Наталья Табакова
Проектная деятельность как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Публикация «Проектная деятельность как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
Метод проектов –это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать личность дошкольника.
Изучив и проанализировав труды ученых, психолого-педагогическую литературу, активно использую в своей работе метод проектов для развития, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности. Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии со специалистами и с семьями воспитанников, которые с удовольствием помогают в организации развивающей среды в группе, активно участвуют в подготовке и проведении проектов.
Хочу рассказать о некоторых проектах из своего опыта работы в данном направлении.
Для детей младшего дошкольного возраста организовываю небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты. Так, например, проект для детей первой и второй младших групп «Моя семья». В рамках этого проекта организовываю различные выставки рисунков, поделок, которые дети выполняют вместе с родителями. Оформляю различные фотоколлажи на тему «Моя семья», «Я и Мама», «Мой любимый папочка» и т. д., для того чтобы ребенок в любое время мог найти фотографии своих родных и близких, а также провожу цикл занятий на тему «Наша дружная семья». Это позволяет детям пройти этап адаптации в детском саду в более легкой форме. Работа по проект «Поварята» во второй младшей группе позволила познакомить детей с профессией повара (кондитера).
Для детей среднего дошкольного возраста организовываю работу по игровым проектам, таким как «Путешествие по сказкам»,
«Строим волшебные замки» и многие другие. Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки. По-своему решая поставленные проблемы и задачи.
В этом же возрасте педагоги детского сада, как правило, начинают объяснять, что слово Родина означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, на которой мы родились, это мать и отец. Поэтому Родину мы ещё называем Отчизной, Отечеством.
Для более успешного освоения этих понятий детьми, работу строю в рамках работы по творческому проекту «Люблю березку русскую» знакомлю детей с различными народными играми, разучиваю с песнями о березке, вместе с родителями посадили «подружек» для русской красавицы.
Для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста выбираю проектную деятельность с более продолжительными занятиями.
К таким проектам относятся групповые, исследовательско-творческие, индивидуальные проекты. Это «Генеалогическое древо», «Подводный мир», «Насекомые малышки – наши меньшие братишки». Результатом которых являются, например, «Древо семьи», оформленный в группе игрового макета подводного мира, муравейника, а также оформленные альбомы «Моя семья», «Насекомые».
Результатом работы по исследовательскому проекту «История олимпийских игр» был праздник «Путешествие в Олимпию». А вот работая по проекту «Новый год шагает по планете» мы вместе с детьми познакомились с тем как празднуют Новый Год в разных странах.
Итогом был праздник «Путешествие Деда Мороза».
Из цикла занятий в рамках проекта : «Родной край», воспитанники могут узнали историю родного края, познакомились с флорой и фауной Кузбасса. Также узнали, что драгоценный дар земных недр края и поселка – уголь. На дети были учеными и исследовали уголь с помощью лупы и других материалов, тем самым отвечая на вопросы: Какой уголь мягкий или твердый? Для чего нужен уголь? Такие опыты привлекли детей больше всего, а самое главное, они дали детям ощущение принадлежности к своей земле, своему народу, из которых впоследствии «вырастет» чувство ответственности, любви и трудолюбия.
Опыт моей работы показал, что использование технологии проектной деятельности, как одного из методов интегрированного образовательного процесса дошкольников позволяет значительно повысить познавательную активность в условиях сада и семьи, помогает многим детям чувствовать себя более уверенно среди сверстников, успешнее социализироваться в обществе и адаптироваться к жизни в современном мире.
И закончит хочется словами детского писателя автора серии детских книг «Книга знаний» Александра Борисовича Шапиро «…Ребенок почувствовавший себя исследователем, овладевшем искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из школ характера».