Ефременкова Ольга Валерьевна
Организация работы с детьми 4–5 лет по развитию познавательной активности и любознательности
▼ Скачать + Заказать документы
"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы,
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. А. Тимирязев.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Самое лучшее то открытие, которое ребенок делает сам!
Публикация «Организация работы с детьми 4–5 лет по развитию познавательной активности и любознательности» размещена в разделах
Дошкольное детство – это замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия в жизни ребенка.
Ребенок дошкольного возраста – любознательна я, думающая,
наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий.
Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача–помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.
Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-
экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к
самостоятельной поисковой активности.
На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования,ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию.
Поэтому исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность,
пытливость ума и формирует на их основе устойчивые, познавательные
интересы через исследовательскую деятельность.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов.
У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные
закономерности, делает выводы.
Можно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в
умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что, в свою очередь, приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Введенные Федеральные Государственные Образовательные
Стандарты направлены сегодня на достижение у дошкольников целей
развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской
одаренности.
Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?
Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Конфуций говорил: «То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю».
Современные ученые осмыслили изречение приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр:
То, что мы слышим, - 10 %.
То, что мы видим, - 50 %.
То, что мы делаем сами, - 90 %.
При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Таким образом, целенаправленная, систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и
сформировать у детей потребность в постоянной, познавательной
деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует
Эффективной организации работы с детьми 4-5 лет по развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через проведения опытно – экспериментальной работы.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им
присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,
и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим
возрастным особенностям.
Детское экспериментирование - необходимое условие развития
личности ребенка.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения
и развития естественнонаучных представлений дошкольников.
Оно способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся совместно с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.
Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, расширяют кругозор детей, способствуют обогащению словарного запаса и воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности; здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В ходе опытной деятельности дошкольник учится сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для
самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Психолого-педагогические условия, стимулирующие
познавательную активность :
1. Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
Создание комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми.
2. Учет особенностей каждого ребенка, сохранение его индивидуальности.
Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность.
3. Создание обогащенной предметно-пространственной среды.
4. Организация познавательной деятельности детей по типу исследовательской, в соответствии с тематическим построением
образовательного процесса и интеграция с другими видами детской
деятельности.
Для развития познавательной активности,необходимо предоставить возможность каждому ребенку реализовать себя в различных видах деятельности, обеспечить каждому чувство успеха в той или иной деятельности.
5. Освоение и реализация детьми различных способов познания (наблюдения, экскурсии, опыты, игры-экспериментирования, сбор коллекций, моделирование, тематические выставки и чтение познавательной литературы, исследование, создание проблемных ситуаций).
6. Постепенное снижение содействия взрослого и увеличение доли
самостоятельной деятельности детей.
Самостоятельность дошкольников
проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении
большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении
детьми познавательных задач.
7. Взаимодействие родителей воспитанников и ДОУ по проблеме.
Итак, одним из условий, стимулирующим познавательную активность
является развивающая предметно-пространственная среда. В группе можно
оборудовать мини лабораторию (центр науки).
В центрах науки (уголки экспериментирования) могут быть выделены:
- место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные
коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.) ;
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, «бросового»);
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или
ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).
Компоненты уголка экспериментирования (центра науки)
- Компонент дидактический (познавательные книги, альбомы,
коллекции и т. д.)
- компонент оборудования ( приборы-помощники: увеличительное
стекло, песочные часы, микроскопы, лупы);
--разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,
деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, прочие материалы: зеркала, воздушные шары;
- некоторые пищевые продукты (масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, свечи и др.) ;
- сито, воронки; сосуды для воды, и т. д.
- стимулирующий компонент (правила работы с материалами;
персонажи, наделенные определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация;
-карточки-схемы проведения экспериментов и опытов;
-карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно,
что нельзя" и т. д.).
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• содержательно – насыщен,
• доступность расположения
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за
пределами конкретной ситуации;
• Задают вопросы: Почему? Зачем? Как?;
• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому
что…»;
• Проявляют интерес к познавательной литературе;
• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
• Применяют свои знания в жизни.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом
деятельности.
Объекты познания детей дошкольного возраста:
• Мир живой природы
• Мир неживой природы
• Человек и рукотворный мир.
Принципы классификации экспериментов:
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
• Опыты с растениями
• Опыты с животными
• Опыты с объектами неживой природы
• Опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
• В групповой комнате
• На участке
• В лесу, в поле.
3. По количеству детей:
• Индивидуальные (1 – 4 ребенка).
• Групповые (5 – 10 детей).
• Коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения
• Случайные
• Запланированные
• Поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
• Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
• Систематические.
6. По продолжительности:
• Кратковременные (от 5 до 15 минут)
• Длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
• Однократные
• Многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
• Первичные
• Повторные
• Заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
• Констатирующие (Позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).
• Сравнительные (Позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта).
• Обобщающие (Эксперименты, в которых прослеживаются общие
закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей :
• Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
• Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
• Решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
• Демонстрационные
• Фронтальные.
: Алгоритм проведения детского экспериментирования
1. Проблемная ситуация.
2. Целеполагание.
3. Выдвижение гипотез.
4. Проверка предположения (эксперимент).
5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).