Татьяна Панова
Проектная деятельность для детей средней группы «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
1. Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники и их родители.
2. Тип проекта : исследовательский, краткосрочный
3. Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое.
4. Руководители проекта : Панова Т. Н., Пахолкова Е. А.
Публикация «Проектная деятельность для детей средней группы „Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Темочки
Актуальность: нравственно-патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. Поэтому, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Изучая близкое и родное творчество своего народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. Это и побудило нас провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект.
Народный промысел «Хохлома» дает необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, а прежде всего нашим детям.
Проблема: в настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм. Дети (да и взрослые) мало знакомы с декоративно-прикладным искусством русского народа.
И так, поиск решения описанной проблемы привел к созданию нашего проекта «золотая, хохлома – краше нет нигде тебя».
Цель проекта : формирование у детей любви и уважения к народному искусству, в частности – хохлома. Дать возможность ребенку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям. Учить находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к народной культуре.
2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.
3. Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи.
4. Формировать навыки технического исполнения хохломской росписи.
5. Развивать творческое воображение детей.
Формы реализации проекта :
С детьми:
1. Беседы.
2. НОД.
3. Чтение художественной литературы.
4. Наблюдения.
6. Детское творчество.
7. Дидактические игры.
8. Слушание музыкальных произведений.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Творческая мастерская для родителей «Волшебная кисточка».
2. Экскурсия в мини – музей народного творчества «Золотая хохлома».
3. Выставка детских работ «Вернисаж - золотая хохлома».
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап.
1. Постановка цели и задач.
2. Изучение методической литературы.
3. Подбор материала по «хохломе».
II. Разработка проекта.
1. Составление плана деятельности.
2. Подбор литературы по народному творчеству.
3. Выбор формы работы с родителями.
4. Разработка конспектов НОД, консультаций и рекомендаций для родителей.
III. Внедрение проекта.
1. Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
2. Игровая, продуктивная, изобразительная деятельность с детьми.
3. Чтение художественных произведений.
4. Рассматривание предметов народного творчества.
5. Слушание музыкальных произведений.
6. Отображение полученных знаний в ходе работы над проектом в продуктивной деятельности.
7. Оформление ширм.
8. Организация фотосъемки разнообразной деятельности по проекту.
IV. Итоговый этап.
1. Выставка работ «Хохломские мотивы».
2. Организация мини-музея «Золотая Хохлома».
3. Мастер - класс для родителей и детей.
Введение.
Наш исследовательский проект посвящен русскому народному промыслу «Хохломе». Однажды мы с детьми посмотрели фильм о народных промыслах, альбомы, работы мастеров. Больше всего нам понравились узоры «Хохломы» - они очень яркие, теплые. Нам захотелось узнать больше о том, как создавался этот вид искусства и нужна ли сегодня Хохлома.
Основная часть.
Где зародилась Хохлома?
Нас заинтересовал вопрос: Откуда возникла традиция росписи? Хохломской промысел был основан в Заволжье, на территории Нижегородской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной.
Легенды о Хохломе.
Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своими крыльями к чашке, и чашка стала золотой.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».
Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.
Сколько лет «золотой» посуде?
Русский народный промысел считается легендарным не только в Русской культуре, но и во всё мире и существует он более трёхсот лет. Нам захотелось самой создать какое – либо изделие с росписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства.
Как изготавливают предметы народного промысла?
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски – заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной
посуды, прочность её росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза.
Следующий этап – лужение, то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком. (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования масляно – лаковой плёнки золотого цвета. Так получается знаменитая «Золотая хохлома».
Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.
Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком.
«Травка» отдалённо напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озёр и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но всё-таки напоминает он эту живую травку очень отдалённо, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена – художником сохранены только самые общие и главные её признаки.
Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки по сторонам основного кустика и бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
«Травка» – самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.
Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.
Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «пряник». Он состоит из ромба с розеткой и действительно похож на старинный узорный печатный пряник. Вокруг ромба вихрятся травки.
Узор из одиночных травок, бегущий по внутренней поверхности тарелок и больших чаш, называется «рыжиком»; а кустики трав, исходящие из одного центра по кругу, образуют розетку.
Хохломские узоры и похожи на живые растения, и не похожи на них. Их внешний вид и все многочисленные свойства их формы и строения никогда не изображаются в орнаменте подробно и абсолютно точно. Так песня отличается от подробного рассказа, а рассказ – от записи наблюдения.
Художник в строении и форме растений показывает только самое заметное или, как говорят, самое характерное. Вы всегда узнаете травку, хотя написана она красным или чёрным цветом, и мастер не нарисовал прожилок, которые, если присмотреться внимательно, узорной сеточкой покрывают листья.
Самые затейливые узоры называются «Кудрины». Травки превратились здесь в крупные кудри-завитки. Мелкою дробью колечек окружены причудливые цветы. Цветы и завитки «Кудрины» всегда золотые; словно перья сказочной жар-птицы, загораются они на чёрном или красном фоне.
