Наталья Михайловна Щербинина
Проектная деятельность «Чемодан памяти Неизвестному солдату»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
День Победы… «Это радость со слезами на глазах», - сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой отечественной Войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
Темочки:
- День неизвестного солдата, 3 декабря
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник – без ложного патриотизма. И нам взрослым необходимо детям рассказывать о Дне Победы, в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной Войны.
Актуальность проекта
75 лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но не меркнет величие подвига нашего народа. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память павших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению.
Государственная Дума Российской Федерации установила
3 декабря 2014 г. «Днем неизвестного солдата». Законом увековечивается память, воинская доблесть и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны
или за ее пределами, чье имя осталось неизвестным.
Основанием для установления памятной даты именно в этот день стало
3 декабря 1966 года, когда в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесен
из братской могилы советских воинов и торжественно захоронен
в Александровском саду у стен Кремля. На месте захоронения праха неизвестного солдата 8 мая 1967 года был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» и зажжен Вечный огонь. Но вернемся в наше время. Сегодня День неизвестного солдата – это памятный день, объединяющий всех обучающихся Российской Федерации. Каждый из нас способен сам изучить историю своей семьи, узнать много интересных фактов и захватывающих историй своего прошлого.
Не всегда удается получить информацию из имеющихся источников, иногда ее просто недостаточно для восстановления истории своей семьи,
и не у всех семей существует возможность найти информацию о родственниках. В годы Великой Отечественной войны огромное количество человек пропали без вести на полях сражений.
В местах, где проходили боевые действия, находится большое количество могил советских воинов, на которых установлены памятники Неизвестному солдату. И эти места священны для нашего народа. Неизвестный солдат – кто он? Что это за солдат? Почему он «неизвестный», если все уходившие на фронт имели и имя, и фамилию?
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Чемодан памяти Неизвестному солдату».
Цель:
изучение истории «Памятника Неизвестному солдату»; предметов солдатского быта посредством создания мобильного музея – «Музей в чемодане».
Задачи:
1)выяснить, кто такой «Неизвестный солдат»;
2)проанализировать литературу и документальные источники о памятной дате в российской истории - Дня неизвестного солдата;
3)изучить историю мемориалов Неизвестному солдату;
4)познакомиться с предметами солдатского быта посредством создания мобильного музея – «Музей в чемодане», посвященного Памяти Неизвестного солдата.
Тип проекта :
по доминирующему виду проектной деятельности : информационно -исследовательский, творческий.
по срокам реализации: долгосрочный.
Предполагаемый результат:
Дети заинтересуются интересными фактами военной истории родной страны; будут иметь представление о подвигах советского народа и героях Великой Отечественной войны; получат опыт составления рассказов о своих родственниках-ветеранах, испытают чувство гордости, уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Предмет исследования:
памятник Неизвестному солдату; предметы солдатского быта : старый чемодан, армейский котелок с фляжкой, противогаз, солдатский ремень, пилотка, кружка,ложка.
Этапы реализации проекта :
I. –подготовительный этап.
Цель: Подбор и накопление материала по тематике проекта, подбор познавательного материала.
№ Мероприятие Сроки проведения Ответственные
Подготовительный этап
1 Разработка плана мероприятий по подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Февраль Воспитатели, старший воспитатель
Основной этап
Работа с детьми
1 Беседы о войне, фронтовиках, детях войны:
• «Что такое героизм»
• Дети в годы войны»
• «Мы помним героев»
• «На привале» (беседы о военных профессиях)
• «Боевая слава нашего народа» Январь,февраль, март
Воспитатели,старший воспитатель
2 Чтение художественной литературы:
• Е. Благинина «Шинель»
• Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»
• А. Митяев «Мешок овсянки»
• А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
• «Истории для детей о Великой Отечественно войне» Февраль, март Воспитатели
3 Организованная образовательная деятельность
• беседы,
• составление рассказов по набору игрушек военной тематики,
• знакомство с государственной символикой В течение проекта Воспитатели
4 Разучивание стихотворений и песен ко Дню победы Февраль,март, апрель Воспитатели, старший воспитатель
5 Изготовление праздничных открыток и сувениров для ветеранов ВОВ Февраль,март Воспитатели
6 Участие в районном фестивале солдатской песни Февраль Воспитатели старшей группы, старший воспитатель
7 Просмотры:
• фильмов о войне в соответствии с возрастом (отрывки)
• презентаций
• мультфильмов Январь, февраль,март Воспитатели
8 Спортивные мероприятия (совместно с родителями) посвященные 23 февраля.
