Роголева Елена Геннадьевна
Опыт работы «Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме:
«Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников».
Автор опыта: Роголева Елена Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ ДС № 15 «Аленка» г. Николаевск-на-Амуре, 2018
Содержание
1. Актуальность опыта …. 3
Публикация «Опыт работы „Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников“» размещена в разделах
2. Главная идея опыта и его теоретическое обоснование …. 4
3. Технология реализации идеи … 8
4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность …. 16
5. Результативность опыта … 17
Библиографический список …. 21
Приложения. Рекомендации по использованию продуктов опыта.
1. Актуальность опыта
Слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада. Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением, его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Изучив методическую литературу, активно участвуя в работе методических семинаров и педсоветов, где рассматривался данный вопрос, я убедилась в эффективности использования метода проектов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.
Один из основных принципов дошкольного образования в соответствие с ФГОС: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы? Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе, где ждут активного, думающего, самостоятельного ученика.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, так как он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Определившись с темой, поставила перед собой цель: создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.
Для достижения цели определила следующие задачи:
-развивать у детей познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;
-формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов.
2. Главная идея опыта и его теоретическое обоснование
Главная идея опыта - сделать ребенка субъектом деятельности, умеющим «добывать» информацию и способным реализовать ее в самостоятельной деятельности.
Новизна моего опыта заключается в том, что основной упор в проектной деятельности отводится на создание дошкольниками индивидуальных проектов. Воспитатель отталкивается от вопроса, идеи ребенка, его интересов.
Индивидуальный проект выполняется автономно, предполагает полную вовлеченность ребенка в процесс. Достигнуть подобного эффекта довольно проблематично из-за возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Они активны, им сложно долгое время концентрироваться на одном и том же виде деятельности. Именно поэтому, индивидуальные проекты исследовательского характера – большая редкость в детских садах.
Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок на собственном опыте учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. После завершения работы маленькие исследователи представляют готовый продукт, получая при этом навыки публичной защиты.
Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание. Эта технология не является принципиально новой в мировой педагогике.
В 20-е годы прошлого века метод проектов возник в США. Его называли методом проблем, и он был связан с идеями, разработанными философом и педагогом Дж. Дьюи. Идеи Дж. Дьюи продолжил У. Х. Килпатрик.
Внимание русских педагогов метод проектов привлек еще в начале 20 века. Этим вопросом занимались С. Т. Шацкий, Е. Г. Кагаров и др.
По мнению Н. Е. Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование» и программы «От рождения до школы», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Метод проектов – как один из методов интегрированного обучения дошкольников, дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, при этом сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Адресная направленность
Опыт направлен на помощь педагогам: понять значение и необходимость использования проектного метода.
При организации индивидуальной работы над проектом педагогу предоставляется возможность учитывать не только возрастные возможности воспитанника, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы.
3. Технология реализации идеи
Работа над опытом состояла из трех этапов:
1 этап – аналитико-диагностический: самообразование, сбор информации по проблеме, изучение и анализ исследовательских трудов ученых; проведение диагностики познавательных, творческих способностей детей, формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.
2 этап – практический: разработка и реализация семейных, творческих, познавательных проектов; проведение занятий и индивидуальной работы с детьми по развитию способностей к познавательной деятельности.
3 этап – аналитико-обобщающий: итоговая диагностика способностей детей, оценка результатов, создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы дошкольных учреждений.
На первом этапе работы, проведя диагностику, пришла к выводу, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей.
В рамках представляемого опыта использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
• в образовательной деятельности: занятия-путешествия, занятия в форме дидактических игр.
• в совместной и самостоятельной деятельности: наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами, коллекционирование (классификационная работа, совместное творчество детей и родителей, презентация.
На 3 этапе – аналитико-обобщающем, провела итоговую диагностику способностей детей, создала методические рекомендации по организации детской проектной деятельности.
Приняв позицию заинтересованного партнера, решила придерживаться следующей последовательности этапов работы над проектом.
