Оксана Алексеева
Опыт работы «Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников»
Тема семинара:
«Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников»
Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра-это не только развлечение и время провождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизненного малыша. Игра-это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, говорить. Игра приходит в мир ребенка от любящих родителей.
Публикация «Опыт работы „Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников“» размещена в разделах
Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «Настоящую жизнь», конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных детей по возрасту разные.
Особенно игра важна в воспитании детей дошкольного возраста, т. к. она является ведущим видом деятельности. Но игра будет мощным средством воспитания только у того педагога, который знает профессиональный и мастерский подход, а так же психологию детей.
Дошкольный возраст – важный период становления личности, т. к. полу чает первоначальные знания об окружающем мире, формируется отношение к другим, приобретает навыки поведения, складывается характер. Во время игры ребенок развивается духовно и физически, развивается внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, а так же формируются все стороны личности ребенка.
Основная роль игры, связанная с воображением, заключается в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Это проявляется в том, что ребенок в игре соединяет реальность с вымышленными явлениями, например, кресло - космическая ракета, плюшевый мишка - отважный путешественник и т. п. Играя в ролевые игры, он ощущает себя тем, кем является его роль (врач, шофер). Игра воспитывает у детей характер, положительные качества. Например: игра в «Детский сад», «Больницу», «День рождения» воспитывает у детей скромность, честность, смелость, инициативу, желание помогать другим людям. Однако не все игры имеют положительное значение. Например, в ходе игры «Семья» одна из девочек изображает ласковую, заботливую маму, а другая - властную. Если же педагог не сумеет научить детей сравнивать чувства, действия и способы обобщения, то становиться ясным, какова будет роль такой игры. Как подчеркивала Н. К. Крупская, «путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу».
Многочисленные психологические и педагогические исследования доказывают, что в игре происходит многостороннее развитие ребенка. С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Во многих играх присутствуют игрушки, которые формируют представление об окружающем мире, развивают вкус, нравственность.
Так же игра имеет огромное значение в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений, т. е. в нравственном воспитании. Это происходит особенно в сюжетных играх, в ходе которых дети усваивают различные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения. В таких играх педагогу необходимо раскрыть в ходе обсуждения тех людей, которых дети изображают. В играх развиваются и творческие способности ребенка. Такие способности проявляются в разыгрывании роли, при моделировании нужных игрушек, костюмов.
Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС осуществляется с опорой на новый стандарт, а точнее п. 3.2.5. :
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
(игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развитого образования, ориентированного на
уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно – эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей.
5)взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Реализация данного стандарта поможет в воспитании активности, самостоятельности и успешного развития дошкольников, так как именно в игре заложены большие потенциальные возможности воспитания и всестороннего развития детей.
Литература:
1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2000.-416с.
2. Педагогика: учебное пособие. Ч. 2./ под ред. Литвиновой Н. В., Мироновой Р. М. - Минск, 1993.
3. ФГОС До, 2013