• Тематические досуги и развлечения Февраль Воспитатели
9 Вернисажи, конкурсы рисунка и плаката:
• «Мой папа защитник, мой папа герой!»
«Рисуют мальчики войну» Февраль
Май Воспитатели
10 Рассматривание иллюстраций, картин:
• о Великой Отечественной войне,
• о воинской славе,
• о русских богатырях Февраль, март Воспитатели
11 Целевые прогулки к памятнику героев. Февраль Воспитатели,старший воспитатель
12 Экскурсия в мини-музей боевой славы МБОУ сош № 36 Март Воспитатели
13 Акции:
• «Георгиевская ленточка»
• «Бессмертный полк -в каждом доме»
• «Флаги России. 9 мая»
• «Наследники Победы»
• «Окна Победы»
• «Фонарики Победы»
«Свеча Памяти»и т. д. Апрель,май Воспитатели, старший воспитатель
Оформление в ДОУ
1 Стендов, ширм, буклетов о Великой Отечественно войне Февраль, март
2 Уголков памяти, мини – музеев на военную тематику:
• «Военная техника»
«Чемодан памяти»
Макет «Мемориал» Март, апрель Воспитатели
3 Тематических альбомов:
• «Города – герои»
• «Оружие и техника Великой Отечественно войны»
• «Военные профессии» Февраль, март Воспитатели
Приложение 1.
I. –основной этап.
Цель: Внедрение накопленного материала по тематике проекта образовательный процесс.
Могила Неизвестного солдата - памятник погибшим во время войн военнослужащим, личность которых установить не удалось. Первый такой памятник был установлен в 1858 году в Дании.
Могила Неизвестного солдата в Москве
Мемориал открыт в мае 1967 года после захоронения у Кремлевской стены праха неизвестного солдата, погибшего в битве за Москву. Мемориал проектировали архитекторы Дмитрий Бурдин, Владимир Климов, Юрий Рабаев и скульптор Николай Томский.
Могила Неизвестного солдата в х. Туркинский
Конспект деятельности воспитателя :
На рассвете 22 июня 1941 года прозвучали первые выстрелы, которые стали началом одной из самых ужасных трагедий ХХ века – Великой Отечественной войны. Она была самой жестокой и кровопролитной в истории нашей страны. Четыре года, 1418 дней и ночей продолжалась она. Пожалуй, в России нет такого дома, куда не заглянула эта война, нет такой семьи, которая не потеряла деда, отца, мужа, брата, мать, жену или сестру. Сегодня день 22 июня и День Победы советских войск над фашистской Германией, 9 мая, отмечают как Дни Памяти. Это память о 27 миллионах погибших, замученных и оставшихся калеками советских граждан.
Помнить о них необходимо. Помнить – для того, чтобы мы сегодняшние и наши будущие поколения могли жить. Помнить, чтобы новый разрушительный смерч не пронесся над планетой, уничтожая все живое. Чтобы жила наша Родина – Россия, наша земля.
Сегодня как никогда важно хранить память о Победе в великой Отечественной Войне, рассказывать о беспримерных подвигах нашего народа. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играют мини – музеи. В рамках реализации проекта, посвященному 75 – литию Победы в Великой Отечественной войне был создан «Чемодан памяти Неизвестному солдату». В него вошли предметы военного времени, бережно сохранные в семьях воспитанников.
Саму идею создания такого рода мини-музея, я увидела на интернет - ресурсах и воссоздала его. Немного хочется сказать о создании мини - музея.
В его основу лег сам чемодан, созданный в 1915 году и возможно побывавший не на одном сражении. Наши родители воспитанников принесли ложку фронтовика, фотографии и открытку-письмо 1943 и т. д.