1. Подготовительный этап:
1.1. Выбор темы исследования
Любое исследование начинается с определения темы. Старалась выполнить следующие шаги, чтобы помочь ребенку выбрать тему:
- наблюдала, чем ребенок занимается в свободное время;
- выясняла у родителей, чем ребенок интересуется больше всего;
- интересовалась, есть ли у ребенка какой-то вопрос, на который он хотел бы найти ответ.
1.2. Цель и задачи исследования
Следующий этап не менее важен. Определить цель исследования, значит, ответить на вопрос о том, зачем это исследование проводится. Без цели исследование будет бессмысленным.
Обычно целью исследования является либо само название (цель – узнать ответ на главный вопрос, либо его практическое применение (например, узнать, как строят дома, чтобы построить свой). Задачи исследования уточняют цель, описывают основные шаги. Вместе с ребенком записывали или зарисовывали схематично.
1.3. План исследования
Роль воспитателя – помочь ребенку задать вопросы по теме.
- что вы знаете об этом;
- что хотелось бы узнать;
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
Совместное планирование мероприятий.
Изучить книги о том, что исследуешь. Первыми помощниками стали для нас детские энциклопедии, где информация выстроена по принципу «Кратко, точно, доступно, обо всем».
Спросить у людей. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты – те, кто занимается профессиональной деятельностью и мог бы, используя свои знания, ответить на вопросы ребенка; и неспециалисты – люди, которые увлекаются, интересуются похожими темами и могут поделиться полезной информацией.
Познакомиться с кино- и теле- фильмами по теме своего исследования.
Обратиться к компьютеру. Компьютер в глазах ребенка должен означать не только игры и развлечения, но и важный источник информации (презентации, электронные книги и другие полезные материалы).
Понаблюдать. Проводя наблюдения за объектом или явлением, учила детей отслеживать изменения и делать выводы. Для наблюдений использовали простые лупы, бинокли, микроскопы.
Провести эксперимент, выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
2. Основной этап.
2.1. Реализация проекта – практическая часть. Это самый сложный и объемный этап. Как возникают идеи детских проектов? В этом главная роль принадлежит педагогу: уловить вопрос ребенка, не отвечать самому на заданный вопрос, заинтересовать, обозначить проблему, учитывать интересы и способности ребенка, нацелить, подсказать пути решения, помочь в поиске информации.
Вовлечение детей в проектную деятельность началось в старшей группе с осуществления проекта «Ежик, ты какой?». Рассматривая с детьми картинки о животных леса, я рассказала, что у ежа острые иголки, о которые можно уколоться. У детей появились вопросы: «Ежик добрый или злой? Можно ли ежика погладить?».
К ответам на эти вопросы, я решила привлечь самих детей и их родителей. Вместе с детьми мы продумали, где можно узнать об этом животном, составили план мероприятий.
В проектной деятельности активно участвовали родители: читали с детьми и принесли книжки по теме, вместе с детьми изготовили поделки из природного материала «Такие разные ежики».
Заключительным мероприятием проекта стало оформление выставки поделок. Дети рассказывали, как и с кем делали поделки. С гордостью и радостью рассматривали свои работы и работы других детей (Приложение 1)
Знакомство детей с домашними животными в рамках проекта «Зачем людям домашние животные?»(старшая группа) проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль животных в жизни человека, сопереживали героям; на занятиях художественно-эстетического цикла дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей и поэтов, рисовали своих домашних питомцев. Включение в проектную деятельность родителей позволило каждому ребенку подготовить свой мини проект и выступить с небольшим рассказом «Как я ухаживаю за домашним питомцем». Все индивидуальные мини проекты были объединены в единый проект, результатом которого стало оформление фотовыставки «Мы и наши домашние питомцы» (Приложение 2).
