Ирина Кирячек
Консультация для воспитателей «Воспитание положительного отношения к физическому труду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание положительного отношения к физическому труду, в век информатизации, технического прогресса и компьютерной грамотности дошкольников».
Труд- важнейшее средство воспитания начиная с дошкольного возраста в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание положительного отношения к физическому труду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
В наше время большое значение уделяется информатизации, как следствие у детей пропадает интерес и практическая необходимость в физическом труде. В наш век развития ТСО (техническими средствами обучения) выявляется проблема практического труда, а не виртуального. Дети с трудом находят общий язык между собой, темы для общения, так как наблюдается тенденция взаимодействия «человек-машина». Все это влечет за собой ряд проблем со взаимоотношениях между детьми.
Далее хотелось бы разобраться, что поможет в решение этого вопроса.
«Ребенок будущий член трудового коллектива и его роль в обществе, как гражданина, зависит от того, на сколько он к нему подготовлен. - писал А. С. Макаренко».
У детей на всем протяжении необходимо формировать, нравственно-волевые качества, характеризующие
1) отношение к труду (интерес к труду, желание трудится, старательность, аккуратность, ответственность, активность, инициативу,
2) отношение к товарищам по труду (умение сговориться, справедливо распределить обязанности, стремление и умение помочь, бережное отношение к результатам труда, доброжелательность в оценки работы и т. д. ,
3) отношение к вещам, инструментам и материалам (бережливость,
4) отношение к труду взрослых и результатом их труда (уважение их труда, интерес к работе взрослых, умение беречь результаты труда взрослых, стремление им помочь).
Формирование нравственно-волевых качеств тесно связано с формированием соответственных представлений и суждений, которые предают детскому поведению глубокий и осознанный характер.
Дошкольникам доступно усвоение представления о трудолюбии, о дружеских отношениях в труде, о бережливости.
Формирование трудовой деятельности, значит, совершенствование всех структурных частей трудового процесса постепенно, овладевая отдельными трудовыми действиями, дошкольники переходят к трудовым процессам, а затем – к видам труда, состоящих из ряда трудовых процессов. Решение этой задачи зависит от умения ставить цель и организовывать ее достижение; отбирать материалы и инструменты, осуществлять трудовые действия в определенном порядке, получать нужный результат соответствующий цели трудового процесса.
Задачи формирования нравственно-трудовых качеств развитие трудовой деятельности тесно связаны и в воспитательном процессе неразделимы.
Главным является воспитанием ребенка в труде. Мы привлекаем его к посильному труду значительно раньше чем складывается трудовая деятельность. Но если не заботиться о совершенствовании трудовой деятельности то примитивность ее вскоре станет тормозом в формировании к положительного отношения к труду. Поэтому важно расширить не только содержание труда, формировать соответствующие навыки, способы действий, ну и научить ребенка организовывать, планировать ее, осуществлять контроль и оценивать с позиции поставленной цели. А это уже вопросы культуры и дисциплины труда т. е. воспитательные вопросы. Таким образом педагогическое руководство должно быть направленно как на развитие самой трудовой деятельности детей, так и на их воспитания в труде.
Воспитательным средством труд будет только при определенном условии:
1 труд должен интересовать ребенка, только в этом условии он будет свободным;
2 труд следует организовывать так, что бы ребенок в его процессе принимал приобретенные знания и умения;
3ребенку в каждом отдельном случае должен быть понятен и виден результат его труда;
4 трудовая деятельность детей должна иметь постоянный характер, а не являться фрагментарным явлением в жизни ребенка, т. к. это дает возможность входить на деловой почве во всестороннее общения с людьми, наблюдать общественную жизнь и ее явления, учиться жить, чувствовать себя уже с детства, с самых ранних лет полезным членом общества.
Ведущей деятельностью педагогического процесса игра, а не труд и требует глубокого изучения этих видов деятельности, их воспитательного влияния и своеобразия:
1. труд детей тесно связан с игрой. Она показала путь перехода игры в труд : «по мере развития ребят, роста их сознательности сложнее становятся цели, четче планирование, мало-помалу игра переходит в общественную работу»
2. труд детей отличается и по характеру всех его структурных частей: «по цели, планированию и достижения результата:
а) т. к. целевые установки дошкольников еще не устойчивы, ребята могут не довести начатое дело до конца, отвлекаться в процессе его выполнения чем-то попавшим в поле их зрения, забывают о первоначальном задании;
б) на долго ребята планировать не могут объясняются эти особенности с не устойчивым вниманием, слабо развитыми волевыми качествами, конкретности мышления»
существует 4 вида детского труда :
1. самообслуживание (труд направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)
2. хозяйственно-бытовой труд (связанный с уборкой в групповой комнате и участка)
3. труд в природе (работа детей в уголке природы, цветнике, огороде,саду)
4. ручной труд (работа детей с бумагой, картоном, тканью и природным материалом)
поэтому необходимо привлекать детей к бытовому труду, к самообслуживанию в условиях семьи и детского сада, т. к. очень важно научить детей видеть красивое в повседневной работе, находить в ней радость.
