Ольга Плотникова
Проектная деятельность «Как примирить Лису с Журавлем»
▼ Скачать + Заказать документы
ОУ «Дуниловская ООШ» дошкольная старшая разновозрастная группа
Проект по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы через русские народные сказки
«Как примирить лису с журавлем»
Тип проекта : игровой, творческий.
Направление проекта : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети разновозрастной группы, воспитатель, родители.
Публикация «Проектная деятельность „Как примирить Лису с Журавлем“» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Лиса, лисичка. Проекты
- Перелетные птицы
- Проекты, проектная деятельность
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
Актуальность проекта : Значение художественной литературы в воспитании детей определяется общественной и воспитательно- образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, переживать все эмоции вместе с героями.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Современные дети, к сожалению, не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, а именно: придумывать и создавать свои сказки на основе русских народных сказок.
Тип проекта : игровой, творческий.
Направление проекта : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети разновозрастной группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта : Значение художественной литературы в воспитании детей определяется общественной и воспитательно- образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, переживать все эмоции вместе с героями.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Современные дети, к сожалению, не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, а именно: придумывать и создавать свои сказки на основе русских народных сказок.
Идея проекта :
Сказка-удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В сказках содержится огромный образовательный потенциал, который можно успешно использовать, организуя процесс воспитания и образования детей сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяя жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Сказка способствует развитию фантазии, поиску новых идей развития сюжета, что и захотелось воплотить в проект. Так родилась идея проекта «Как примирить лису с журавлем»
Цель проекта :
Воспитание у детей дошкольного возраста морально – нравственных качеств, творческого образного мышления и правил этикета на основе русских народных сказок.
Задачи проекта :
Образовательные: знакомить детей с произведениями русского народного творчества (сказками, пословицами, поговорками, потешками); наличием в сказках зачинов, присказок, концовок, различных сказочных оборотов и выражений; учить находить причинно-следственные связи тех или иных поступков героев.
Развивающие: развивать активную речь детей; умение конструировать слова, словосочетания и предложения; развивать мышление и воображение, память;
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к сказкам; доброе и заботливое отношение к окружающему миру, правила этикета.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
На первом этапе проводится предварительная работа. Детей знакомим с главными героями сказки: загадываем загадки, называем их, описываем внешний вид, рассказываем об их повадках. Читаем про этих героев стихи, потешки; знакомимся с пословицами и поговорками, относящимися к сюжету сказки, времени года, объясняя их смысл.
1. Основной
• Детей непосредственно знакомим со сказкой, вводим их в атмосферу сказки, настраиваем на прослушивание.
• После прослушивания сказки проводим беседу-обмен мнениями:
-положительные герои
-отрицательные герои
- волшебные или сказочные действия
-наличие трудных задач
-сказочные превращения
-свое отношение к героям
• Рассуждаем и творим по сказке:
-выясняем главный смысл сказки (чему учит? На что нацеливает)
-решаем задания на воспитание нравственных качеств и добрых чувств
-проводим речевую зарядку по теме сказки
-решаем задания на развитие мышления и воображения
-непосредственная творческая деятельность по сказке.
3. Заключительный.
На этом этапе создаем иллюстрированную книгу с новой сказкой и презентуем ее для детей младшей группы и родителяи
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
На первом этапе проводится предварительная работа. Детей знакомим с главными героями сказки: загадываем загадки, называем их, описываем внешний вид, рассказываем об их повадках. Читаем про этих героев стихи, потешки; знакомимся с пословицами и поговорками, относящимися к сюжету сказки, времени года, объясняя их смысл.
1. Основной
• Детей непосредственно знакомим со сказкой, вводим их в атмосферу сказки, настраиваем на прослушивание.
• После прослушивания сказки проводим беседу-обмен мнениями:
-положительные герои
-отрицательные герои
- волшебные или сказочные действия
-наличие трудных задач
-сказочные превращения
-свое отношение к героям
• Рассуждаем и творим по сказке:
-выясняем главный смысл сказки (чему учит? На что нацеливает)
-решаем задания на воспитание нравственных качеств и добрых чувств
-проводим речевую зарядку по теме сказки
-решаем задания на развитие мышления и воображения
-непосредственная творческая деятельность по сказке.
3. Заключительный.
На этом этапе создаем иллюстрированную книгу с новой сказкой и презентуем ее для детей младшей группы и родителями.
Ход реализации проекта:
Воспитатель обращает внимание внимание детей, на то, что в книжном уголке появилась новая книга с интересной сказкой. А герои этой сказки спрятались в загадках и их нужно отгадать.
-Длинноногий, длинноклювый,
Длинношеий, телом серый,
а затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек
Веселых попрыгушек (журавль)
- Дети, кто такой журавль? Где он живет? Как он выглядит? Почему в загадке говорится: длинноногий, длинноклювый, длинношеий? Что это значит? Что делает журавль осенью? Почему?
Давайте отгадаем следующую загадку.
-Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
хвост пушистый и большой.
На увертки мастерица.
А зовут ее (лисица)
-Как вы догадались, что это лиса? Кто она такая и где живет? Что значит
«Горит, как золотая»? Почему мех назвали «шубой дорогой»?
Что мы можем сказать про лису, какая она? Что значит «на увертки мастерица»? В каких сказках мы это встречали?