В наш мини- музей принесли нам медаль за оборону Ленинграда, а также медали за Победу.
Основными экспонатами стали пилотка, гимнастерка. Конечно, многие предметы того времени, мы не в силах найти, но многие экспонаты с годами не меняются - это фляжка, алюминиевая кружка и военный котелок.
Наши воспитанники смогли познать частичку подвига Великого народа, победившего ценою невероятных жертв - гитлеровский фашизм. Мы сохраним эту историческую память.
Война стала суровым испытанием для миллионов людей, взрослых, юношей и девушек, подростков и даже детей. Мы не должны забывать их подвиги, тяжёлые будни, их ратный труд в тылу, их слёзы и радость Победы.
Сегодня мы с вами вспомним о крупнейших сражениях той войны, средствами наглядности попытаемся представить себе быт простого солдата и, конечно же, поговорим о нашей Победе, Великой Победе советского народа над фашистской Германией. А поможет нам в этом старый, потрёпанный, но не простой чемодан, а «чемодан памяти».
Первый предмет, который мы с детьми рассматривали- это солдатский котелок. Он лёгкий алюминиевый, с ручкой, чтобы можно было разогреть еду на огне. Котелок состоит из двух частей – это сам котелок, в который наливали суп, и крышка – её использовали под кашу.
А вот вещевой мешок армейский с которым когда-то солдаты прошли не одну боевую схватку - очень простая, но при этом весьма функциональная деталь амуниции. На вид, вещмешок напоминает бесформенный рюкзак, изготовленный из плотной ткани расцветки хаки. Конструкция вещмешка была разработана еще для императорской армии России, и по сей день его модель не изменилась, она та же, что и была в 1800- 1917 годах. Позднее ее использовали солдаты и офицеры Красной армии во времена Великой Отечественной Войны. Простота и скорость изготовления этого вещмешка позволяла оснащать армию в полной мере. Горловина мешка закрывается с помощью лямок.
(все вещи в процессе занятия выставляются на столе, чтобы дети могли их рассмотреть, а по окончании занятия – потрогать своими руками.
Заглянем снова в наш чемодан. Этот предмет спасал от жажды, это обязательный атрибут солдата, бывало немало случаев, когда «она» спасала солдатам жизнь. Что же это?
Это фляжка для воды.
А сейчас я расскажу вам о треугольнике, как вы думаете о каком?
Треугольником в годы войны называли солдатские письма. (Показываю копию фронтового письма детям, затем предлагаю попробовать сделать такой треугольник самим, показываю образец.)
Весточки с фронта, как ждали их дома. Завидев издали почтальона, женщины радостно бежали навстречу, с радостью и надеждой. Но надежды порой оборачивались горем, если вместо треугольника почтальон доставал просто бумагу – это извещение. Учитель показывает копию фронтового извещения. В народе их называли похоронками.
Нет, не ракета,
А письмо солдата,
Всё, чем дышала раненая грудь,
Написано, отправлено когда-то,
Оно летит, и бесконечен путь.
Ты прости меня, мама, что я не вернулся с войны,
Я пишу тебе, мама, глазами на облаке
Последнее в жизни письмо.
Над моей головой расцвёл красный мак,
Как хотелось бы мне подарить тебе этот цветок.
Но ведь сил нет таких – до него дотянуться.
- Как его имя? Фамилия?
У него сотни имён, тысячи фамилий.
У него светлые или чёрные волосы,
Белая или смуглая кожа.
Широко распахнутые серые или карие глаза.
Ему 17, 20, а может 30…
Может он шагнул прямо из-за школьной парты.
Он в разном звании, этот солдат.
Он разный, у него много лиц, фамилий и званий
И в то же время он один во всех лицах,
Наш неизвестный доблестный солдат.