Важным в воспитании ребенка должно быть самостоятельное, опытное познание мира. Проводником в этот многогранный мир являются его близкие: родители, бабушки и дедушки. Если в семье любят трудиться, увлекаются каким-то интересным делом, то и дети втягиваются в деятельность, получают практический опыт.
Именно, рыбалка как никакая другая деятельность создает условия для воспитания из мальчика мужчины. Так считают члены семьи Димы К., которые в рамках работы по профориентации оформили проект «Мы с папой рыбаки».
В ходе реализации детского проекта был проведен ряд мероприятий: оформление семейного фотоальбома «Семья рыбаков», изучение рыболовных снастей, рассказ отца о рыбных местах Амура. Рассказы мальчика в группе подтолкнули ребят включиться в данную тему. Вместе с детьми читали книги о рыбаках, рассматривали карту Николаевского района, изучили названия рыбы местных рек и озер, организовали сюжетно-ролевую игру «На рыбалке». Свой опыт мальчик представил на итоговом мероприятии «Профессия рыбака».
Наблюдая за детьми в ходе познавательной деятельности, в процессе наблюдений на прогулке, игровой деятельности, экспериментирования, мною было отмечено, что дети стали больше задавать познавательных вопросов. Благодаря этому умению возник проект «Ядовитые грибы» (старшая группа). Во время беседы о грибах был задан вопрос: - Какие бывают ядовитые грибы? Мы знаем только мухомор и поганку!
Решила не спешить с ответом, а направить вопрос самим детям. Совместно обсудили, где можно найти нужную информацию, кто поможет детям и, главное, зачем это нужно. В ходе реализации проекта дети посетили библиотеку, где выбрали книги по теме, беседовали с родителями, бабушками и дедушками. Итогом проекта стало сообщение Захара Ч., который с мамой нашел интересную информацию, подготовил рисунки и выступление на тему «Какие бывают ядовитые грибы». Дети дополнили полученную информацию своими рассказами.
Изучая тему «Профессии», мы затронули вопрос, какие инструменты нужны людям труда. В группе много мальчиков, они – будущие мужчины, поэтому должны знать и уметь пользоваться рабочими инструментами. Я заметила, как загорелись глаза у Кузьмы П., когда он вспомнил, что у его папы есть разные инструменты. Я предложила Кузьме подробнее узнать о них и рассказать всем детям. Так родился детский проект «Рабочие инструменты» (подготовительная группа).
Мальчик получил особое задание: узнать все об инструментах папы и рассказать детям. В работу включились родители ребенка. Они не только помогли Кузьме разобраться с рабочими инструментами, но и провели мастер-класс, на котором папа вместе с сыном показали настоящие рабочие инструменты, рассказали, как ими нужно пользоваться, людям каких профессий они нужны. Дети, особенно мальчики, проявили огромный интерес к такому выступлению. Всем захотелось стать рабочими.
С целью развития познавательной активности всех детей, я предложила ребятам сходить в библиотеку с родителями и найти книги об инструментах рабочих профессий. Вместе с детьми подготовили атрибуты и организовали сюжетно-ролевую игру «Мы - рабочие». Дети с удовольствием «ремонтировали» мебель, машины, строили гаражи. Закрепляли названия инструментов, повторяли правила безопасной работы с ними, развивали сюжет игры несколько дней (Приложение 4).
Данный проект показал, что тема, выбранная самими детьми, даст более значимый результат. Знания, добытые самостоятельно или с помощью родителей, будут более прочными.
Без сомнения, родители оказывают неоценимую помощь в работе над проектом. Поэтому, с целью привлечения в образовательный процесс семей воспитанников, провела родительское собрание «Использование проектного метода в работе с дошкольниками». На собрании познакомила родителей с изученными проблемами и трудностями детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах. Подготовила консультацию: «Помогите ребенку сделать свой проект!» (Приложение 5).
В работе с детьми были реализованы групповые и индивидуальные проекты:
Проект «Ежик, ты какой?»