Когда мы с родителями собрали материал о предмете своего исследования, то выяснили, что существовало время, когда хохломской промысел стал затухать. У людей стал пропадать интерес к деревянной посуде, на её место пришла посуда современная. В 20-30 годы XX века благодаря стараниям неравнодушных к искусству мастеров, народное ремесло не умерло, а получило дальнейшее развитие.
В наше время изделия из хохломы из повседневных превратились в декоративные. Это прекрасные сувениры, которые можно подарить к любому празднику.
Заключение.
В заключении мы спросили себя: «Что нового мы узнали о Хохломе?», «Для чего нужна наша работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.
Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!
Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!»
Ожидаемый результат:
В ходе работы у детей развивается эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию. Расширятся знания детей о хохломской росписи. Дошкольники будут иметь представление о народном декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах и их особенностях, овладеют обширными изобразительно-выразительными навыками, дети научатся составлять узоры по мотивам хохломской росписи. Применение детьми своих умений и навыков в свободной деятельности. Развитие художественных способностей и творческого воображения у детей.
На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос нравственного воспитания.
Список использованных информационных ресурсов:
Василенко В. М. Искусство Хохломы. /В. М. Василенко – М. :Искусство, 2009.
Емельянова Т. И. Золотая Хохлома. Альбом. / Т. И. Емельянова – М. Интербук – бизнес, 2010.
Жегалова С. К. Русская народная живопись/С. К. Жегалова. - М. : Прикладное искусство, 2008.
Хохломская роспись, Орлова Л. В., рабочая тетрадь по основам народного искусства.
План проекта :
№п/п Направление Формы
1 «Познавательное развитие»
НОД «Сказочная хохлома». Просмотр презентации к НОД «Золотая хохлома».
Беседы: «Золотые руки мастеров», «История возникновения хохломской росписи», «Русская изба».
Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально - оценочное отношение к художественному материалу, толерантное отношение к традициям русского народа.
«Село хохлома»
Цель: Знакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Изделия народного промысла».
Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями, с устным народным творчеством, народными промыслами. Использовать фольклор в различных видах детской деятельности. Воспитывать любовь к Родине, развивать чувство гордости за свою страну.
Просмотр презентаций: «Хохломская роспись», «Хохлома у истоков и в современном мире».
Просмотр видеороликов: «Ремесло - «Хохлома»», «Детям о хохломе».
2. «Художественно- эстетические развитие»
1. НОД «Элементы хохломского орнамента», «Узор в полосе», «Украсим ложку хохломской росписью», «Ложечка крученая - ручка золоченая».
2. Рассматривание тематического альбома «Хохломская роспись».
3. Русские народные сказки (рассматривание иллюстраций к сказкам).
«Иван- царевич и серый волк», «Гуси - лебеди», «Василиса Премудрая».
4. Чтение стихов: П. Синявской «Хохломская роспись», Л. Куликова «Как волшебница Жар – птица, Л. Яхнин «Веселое слово хохлома», Н. Глазков «Золотая хохлома», Ю. Николаева «Чаша».
5. Разучивание стихов «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома».
6. Роспись посуды хохломским узором.
7. Раскрашивание. Работа с раскрасками.
8. Разучивание частушек о хохломе, слушание песни Марии Пахоменко «Хохлома».
3. «Речевое развитие»
Загадки
Цель: продолжать учить отгадывать загадки.
Составление рассказа по предмету.
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды с хохломской росписью;
учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению.
Любимые сказки.
«Сказка о происхождении хохломской росписи», «Сказка про хохлому», ««Хохломские узоры»
Цели: приобщение детей к чтению в детском саду; формирование развития восприятия художественной литературы, фольклора
4. «Социально-коммуникативное развитие»
«Дай действия словам».
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.
«Назови одним словом».
Цель: учить обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
«Узнай по описанию».
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.
«Декоративное лото», «Составь узор», «Цвета хохломы», «Найди перо Жар - птицы».
Пальчиковые игры: «Ветер веет над полями», «Ветка влево изогнулась», «Домик», «Посуда».
Цели:
закреплять и расширять знания детей о цвете;
развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве, мелкую моторику;
активизировать речь детей.
«Магазин сувениров».
Цели:
учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог; воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.
5. «Физическое развитие» Физминутки: «Хохлома», «Мастера»,
Подвижные игры:
«Гуси – Лебеди».
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
«Волк во рву».
Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.
«Совушка».
Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.
Народные игры: «Колечко».
Цель: развить внимательность и наблюдательность детей, координацию движений.
«Горелки с платочком».
Цель: развить внимательность, ловкость детей, упражнять в беге парой.
«Ручеек».
Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.
6. Взаимодействие с семьей
Создание выставки в мини - музее из предметов с хохломской росписью;
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».
Оформление наглядной информации «Творчество и воображение», «Ступеньки к творчеству».
Мастер - класс для родителей «Хохломская роспись».
Вывод: В конце реализации этого проекта дети расширят свой кругозор, узнают много нового и интересного о хохломской росписи, у детей появится интерес к творчеству народных мастеров. В процессе активного участия родителей в этом проекте пополнится ранее организованный мини – музей «Золотая Хохлома».
Таким образом, тема декоративно прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и решать проблемы нравственного воспитания детей, воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.