В нашем чемодане также есть ордена и медали. Посмотрите, как часто встречаются на них звезды, георгиевские ленты. Эти предметы являются символами победы: черно-рыжие полосы Георгиевской ленты символизируют дым и пламя, звезды – героизм воинов и тружеников тыла, а красные гвоздики –слезы тех кровавых страшных лет…
А вот гимнастерка – просторная и длинная рубаха из хлопчатобумажной ткани, которую обычно подпоясывали кожаным ремнем, заслуженно стала предметом одежды, воплощающим героический подвиг солдат во времена Великой Отечественной войны. Это обмундирование и погоны, в качестве предмета парадной формы одежды была заменена мундиром, оставшись принадлежностью только повседневной и полевой форм одежды, разумеется, слегка изменившись: в частности, вместо отложного воротника она получила воротник-стойку, застегивающийся сквозными петлями спереди на две форменные пуговицы малого размера. Ее носили навыпуск, под ремень. Для офицеров предусматривались два нагрудных кармана. На солдатской гимнастерке карманы не предусматривались.
Следующий предмет нашего исследования – это алюминиевая ложка. Ещё её называли «фронтовая подруга». Узнав об этой удивительной истории ложки, которая была с солдатом на войне, в фашистском плену, помогала ему, оберегала его, спасла ему жизнь, я прочла ребятам стихотворение:
Алюминиевая ложка так обычна, так проста!
Но солдату эта ложка очень-очень дорога.
С ней солдат не расстаётся на привале и в бою.
Алюминиевая ложка помогает жить ему.
Ведь без ложки и без щей
Будет наш солдат слабей!
А ему слабеть нельзя: за плечами вся страна.
За солдатом вся Россия, и ему нужна та сила!
С автоматом наравне ложка служит всей стране.
Следующий экспонат нашего музея необычен. Это противогаз. Он защищал война от химических отравляющих веществ, применяемый во время военных действий. Массово химическое оружие в годы Второй мировой не применялось. Исследователи говорят лишь о паре небольших эпизодов. Причин этому много. Отравляющие вещества не использовали, потому что применение газов не было высокоэффективным: на тот момент имелась масса средств защиты от химической атаки, поскольку массовый выпуск противогазов начался в 1941 году. Наполняя те же бомбы и снаряды ОВ, причем в большом количестве, войска понижали свою боевую мощь. При выбросе отравляющих газов должны быть благоприятные погодные условия. А это в свою очередь может вызвать затруднения, ведь атаку нужно производить в определенное время и в определенном направлении, а не тогда, когда создадутся нужные погодные условия. Боевое применение ОВ не могло вывести из строя военную технику, а лишь убивало людей. Другое же оружие было способно и выводить из строя технику, и было эффективно против людей, т. е. было универсальным по сравнению с химическим. К тому же главная цель боя ведь не в убийстве как можно большего числа людей, а в подчинении воли противника. Химическое оружие «не работало» в этом направлении. После выброса отравляющих веществ продвижение собственных войск затрудняется, а территория загрязняется. А ведь впоследствии немцы собирались заселять завоеванные территории. тем более не хотели отравлять родную землю.
И заканчиваем мы нашу экспозицию таким стихотворением «Ода о старом чемодане»
Ода о старом Чемодане
Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потёртый, забытый.
В нём хранятся обрывки историй.
Там верёвки, журналы, шпагаты,
Всё, что было когда-то знакомо –
Память прежних хозяев и дома,
А теперь лишь былого утраты.
Весь обшарпанный, старый, худющий…
А ведь был он красавцем и франтом!
В чёрном фраке, всегда элегантный
Он бывал за границей цветущей,
Путешествовал в конке, карете,
В поездах, самолёте, трамвае.
Был всегда и везде узнаваем,
Жаль, не смог побывать лишь в ракете.
Сколько знал интересных историй,
Странных случаев, дат и событий,
Занимательных новых открытий,
Звонкой радости, счастья и боли.
А теперь он забыт и заброшен,
Он – «уродец», наполненный хламом.
Но мечтает о подвиге славном,
Чтобы стать снова нужным, хорошим.
С молодым деловым джентльменом
В дальний путь, на работу и в гости.
Жаль, что старость, и ноют все кости.
Молодые пришли на замену
В своем заключении хочу добавить, прошу вас, помните о той страшной войне, помните о каждом ветеране, подарившем вам мир, храните эту память в своем сердце, Ведь пока мы помним о войне, есть надежда, что новой войны не будет.