Большинство детейвыполняют перечисленные трудовые процессы в унисон с видео развлечениями (мультики, компьютерные игры, телефоны, планшеты и т. д.). Однако, это все замедляет и несет не качественный результат выполнения трудовых действий. Последствия могут иметь отрицательный или опасный для здоровья результат.
В самообслуживании и хозяйственно-бытовой работе для детей 5 лет главным приемом в руководстве является контроль. Внимание обращаем на то, чтобы ребенок осознано пользовался навыками, понимал что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (плохо застегнул куртку – простудился; плохо вымыл руки – запачкаешь полотенце и т. д.). В процессе труда по самообслуживанию продолжаем формировать гуманное чувство и положительные взаимоотношения, воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу.
Чрезвычайно важным видом труда является труд по выращиванию растений и уходу за животными; так как кроме тепла, света и влаги, надо и ухаживать, чтобы не погибли, не завяли, овладевая при это определенными умениями и навыками.
Все чаще от детей нашего времени можно услышать, что они играют в компьютерную игру, где выращивают, поливают, ухаживают за растениями и животными, однако они перестают сострадать, сопереживать по причине не реальности происходящего всегда можно начать игру сначала. Поэтому нужно задуматься о сомнительной пользе таких игр.
В процессе ручного труда, дети узнают о свойствах материалов и качествах, которые требуют специальной обработки. У нас еще слабо поставлена индивидуальная работа с детьми вне занятий в связи с большим количеством воспитанников. Однако учить детей доводить работу до конца, что поможет ребятам в приобретение и развитие таких качеств как аккуратность, настойчивость, целеустремленность.
В дошкольном возрасте дети получают навыки: умение одеваться, умываться, прибирать за собой, владеть карандашом, ножницами, детскими орудиями труда- лопаткой, граблями, молотком, уметь привязать веревочку, покормить животных и птиц, пилку необходимо благодаря развитию науки и техники изменился характер физического труда, поэтому нужны не только умелые руки, но и знания. Познание окружающего мира, явлений и свойств природы, материалов учится применять тот инструмент который применяет.
Существует три формы организации труда : поручение, дежурство, коллективный труд. С малых лет дети должны приучаться жить и работать сообща, поэтому так важен коллективный труд, в котором лучше всего реализуются возможности, появляются организационные навыки, так как организованный труд, не допускает ненужной затраты сил. Коллективный труд подразумевает под собой даже работу нескольких человек, имеющих общую цель, которая постепенно усложняется и если есть необходимость взрослый оказывает помощь.
В коллективном труде ребенок должен выполнять хотя бы маленькую часть работы, нельзя допускать, чтобы одни работали, а другие ни чего не делали так как они не понимали пользу и необходимость труда для себя и коллектива.
На ряду с коллективным трудом дети выполняют и индивидуальные поручения, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения. Некоторые поручения должны переходить в обязанности (следить за порядком в помещении, книжных полках, игровых уголках, прививать желание держать в порядке все и всегда).
Большинство детей проявляют интерес к труду взрослых. Они с самого раннего детства видят как трудятся их родители, слышат обсуждения их рабочих моментов и поэтому в игровой деятельности большое значение имеют дидактические игры, важные для дальнейшей профориентации и социализации детей. Благодаря этому, в столь раннем возрасте, ребята могут оценить множество профессий проигрывая их. Только активность в деятельности помогает удовлетворить потребность в познании окружающей действительности. Даже самый простой труд малышей является лучшем средством воспитания самостоятельности, а значит воспитание воли и характера.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи воспитывает у него уважение к родителям, желание позаботиться о них, помочь. Ключевым понятием в трудовом воспитание является пример взрослых, ведь именно отношение к труду в семье,перенимают дети.
Воспитывая взрослыми серьезного отношения к трудовым обязанностям, следует помнить, что совместная деятельность имеет общую направленность.
Взрослые должны осознавать, что чем больше времени проводят с собственными детьми, а не пропадая в социальных сетях, тем лучше, ведь только силой собственного примера можно воспитать в ребенке желание подражать, быть лучше, трудится не отставая от своих родителей.