Лучший педагог года

Организация работы с детьми 4–5 лет по развитию познавательной активности и любознательности

Ефременкова Ольга Валерьевна
Организация работы с детьми 4–5 лет по развитию познавательной активности и любознательности
▼ Скачать + Заказать документы

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы,

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. А. Тимирязев.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Самое лучшее то открытие, которое ребенок делает сам!

Публикация «Организация работы с детьми 4–5 лет по развитию познавательной активности и любознательности» размещена в разделах

Дошкольное детство – это замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия в жизни ребенка.

Ребенок дошкольного возраста – любознательна я, думающая,

наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий.

Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача–помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-

экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к

самостоятельной поисковой активности.

На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования,ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию.

Поэтому исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность,

пытливость ума и формирует на их основе устойчивые, познавательные

интересы через исследовательскую деятельность.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов.

У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные

закономерности, делает выводы.

Можно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в

умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что, в свою очередь, приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Введенные Федеральные Государственные Образовательные

Стандарты направлены сегодня на достижение у дошкольников целей

развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской

одаренности.

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Конфуций говорил: «То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю».

Современные ученые осмыслили изречение приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр:

То, что мы слышим, - 10 %.

То, что мы видим, - 50 %.

То, что мы делаем сами, - 90 %.

При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Таким образом, целенаправленная, систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и

сформировать у детей потребность в постоянной, познавательной

деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует

Эффективной организации работы с детьми 4-5 лет по развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через проведения опытно – экспериментальной работы.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им

присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,

и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим

возрастным особенностям.

Детское экспериментирование - необходимое условие развития

личности ребенка.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения

и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

Оно способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся совместно с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.

Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, расширяют кругозор детей, способствуют обогащению словарного запаса и воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности; здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В ходе опытной деятельности дошкольник учится сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для

самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

Психолого-педагогические условия, стимулирующие

познавательную активность :

1. Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

Создание комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми.

2. Учет особенностей каждого ребенка, сохранение его индивидуальности.

Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность.

3. Создание обогащенной предметно-пространственной среды.

4. Организация познавательной деятельности детей по типу исследовательской, в соответствии с тематическим построением

образовательного процесса и интеграция с другими видами детской

деятельности.

Для развития познавательной активности,необходимо предоставить возможность каждому ребенку реализовать себя в различных видах деятельности, обеспечить каждому чувство успеха в той или иной деятельности.

5. Освоение и реализация детьми различных способов познания (наблюдения, экскурсии, опыты, игры-экспериментирования, сбор коллекций, моделирование, тематические выставки и чтение познавательной литературы, исследование, создание проблемных ситуаций).

6. Постепенное снижение содействия взрослого и увеличение доли

самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельность дошкольников

проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении

большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении

детьми познавательных задач.

7. Взаимодействие родителей воспитанников и ДОУ по проблеме.

Итак, одним из условий, стимулирующим познавательную активность

является развивающая предметно-пространственная среда. В группе можно

оборудовать мини лабораторию (центр науки).

В центрах науки (уголки экспериментирования) могут быть выделены:

- место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные

коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.) ;

- место для приборов;

- место для хранения материалов (природного, «бросового»);

- место для проведения опытов;

- место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или

ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).

Компоненты уголка экспериментирования (центра науки)

- Компонент дидактический (познавательные книги, альбомы,

коллекции и т. д.)

- компонент оборудования ( приборы-помощники: увеличительное

стекло, песочные часы, микроскопы, лупы);

--разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,

деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, прочие материалы: зеркала, воздушные шары;

- некоторые пищевые продукты (масло, мука, соль, сахар, цветные и

прозрачные стекла, свечи и др.) ;

- сито, воронки; сосуды для воды, и т. д.

- стимулирующий компонент (правила работы с материалами;

персонажи, наделенные определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация;

-карточки-схемы проведения экспериментов и опытов;

-карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно,

что нельзя" и т. д.).

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• содержательно – насыщен,

• доступность расположения

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации;

Задают вопросы: Почему? Зачем? Как?;

• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому

что…»;

• Проявляют интерес к познавательной литературе;

• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

• Применяют свои знания в жизни.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом

деятельности.

Объекты познания детей дошкольного возраста:

• Мир живой природы

• Мир неживой природы

• Человек и рукотворный мир.

Принципы классификации экспериментов:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

• Опыты с растениями

• Опыты с животными

• Опыты с объектами неживой природы

• Опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

• В групповой комнате

• На участке

• В лесу, в поле.

3. По количеству детей:

• Индивидуальные (1 – 4 ребенка).

• Групповые (5 – 10 детей).

• Коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения

• Случайные

• Запланированные

• Поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

• Эпизодические (проводимые от случая к случаю)

• Систематические.

6. По продолжительности:

• Кратковременные (от 5 до 15 минут)

• Длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

• Однократные

• Многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

• Первичные

• Повторные

• Заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

• Констатирующие (Позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).

• Сравнительные (Позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта).

• Обобщающие (Эксперименты, в которых прослеживаются общие

закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей :

• Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)

• Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)

• Решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

• Демонстрационные

• Фронтальные.

: Алгоритм проведения детского экспериментирования

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотез.

4. Проверка предположения (эксперимент).

5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей дошкольного возраста» Организация работы по развитию коммуникативно - речевой активности детей осуществляется в ДОУ во всех режимных моментах, в условиях совместной.

Система работы психолога по развитию познавательной сферы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ленинградский областной Система работы.

Описание опыта работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Описание опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Использование.

Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей» Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение,.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДА АМУРСКОЙ ОБЛОСТИ Опыт работы Развитие.

Организация индивидуальной работы по физическому развитию с детьми дошкольного возраста Статья Организация индивидуальной работы по физическому развитию с детьми дошкольного возраста Индивидуальная работа с детьми предполагает.

Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников (младшая группа) Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать.

Памятка для воспитателей «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Золушка» Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы.

Сообщение из опыта работы «Инновационная деятельность в ДОУ в развитии познавательной активности дошкольников» «Дом не стоит без фундамента. Дерево не растет с подрубленным корнем. Человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с детьми 4–5 лет по развитию познавательной активности и любознательности
Опубликовано: 10 апреля 2019 в 11:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы с детьми 4–5 лет по развитию познавательной активности и любознательности» (включая файлы) размещена пользователем Ефременкова Ольга Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД