
Цели: Закреплять названия объектов на участке; учить ориентироваться в пространстве.
3. «Совушка».
4» Подвижная игра: «Машины на нашей улице»
Цель: закрепить умение внимательно слушать команды педагога, быстро реагировать на них, передвигаться только в указанном направлении, не наталкиваясь на других детей; правильно реагировать на сигналы светофора.
Правила. Педагог жезлом указывает направление движения транспорта, показывает определенный цвет сигнала светофора, на который дети-машины должны реагировать правильно, дает команды «Легковой транспорт», «Грузовой транспорт», на которые дети перемещаются то по одному, то по двое, цепляясь за отведенные за спину руки ребенка, стоящего впереди. Выбывает тот, кто нарушил правила дорожного движения и кто не успел среагировать на команду педагога. быстро действовать по сигналу.
Хороводные игры:
1. Хоровод дружбы
Цель: Формировать уважительное отношение к культуре и обычаям людей разных национальностей.
2. хоровод «Березка»
Цель: воспитание любви к своему городу.
3. хоровод «флажок»
Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку..
2. Просмотр и обсуждение фильмов
Мультфильмов
Телепередач
3. Чтение и обсуждение программ познавательных
Энциклопедии
Литературы
4. Проектная деятельность
1. Изготовление фото коллажа «Мой город, моя улица».
Цель проекта : реализация и развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе совместного проекта с родителями — «Мой город, моя улица».
2. Оформление альбома «Красоты родного края»
Цель: Развивать творческие качества детей, учить видеть красоту природы и местности. Вызвать чувство гордости у детей за свой город, желание оберегать его.
3. изготовление стенгазеты «Улицы родного города»
Цель: продолжать развивать интерес к городу, к истории родной улицы.
5. Познавательно исследовательская деятельность
1. Познавательно – исследовательская
«Составление Красной книги родного края».
Цель: рассказывание, показ иллюстраций с изображением животных, обитающих в нашей области.
2. Познавательно- исследовательская
работа с контурной картой
Цель: познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты, рассказать, что по цветам на карте расположены равнины (зелёный, горы (коричневый, реки и водоёмы (голубой).
3. Опыты с воздухом, с водой, со звездами.
6. Продуктивная деятельность
1. Аппликация «Город родной»
Цель: продолжать знакомить с отличительными особенностями города, улицами. Продолжать закреплять у детей названия улиц.
2. Аппликация на тему: «Дома на нашей улице».
Цель: Закрепить у детей знания о поселке, домашнего адреса и названии улиц. Учить детей передавать в аппликации образ городской улицы.
3. Аппликация. «Фонтан в нашем городе».
цель: Расширять представление у детей об архитектуре нашего города. Учить передавать в симметричное строение нашего фонтана в работе, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать творческое воображение.
1. Рисование «Ульяновск»
Цель: продолжать вызывать интерес к городу, показать, что город Ульяновск разделяет река Волга на 2 большие части, которые соединяются между собой 2мя мостами.
2. Рисование флага города Ульяновска
Цель: формировать первоначальные знания о родном городе Ульяновске, его своеобразии, достопримечательностях.. «Что обозначает герб Ульяновска?»
3. Рисование на тему: «Город вечером».
Цель: познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж»; учить передавать в рисунке впечатления от праздника – День города;
4. Рисование на тему: «Мой дом, моя улица»
Цель: учить детей рисовать дома, передавая прямоугольную форму стен и треугольную форму крыш. Развивать умение дополнять изображение элементами на основе впечатлений от окружающей жизни; активизировать словарь детей.
1. Пластилинография «Город»
Цель: Знакомить детей с техникой пластилинографии; учить детей создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому; развивать эмпатию, воспитывать стремление помочь герою, который попал в беду.
7. Оформление выставки
1. конкурс рисунков «Мой любимый город»
Цель: закрепить у детей знания о родном городе, способствовать высказыванию своих мыслей, эмоций о городе. Воспитывать бережное отношение к городу, гордость.
2. картины «Ульяновск»
Цель: познакомить детей с городом, показать детям что город состоит из улиц, проспектов, бульваров, показать отличие от сельской местности.
3. Рассматривание открыток «Симбирск-Ульяновск»
Цель: продолжать знакомить детей с историческими и памятными местами в городе Ульяновск.
8. викторина
1. тема: мой город
Целью нашей работы: было расширение представлений о нашем городе Ульяновске. Работа нами ещё ведётся, работа не окончена, мы продолжаем изучать наш родной город, а сейчас мы бы хотели показать вам, наши дорогие зрители, как много мы узнали, и поиграть в очень интересную игру.
2. Тема: «Природа родного края»
Цель: углубить и обобщить представления детей о животном и растительном мире Ульяновска, закрепить и уточнить представления детей об условиях жизни растений и животных осенью. Воспитывать любовь к своей малой родине, экологическую культуру дошкольников.