Дети, а если лиса встретится с журавлем, как вы думаете, что может произойти? Могут они подружиться? Почему?
Как Вы понимаете поговорку «Гусь свинье не товарищ» Можно это сказать про лису и журавля?
Физминутка:
Утром лисонька проснулась:
Влево лапкой потянулась,
Вправо лапкой потянулась
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачки все лапки сжала
Растирать все пальцы.
Ручки, ножки и бока:
- «А! какая красота!»
А потом ладошкой похлопала немножко.
Ветер с юга дует, дует, Солнце светит все сильней
Рассекая клином неба
Летит стая журавлей.
Крыльями похлопаем (1,2,3)
Клювами пощелкаем (1,2,3)
Лапки подтянули
Хвостиков встряхнули
Полетели, полетели, полетели
И на кочки свои сели.
А сейчас давайте узнаем, что за история случилась с лисой и журавлем.
Воспитатель выразительно читает сказку «Лиса и журавль».
Беседа по сказке:
- Дети, как вы считаете кто положительный герой?
-А кто отрицательный? Почему?
-Есть ли в сказке волшебные предметы? А какие вы знаете? (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка).
-А сказочные действия? Какие? (ходят в гости друг к другу, готовят еду)
- Какие трудности есть в сказке? Как герои их преодолевают? (журавль стучит клювом по тарелке, лиса пытается просунуть голову в узкое горлышко)
- Можно ли говорить, что в сказке есть сказочные превращения? (говорят человеческим языком)
-Как вы относитесь к журавлю? К лисе?
-Дети. Есть такая поговорка «Как аукнется, так и откликнется» Можно сказать это про героев нашей сказки? Почему?
- Да, как поступишь ты, так поступят и с тобой. Ты обидишь, тебя обидят. Ты сделаешь людям добро, и они отблагодарят тебя добром.
Мне почему-то совсем не понравилось поведение лисы, огорчил поступок журавля. Как вы думаете, почему? А как вы относитесь к лисе и журавлю? А понравилось ли вам окончание сказки? Почему?
Да, мне бы тоже хотелось, чтобы они не ссорились. Как нам сделать так, чтобы они остались друзьями?
Подходим к решению придумать новый сюжет сказки.
-Почему сказка называется «Лиса и журавль»? Придумайте ей новое название.
-Вы заметили, что в сказке были необычные слова. А как вы думаете что обозначают, эти слова?
- «званый пир» - угощение в гостях; «стряпала» -варила; «не обессудь» - не вини; «потчевать» -угощать.
- «досада» -обида; «не солоно хлебала» - ни с чем.
- -А почему лиса захотела пригласить в гости журавля? (хотела подружиться,
-Каким голосом она позвала его? (хитрым, сладким)
- «Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж я тебя угощу!»
-Попробуйте позвать журавля таким же голосом! (3 ребенка)
-Как можно пригласить в гости искренне, без хитрости? (3 ребенка)
-Чем лиса потчевала журавля? (манной кашей). Каша - это полезная еда? (да). -Из какой посуды угощала журавля лиса? (С тарелки). -Расскажите, как выглядит тарелка.
Рассказ о тарелке.
-Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение?
Опыт:
-Попробуйте пинцетом захватить манную крупу, трудно? Так и журавлю было трудно насытиться. Лиса действительно хотела угостить журавля? (нет, она хитрила)
-Лиса сама слизала кашу, а журавль остался голодным.
-Каким тоном отблагодарил лису журавль? (с обидой в голосе).
- «Ну, спасибо, кума, и на этом!» (3 человека).
-Как пригласил журавль в гости лису?
- «Теперь ты приходи ко мне в гости». (3 человека).
-Что приготовил журавль к обеду? (окрошку).
-Из какой посуды угощал журавль лису (из кувшина). Как выглядит кувшин?
Сравнительный рассказ о тарелке и кувшине.
-Для чего журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком? (чтобы лиса не достала).
-Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение?
Опыт.
-Нет, мордочка лисы не пролезет в узкое горлышко, только и может лиса понюхать и облизать кувшин.
-Как журавль ел окрошку? (только длинный клюв может достать угощение из кувшина).
-Так и ушла лиса не солоно хлебавши (ни с чем, голодная)
-Почему их дружба на этом закончилась! (отвечать злом на зло плохо)
-Скажите, дружба у лисы и журавля настоящая? (нет).
-А как надо поступить в таких ситуациях? (приготовить вкусную еду, и подать в удобной посуде.
-А вы бы хотели помириться, с теми с кем поссорились? Как это можно сделать?
-Как можно подружить лису и журавля?
На заключительном этапе проекта мы с детьми знакомимся с процессом изготовления книги: как скрепляются страницы, как располагается текст; что можно вставить в книжку, чтобы ее интереснее было читать (нарисовать иллюстрации) После распечатки страниц с текстом дети рисуют свои иллюстрации к отрывкам сказки, вырезают их и приклеивают на страницы книги. Далее выбираем способ скрепления страниц и книга занимает почетное место в книжном уголке на верхней полке. Дети рассматривают ее, пересказывают по картинкам.
Потом мы выбираем определенный день и идем в младшую группу в гости, чтобы познакомить их с нашей сказкой. В дальнейшем, дети принимают решение распечатать еще один экземпляр и подарить детям младшей группы.
Спасибо за внимание!