«Моя кошка»
«Мы с папой рыбаки»
«Правила движения дети знать должны»
«Вода – волшебница, вода – помощница»
«Природа Хабаровского края»
«История городского парка»
«Деревья и кустарники»
«Бабочки»
«Рабочие инструменты»
«Юные космонавты»
2.2. Защита исследовательского проекта
Ребенку очень важно поделиться тем, что он узнал, увидеть заинтересованность других людей, попытать свои силы в ответах на разные вопросы.
Подготовка к защите исследовательского проекта включает в себя подготовку материалов и выступления. Информация будет лучше воспринята, если ее проиллюстрировать рисунками, плакатами, макетами, презентацией.
3. Подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Завершающий этап исследования необходим для осмысления проведенной работы и подведения итогов. С помощью взрослого ребенок делает выводы и умозаключения; пробует указать возможные пути дальнейшего изучения темы.
Главное при использовании проектной деятельности – это результат. Его можно оформить и преподнести разными способами: это и праздник, и оформление газет, альбомов, выставок, а также проведение игры, инсценировка, оформление коллекции и т. д. Такие итоговые мероприятия позволяют детям искать пути решения поставленных задач, решать их по-своему, в доступной форме.
Показательным результатом проектной деятельности является изготовление лэпбуков. Лэпбук – разновидность метода проекта. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал.
Совместно с детьми изготовлены лэпбуки по темам:
- «Профессия – «Пожарный»
- «Профессия – «Тракторист»
- «Бабочки»
- «Рыбы Амура»
- «Деревья в парке»
- «Насекомые»
- «Космос»
- «Правила дорожного движения»
- «Скоро в школу»
Реализация индивидуальных проектов: «Бабочки», «История городского парка», «Деревья будущего парка», позволила дошкольникам принять участие в работе Районного научного общества дошкольников и младших школьников. В апреле 2017 г. на базе школы № 2 г. Николаевск-на-Амуре была проведена расширенная районная научно-практическая конференция, в рамках которой дети - члены научного общества представили свои проекты, объединенные одной идеей – создание проекта «Детский парк чудес» в нашем городе и доказали их значимость для Николаевского района.
Участвуя в проектной деятельности, дети не только получили определенные знания, но и приобрели опыт публичного выступления, что особенно ценно и значимо для детей с нарушениями речи.
4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность опыта
Достижению высоких результатов моей работы по формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста способствовало создание необходимых условий:
• компетентность педагогов в данном направлении
• создание предметно-пространственной образовательной среды
• тесный плодотворный контакт с семьями воспитанников
5. Результативность опыта
Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.
Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных; произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. У детей сформировалась способность оценивать результативность предпринятых действий. Дети стали внимательней друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, но и установленными нормами.
Мои выпускники хорошо адаптировались к школьному обучению, они показывают достаточно высокий уровень познавательной активности, являются участниками различных мероприятий, посещают кружки познавательной направленности.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на самого воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых деятельностных форм работы с детьми.
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен, он помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.
Проектная деятельность в детском саду имеет огромное значение, особенно в логопедической группе. Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Если проект организован правильно, то он поможет ребенку развить не только познавательную активность, но и речь.
Библиографический список
1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.№ 1. С. 24-36.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008
3. Голицина Н. С., Сенновская И. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2005.
4. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009.
5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995.
6. Киселева Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М., 2003.
7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М., 2004.
8. Метод проектов// Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993 С. 567.
9. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие. М., 2001.
Интернет-ресурсы:
1. http://soc-work.ru/article/840
2. http://dohcolonoc.ru/cons/1307-ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-doshkolnykh-uchrezhdeniyakh.html
3. http://dohcolonoc.ru/cons/1307-ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-doshkolnykh-uchrezhdeniyakh.html
4. http://www.metod.sch61.edusite.ru/p17aa1.html
5. http://900igr.net/datas/doshkolnoe-obrazovanie/Proektnyj-metod-v-DOU/0005-005-Posledovatelnost-dejstvij-pri-sozdanii-proekta.jpg