9. Уроки культуры
Безопасность. 1. Развивать представления о работе светофора; знания перехода улицы по сигналам светофора.
2. Формировать представления о способах безопасного поведения на улице нашего города. НОД. Ориентировка в пространстве.
Тема: «Ребенок на улицах города».
10. музыкальная деятельность
12. Развлечения
1. Праздник «День города»
Цель: вызвать у детей положительные эмоции, желание поздравить родной город
2. Спортивное мероприятие «мой город»
Цель: закрепление полученных знаний о родном крае и городе Ульяновске и применение их на практике.
13. Смотры и конкурсы
1. Конкурс рисунков «Мой любимый город»
Цель: закрепить у детей знания о родном городе, способствовать высказыванию своих мыслей, эмоций о городе. Воспитывать бережное отношение к городу, гордость.
14. Экскурсии:
1. Экскурсия на авиазавод «Авиастар»
Цель: вызвать интерес к изучению родного города, показать и рассказать об основном предприятии района.
2. экскурсия в краеведческий музей
Цель: продолжать знакомить с историей города, воспитывать интерес к Ульяновску.
3. Экскурсия к доске почета города Ульяновска
Цель: знакомить детей с людьми, прославляющими область и город, побуждать детей к бережному отношению к городу, вызвать гордость за земляков, родной город
4. экскурсия «Родина колобка»
Цель: познакомить детей, что город Ульяновск считается родиной колобка, рассмотреть памятник. Формировать интерес к изучению родного города.
5. Экскурсия к памятникам
Цель: продолжать знакомить детей с историей города, знаменитыми земляками, рассказать о памятниках, воздвигнутых в их честь.
6. Экскурсия на улицу около детского сада.
Цель: Формировать у детей представления о городе, в котором они живут. Дать представление о ближайшем окружении детского сада. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родному городу и своему детскому саду.
Обогащение предметно развивающей среды
1. Художественная литература
1. Чтение и разучивание стихов о городе.
Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать.
2. «В театре» А. Барто (чтение стихотворения).
Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к художественной литературе.
3. Чтение стихотворения А. Кардашовой «Наш дворец для всех открыт»
Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца.
4. П. Воронько «Лучше нет родного края» - чтение.
Цели: формировать умение участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю.
2. игрушки:
Кот Леопольд,
3. строительный материал для создания города
дидактические игры
«Угадай улицу», «где находится памятник», «узнай по описании»
подвижные игры:
мультфильм «Барбоскины» - «Городской транспорт», презентация «Достопримечательности города»,
видеоролик «Симбирск или Ульяновск»)
- Фольклор (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки)
- Музыка (песни о городе, прослушивание записи шума дороги, салюта и т. д.)
- Рисунки, картинки, открытки, фотографии («Ульяновск», «Районы города», открытки «Симбирск-Ульяновск», «Памятники», «Парки», «Ульяновск-родина Ленина»,
карты Ульяновской области,
«Животные Ульяновской области»,
альбом «Люди труда»)
загадки
пословицы
поговорки
«дома»,
«здания»,
Тематические альбомы,
Книжка малышка
4. Наглядные методы
1. Рассматривание картины «Ульяновск»
Цель: познакомить детей с городом, показать детям что город состоит из улиц, проспектов, бульваров, показать отличие от сельской местности.
2. Просмотр мультфильма «Барбоскины» - «Городской транспорт»
Цель: продолжать знакомить детей с улицами города, ПДД. Формировать интерес к изучению родного города.
3. Рассматривание открыток «Симбирск-Ульяновск»
Цель: продолжать знакомить детей с историческими и памятными местами в городе Ульяновск.
4. Рассматривание карты Ульяновской области
Цель: Показать расположение города относительно других населенных пунктов, познакомить с ландшафтом города и области
5. Презентация «Достопримечательности города»
Цель: Познакомить детей с главной достопримечательностью города. Рассказать о том, кому поставлен этот памятник. Воспитание уважения и чувства гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Формировать патриотические чувства.
6. Рассматривание фотографий «Парки Ульяновска»
Цель: рассмотреть с детьми фотографии, показать красоту города в разные сезоны, рассказать о развлечениях в парке и правилах поведения.
7. Рассматривание картинок «Животные Ульяновской области»
Цель: познакомить с животными, которые обитают в лесах родного края, закрепить правила поведения в лесу. Вызвать желание охранять и оберегать природу.
8. Просмотр видеоролика «Симбирск или Ульяновск»
Цель: продолжать знакомить детей с историей названия города, со знаменитым земляком В. И. Ленином -Ульяновым. Вызвать у детей интерес к изучению родного города.
9. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
10. Презентация «Как управлять городом»
Цель: познакомить детей с администрацией города, мэром, губернаторов. Рассказать о необходимости власти в городе.
Практические методы
1. опыт «Свойства воздуха»
Цель.
Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.
Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
2. опыт «Воздух сжимается»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.
Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
3 опыт «Вода при замерзании расширяется»
Цель:
Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Ход:Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.
