Татьяна Малюта
Проектная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Малюта Татьяна Александровна
воспитатель,МАДОУ-детский сад № 10
В настоящее время, когда дошкольное образование в Российской Федерации стало ступенью образования в целом, перед образовательной организацией стоит задача, которая заключается в выполнении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Публикация «Проектная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства», он направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».
В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не проблемы экономики, не события в политической жизни страны и мира, а разрушение личности её граждан. Материальные ценности стали доминировать над духовными, у детей искажается представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Рост научно-технического прогресса, засилье иностранных слов, музыки, фильмов, игрушек и игр привело к тому, что у детей стал пропадать интерес к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Всё это может нас привести к тому, что из современных дошкольников вырастет «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей.
Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у подрастающего поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.
В разное время к проблеме патриотического воспитания обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. Я. Коменский и др., в наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Ю. М. Новицкая, Н. В. Алёшина, А. А. Зеленова, М. Д. Маханёва. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины.
В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества в целом и своей малой родины в частности.
Задача педагога пробудить в ребёнке чувства любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним их актуальных и эффективных методов является метод проектов. Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания наиболее результативно в ходу организации проектной деятельности. Ещё Джон Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к своевременному планированию и реализации намеченного.
Старшие дошкольники наиболее восприимчивы к социальным процессам окружающего их мира, что позволяет им проводить социальных эксперименты и принимать участие в коллективной проектной деятельности.
Отечественные и зарубежные психологи (Х. Литтон, В. А. Петровский) отмечают, что ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает на положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Но самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии, одной из которых является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок – взрослый», и построенной на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и даё т возможность педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность и т. д.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходимо исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Ребёнок – дошкольник стоит в начале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые будут определять его образ Человека. Вот почему так важно, чтобы педагоги и родители (законные представители) были рядом с ребёнком, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, поддерживали его интерес к прошлому и настоящему родной земли, ведь именно через это и воспитывается патриотизм и любовь к своей Родине.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, необходимо решить ряд задач, которые мы решаем в рамках реализации проектов как краткосрочных, так и долгосрочных:
- сформировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;
- сформировать представление о России как о родной стране, о Москве – как о столице России;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
- воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому;
- воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Работа по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины мы ведём по нескольким направлениям, которые включают в проекты;
- духовно-образовательном (тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, тематических папок);
- воспитательно-образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность, беседы, традиции);
- культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
- нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо создание условий – создание развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно центра нравственно-патриотического воспитания, в котором содержится определённый материал, который можно пополнять в ходе реализации проектной деятельности :
- материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой;
- материал по ознакомлению предметов старины и быта крестьян, предметы народно-прикладного искусства;
- материал по социально-нравственному воспитанию – семейные фотоальбомы, самодельные книги, детские анкеты на тему «Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», художественная литература нравственной тематики;
-материал по ознакомлению детей с родной станицей, подбор литературы о родной станице, тематические папки, содержащие фотографии и рисунки символов станице, о достопримечательностях, подбор презентаций о родной станице;
- материал по ознакомлению детей нашей страной – Россией, подбор детской литературы о России, об истории нашей страны, о народах России, карта России, альбомы – «Наша родина – Россия», «Народы, населяющие Россию», «Семь чудес России», «Известные города России», подбор презентаций о нашей стране;
- материал для ознакомления с защитниками Отечества – тематические папки: «Российская армия», «Памятники воинской славы», «Города – Герои», «Богатыри земли русской», модели военной техники, альбом с детскими рисунками солдат;
- материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – тематические папки и книги по темам «Как жили люди на Руси», «Русский дом», «Из истории русского народного костюма», «Праздники, традиции и обычаи», «Древняя Русь», медиатека с русскими народными сказками, песенками, былинами.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей (законных представителей). Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о членах своей семьи, родословной своей фамилии, учатся составлять родословное древо, пополнять знания о традициях и обычаях семьи, о родном городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об обычаях и традициях, о космосе, планетах Солнечной системы, о первых покорителях космоса.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольник является весьма действенным и эффективным и будет и в дальнейшем использован в работе.