Безрукова Елена Зуфаровна
Проектная деятельность «Волшебный театр» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Волшебный театр"
Возраст участников: 4-5лет
Продолжительность реализации проекта : с 12.11.2019г. по 31.05.2020г.
Тип проекта :
• по ведущему методу: информационно-творческий, исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный;
• по характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
• по количеству участников: групповой.
• по продолжительности: долгосрочный (с 12.11.2019г. по 31.05.2020г.)
Публикация «Проектная деятельность „Волшебный театр“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Паспорт проекта «Волшебный театр»
Авторы-разработчики: Безрукова Елена Зуфаровна – воспитатель МБДОУ д/с №20 городского округа – город Камышин.
Участники проекта : воспитанники среднего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги: воспитатель.
Место проведения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №20 городского округа – город Камышин.
Тип проекта :
• по ведущему методу: информационно-творческий, исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный;
• по характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
• по количеству участников: групповой.
• по продолжительности: долгосрочный (с 12.11.2019г. по 31.05.2020г.)
Цель: познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе).
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре (познакомить с театром, разными видами театров);
• Формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок);
• Пробуждать интерес к театру у детей и родителей;
• Заинтересовать родителей в посещении театра с детьми;
• Приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);
• Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
• Воспитывать уважение к этому виду искусства;
• Создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.
Проблема: недостаточное внимание родителей и воспитателей к театральной деятельности.
Планируемые результаты:
• Обогащение впечатлений детей;
• Формирование представлений о вековых театральных традициях;
• Расширение пассивного и активного словаря, а также интонационной выразительности речи дошкольников;
• Вовлечение родителей воспитанников в совместную проектную деятельность;
• Могут придумывать собственные истории, рассказывая и даже показывая их;
• Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие коммуникативных навыков;
• Повышение творческого потенциала дошкольников;
• Получение детьми первичных навыков в области театрального искусства, использовании мимики, жестов, интонационной выразительности, кукловождения;
• Включение театрализованной деятельности в единый образовательный процесс;
• Развитие памяти и мышления;
• Появление навыка объективно оценивать и себя, и других;
• Могут оценивать действия того или иного персонажа;
• Использование результата совместного труда во всех видах детской деятельности;
Продукт проекта : театральный уголок, картотека театрализованных игр, пальчиковых игр, пополнение методических копилок занятиями с элементами театрализации.
2. Актуальность проекта.
В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения они находят в театре. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества.
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир.
3. Технология проекта и этапы реализации плана
Первый этап – Накопительный (подготовительный этап).
Второй этап – Творческий (основной этап).
Третий этап – Результат (итоговый этап).
Подготовительный этап (накопительный) :
1. Определение целей и задач
2. Разработка паспорта проекта
3. Наглядная информация для родителей: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»;
4. Опросы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
5. Создание предметно-развивающей среды.
На данном этапе уже происходит постепенное погружение всех участников в проектную деятельность, они входят
На этом этапе мы определяем актуальное состояние проблемы: что дети знают о театре и его истории, какие существуют виды театральной деятельности, ходили ли они когда-нибудь в театр с родителями, знают ли как себя вести в театре.
Традиционно мы решили провести беседу. Она применяется для мотивации ребят, включения их в тему деятельности. В средней группе этот речевой приём реализуется в основном вопросами к малышам, требующим однословных ответов: «Как рычит медведь, воет волк, мяукает кошка и т. д. ?», «Кого в помощь позвал Дед, чтобы вытащить репку?» и др. В средней группе в беседу включаются вопросы, требующие более развёрнутых ответов, например, «Кто такой кукловод?», «Почему теневой театр так называется?» и пр.
В ходе беседы-опроса выяснилось, что большинство детей хорошо знакомы с театром, имеют отрывочные знания о видах театрального искусства, практически не знают о том, как возник театр и какие театры есть в России. После этого с родителями педагоги провели опрос. С помощью опроса мы выяснили, что все родители понимают о том, как важна театрализованная деятельность, что она способствует развитию их детей. Родители разбираются в направлениях театра, а также знают какие существуют виды театра. Также при опросе многие родители захотели принять активное участие в пополнении театрального уголка.
Нами был разработан план деятельности по достижению цели. Распределены задания по подготовке атрибутов между родителями, а также в зависимости от интересов детей распределены их роли в различных инсценировках.
Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.
1. Мини – сцена с ширмой для настольного и кукольного театра со сменными декорациями, фоном;
2. Куклы Би-Ба-Бо, пальчиковые игрушки: шитые, вязаные;
3. Фигурки для настольного театра : бумажные конусные куклы, деревянный настольный театр;
4. Плоскостные театры;
5. Театр резиновой игрушки;
6. Магнитный театр;
7. Театр мягкой игрушки;
8. Маски;
9. Костюмерная;
10. Театр рукавичек;
11. Кубики настроений для самостоятельных игр и ООД;
12. Маленькие зеркала;
13. Детские музыкальные инструменты;
14. Атрибуты для танцевальных импровизаций;
15. Дидактические игры: «Угадай настроение», «Театр настроения», «Составь портрет-настроение», «Конструктор настроений»; «Герои и маски».
16. Альбомы «Настроение»;
17. Атрибуты к дыхательным упражнениям «Свечка», «Сдуй снежинку», «Попади в воротики» (Дыхательный Футбол, «Кто дальше».
18. Библиотека книг с яркими большими иллюстрациями, в т. ч. книги-раскладушки, книжки-малышки, сделанные руками детей и родителей;
19. Проектор с подборкой мультфильмов, театральных постановок актеров театра, и т. д.
На основном этапе с детьми проводились ознакомительные, творческие, познавательные занятия и беседы.
Также с детьми мы посещали театрализованных представления, кукольные спектакли. Во время посещения представлений мы знакомили их с нормами поведения. После чего с ними проводились беседы, где дети делились эмоциями и впечатлениями.
С детьми мы познакомились с различными видами театров, которые есть в нашем театральном уголке, мы рассказали об истории возникновения театра, а также провели занятия по аппликации на тему будущей инсценировки «Теремок».
Также мы с детьми читали русские народные сказки, стихотворения, потешки; работали с загадками о героях сказок.
На протяжении всего этапа с родителями проводились беседы, консультации, оформление папок-передвижек по темам:
• «Театр в жизни ребенка»;
• «Как устроить домашний театр».
Родители шили костюмы, вязали маски, пополняли театральный уголок различными видами театра : настольный, пальчиковый, кукольный.
На заключительном этапе провели инсценировку сказки «Теремок» и «Колобок» на дне Открытых дверей в ДОУ (для родителей).
Вместе с детьми и родителями мы обсудили итоги проведённой работы, где узнали, понравилось ли им участвовать в проектной деятельности, что больше всего им запомнилось, какие минусы и плюсы были во время работы, что бы они предложили ещё нового для развития театрализованной деятельности в нашей группе.
4. Заключение.
Таким образом, системная работа по театрализованной деятельности оказалась эффективной и:
- помогла повысить интерес детей к театрализованной игре;
- раскрепостила стеснительных ребят;
- научила детей согласовывать свои действия с действиями других детей - героев сказки;
- способствовала развитию связной диалогической речи;
- помогла активизировать речь детей, окрасил речь эмоционально;
- способствовала освоению различных интонаций – просьбы, вопроса, удивления, суждения (Дети научились передавать эмоциональное состояние человека, персонажей – мимикой, позой, жестами, движениями);
- помогла развить фантазию, творческие способности, память.
Дети стали в свободное время также использовать театр в своих играх – разыгрывать знакомые сказки, придумывать свои истории от первого лица. Театрализованная деятельность сблизила детей в совместной деятельности, помогла развитию коммуникативных навыков.
Также:
-проектная деятельность стала пространством сближения детей и взрослых.
-родители стали активными участниками образовательного процесса, проявили большую заинтересованность вопросами развития у детей познавательных способностей, художественно-эстетического воспитания.
- был пополнен театральный уголок результатами совместной проектной деятельности детей и родителей.
Перспектива данного проекта :
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям и их родителям научиться понимать театр, ценить его значимость для нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, мы намерены использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
5. Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. СанПиН.
3. Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре. /Мой кроха и Я,1997,№2
4. Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
5. Доронова Т. Н. Играем в театр. М. : Просвещение, 2000.
6. Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М. : Просвещение, 1999.
7. Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М. : Просвещение, 2006.
8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. : Просвещение, 1999.
9. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М. : Просвещение, 2001. – 350 с.
10. Губанова Н. Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников”
11. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.