4. опыт «Как обнаружить воздух»
Цель:
Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Ход:
1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.
Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
Игровые методы
Игра-путешествие «Путешествие по Волге»
Цель: расширить представления о сёлах Ульяновской области, познакомить с географическим положением.
Словесные методы
1. Отгадывание загадок о городе
Цель: продолжать знакомить с особенностями и отличиями города.
Запылал у чудища изумрудный глаз.
Значит, можно улицу перейти сейчас. (Светофор)
У широкой мостовой
Встал суровый постовой.
Как посмотрит глазом красным —
Значит, нам идти опасно. (Светофор)
Вдаль бежит — не тужит,
С ножками дружит. (Улица)
Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда—то покатили. (Улица)
Шагаешь — впереди лежит,
Оглянешься — домой бежит. (Улица)
Уродились грибочки
Одного росточка,
Стоят вдоль тропинки,
Ровные спинки,
Старый гриб ломается,
Новый растёт. (Улица С Домами)
Стоит весь день —
Ему не лень.
А как вечер придет —
Работать начнет. (Фонарь)
Стоит в саду среди пруда
Столбом серебряным вода. (Фонтан)
Вот жилище горожан :
В кухне есть плита и кран,
Ванна есть и туалет,
Мебель в комнате, паркет.
Заходи в нее, живи,
Только слово назови. (Квартира)
Он огромный, городской,
Часто он с большой трубой.
Здесь машины собирают
Или нефть перегоняют. (Завод)
В каждом городе есть место
Сладкое и вкусное.
Там в цехах замесят тесто
Мастера искусные.
И в него добавят дрожжи,
Ванилин, цукаты.
Как приятны всем прохожим
Эти ароматы! (Кондитерская фабрика)
Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена. (Цирк)
Ну и башня, высока!
Подпирает облака!
Подает она сигнал,
Техника старается.
И у нас ТВ-канал
Дома принимается. (Телебашня)
В городе деревьев мало
И гулять стремятся все,
Уходя на два квартала
От проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей
И зеленых тополей. (Сквер, парк)
Коль мигнет зеленый глаз,
Остановится КАМаз,
Через зебру-переход
Первоклассник перейдет.
А когда мигает красный -
Для людей проход опасный!
Кто мигает нам глазами?
Догадайтесь, дети, сами. (Светофор)
2. Знакомство с поговорками о городе
Цель: познакомить с известными поговорками о городе, объяснить смысл данных поговорок детям.
Ни к селу, ни к городу.
Города чинят, не только рубашки.
Чем больше город, тем больше тараканов.
И нечего было города городить.
Не стоит город без святого, селение без праведника.
В лесу дрова рубят, а к нам, по всем городам щепки летят.
Купил бы городки, да животы коротки.
За тобой и города-те стоят.
Не велик городок, да семь воевод.
Квас пьют — поговаривают, а город городят — поколачивают.
Владеют городом, а помирают голодом.
Сиденьем города не берут.
Был город, осталось городище.
Царь-государь и города чинит.
В городе порука, на воде перевоз.
Без денег в город — сам себе ворог.
Ни в городе порука, ни в дороге товарищ, ни в деревне сосед.
В городе жить, так по городу и слыть.
В городе не пашут да калачи едят.
В городе места много : на любом посиди да вперед иди.
В городе ни ткут, ни прядут да тоньше нашего ходят.
В городе суета, в деревне маета.
В городе толсто звонят да тонко едят.
В ином городе и слон – заяц.
В своем городе всякий – царь.
43Беседы:
1. Беседа «Ульяновск в годы войны»
Цель: познакомить детей с районами города, их историей. Продолжать знакомить детей с заводами города, в частности с патронным заводом. Рассказать какую роль сыграл завод в годы Великой Отечественной войны.
2. Беседа «Ульяновские писатели»
Цель: знакомить с знаменитыми писателями, родившимися и жившими в нашем городе.
3. Беседа «Район авиастроителей»
Цель: познакомить с родным районом, предприятиями, объяснить название.
4. Беседа «Герб»
Цель: знакомить детей с гербом Ульяновской области, объяснить значение и необходимость герба, вызвать интерес у детей.
5. Беседа «История города».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.
5. Рассказ воспитателя :
1. Рассказывание из личного опыта «город Ульяновск»
Цель: побуждать детей рассказывать о запомнившихся местах в городе Ульяновске, рассказывать про музеи, парки.
Специфические методы:
НОД Развитие речи - Творческое рассказывание по открыткам «Достопримечательности родного города»
Цель: Обучить детей навыкам составления рассказа по открыткам (по образцу воспитателя, называть здания культуры города, памятники, места отдыха; активно использовать в речи интонацию удивления, радости; подбирать точные сравнения; активизировать в речи слова, обозначающие признаки и действия предметов, закрепить название родного города, улиц и площадей, формировать у детей чувство любви к своему городу. (Зеленова, с. 57)