СОРОЧИНСКАЯ
Проектная деятельность «Люби и знай свой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«Знай и люби свой край»
Каждая нация –большая или малая-
Имеет свои культурные ценности.
Из этих ценностей складывается
Великое «духовное достояние человека»
М. А. Шолохов.
Вид проекта : информационно - творческий
Продолжительность проекта : Среднесрочный(3 мес
яца)
Наименование учреждения: частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 96 ОАО «РЖД»
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, специалисты, родители воспитанников.
Публикация «Проектная деятельность „Люби и знай свой край“» размещена в разделах
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Актуальность: Родина. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребёнку открыть это чудо, приобщая его к истории, культуре родного края. Знакомясь со своей малой Родиной, ребёнок начинает любить её, сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.
Многонациональность Донского края, одна из причин необходимости привить уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям и истории края.
Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают, будут готовы к продуктивному сотрудничеству с ним. Через внедрение в народную культуру, ее осмысление и познание, мы будем развивать не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, принадлежности к великому народу, дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю!
Цель проекта : Создать систему работы по приобщению дошкольников к национальным традициям и обычаям донского казачества, к духовному богатству многих поколений, творчеству и декоративно-прикладному искусству казаков средствами проектной деятельности.
Задачи проекта :
1. Развивать у детей представления об истории развития донского края, посредством сообщения элементарных сведений об образе жизни и быта казачества, обычаями, традициями народа;
2. Активизировать познавательную сферу ребёнка, умение понимать неразрывную связь «прошлое- настоящее»;
3. Познакомить с донским культурным наследием (фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников и т. д.)
4. Побуждать детей к творческому выражению своих впечатлений в различных видах художественно-эстетической деятельности;
5. Воспитывать чувства восхищения, любви к родной Донской земле. преобразованной руками человека, бережного отношения к историческим ценностям, созидание нового и прекрасного;
6. Разработать цикл познавательно-развивающих занятий, направленных на приобщение детей к донской культуре.
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта :
- Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий создание условий, обеспечивающий становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.
- Принцип культуросообразности, предусматривающий освоение
богатейшего опыта донского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
- Принцип природосообразности, предполагающий не только учет возрастных, индивидуальных, психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его наклонностей и стереотипов в поведении, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
- Принцип гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально – этические нормы поведения, уважения достоинства и прав человека, забота о родных и близких, проявления миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.
- Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общественной жизни.
Ожидаемый результат:
-повышение уровня знания детей о родном городе, крае на 5-10%;
-развитие креативности детей через создание творческих работ (выставки, коллажи, панно);
-Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея;
1этап -Подготовительный
(рождение проблемы) : цель:- создание условий, обеспечивающих реализацию проекта
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают историю и культуру донского казачества, духовное богатство многих поколений, не знакомы с традициями и народными праздниками казаков, с особенностями музыкального фольклора и исконно народными понятиями и словами казаков.
Изучив интересы детей, проведя анкетирование и диагностику детей, мы обогатили развивающую среду в нашей группе различными книгами и альбомами, энциклопедиями и фотографиями.
Проблема: Как обратить внимание детей к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций донского казачества, для воспитания гражданина любящего свою Родину.
Перспективная разработка проекта
№
Мероприятия или основные направления деятельности. Этапы проекта.
Сроки.
Деятельность педагогов.
Деятельность детей.
1. - Изучение литературы: Н. В. Елжова
«Ознакомление детей дошкольного
возраста с
историей Донского
края», «Дошкольникам о
М. А. Шолохове и
Донском крае» «Казачий костюм» -методические пособия, «Введение в Донскую историю» В. А. Симоненко.
-Подбор интернет ресурсов
Подбор иллюстраций, картин по теме:
«История казачества», «Обычаи и традиции казаков»
«Одежда казаков»
-Подбор стихов, песен,фольклора.
-Изготовление картотек подвижных игр казачат ;пословиц
,загадок.
- Определение степени осведомленности дошкольников по данной теме (вопросы,беседы)
-Определение целей,задач,актуальность темы;
-планирование совместной деятельности;
-анализ предметной среды группы;
-проведение вводной беседы с детьми
Июнь- август 2022г Расширение знаний по теме проекта
.
Знакомство с данным материалом.
Подбор литературного материала.
Заполнение диагностических карт
Разработка плана реализации проекта
Пополнение или обновление предметно-пространственной среды мини-музея «В казачьем курене» и летнего мини-музея»Как у нас на Дону»
Разработка вопросов для беседы
Ответы детей на вопросы
-Высказывания детей по интересующей тематике- что хотят узнать,чему научиться, в каких народных играх поучаствовать
Рассматривание иллюстрированного материала.
-
2.
-Размещение информации в родительском уголке
-Помощь родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к сюжетно-ролевым играм, в оформлении альбомов «Знаменитые люди Донского края», «Казачья одежда» «Убранство куреня» ,
- организации экскурсий в музеи города
Чтение художественной литературы Донских писателей,
Июнь- июль
июль
Сбор информации и
просвещение родителей.
Помощь в сборе информации и иллюстраций к альбому.
Пополнение предметно-развивающей среды
-Работа с общественными организациями
Совместная деятельность родителей и детей.
Совместная деятельность родителей и детей
Разработка консультаций для родителей «Воспитание детей в казачьих семьях»,
«Казачьи праздники».
Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, игр, игровых уголков по тематике.
Июнь- июль
август
июнь-август
Консультирование
родителей.
Подготовка материала для практической реализации проекта.
Перспектива получения дополнительных знаний от родителей.
Помощь педагогу в подготовке.
2 ЭТАП - Основной «Мероприятия и образовательная деятельность»,-цель- внедрение проекта (реализация намеченных планов) :
Проблема: Чему и как нужно научиться, чтобы овладеть знаниями и умениями, связанными с познанием истории родного казачьего края.
№ Мероприятия или основные направления деятельности Этапы проекта Сроки Деятельность педагогов Деятельность детей
БЛОК-6
Народное творчество
Знакомство с казачьим фольклором, сказками; «Митяй – казак бесстрашный», «Горе – злосчастье», «Иван Светильник».
Знакомство с устоями казачьей жизни:
«Маленькая казачка - главная помощница своей матери», «Обычаи посадки маленького казака на коня»
. Обычаи, праздники, музыкальный фольклор казаков.
Знакомство с казачьими песнями и плясками.
Знакомство с праздниками:
-Троица
- Покров
Знакомство с кратким казачьим словарем.
Народные игры казачат
«Изготовление поделок и атрибутов для игр».
Июнь-август
июль
Чтение художественной литературы, беседа по содержанию.
Разучивание донских пословиц,плговорок, ,загадывание загадок
игры казачат
Иллюстрированный рассказ – беседа
.
Разучивание с детьми песен и плясок.
Рассказ, объяснение.
Совместная деятельность педагога с детьми в играх.
Консультирование, подбор материала и образцов.
-Конкурс
Пословиц, поговорок
Просмотр презентаций:
«Виды спорта».
Самостоятельные подвижные игры.
Беседа
Участие родителей в обсуждении вопросов по данной теме.
Посильная помощь детей в приготовлении блюд родителям.
Беседа, рассматривание иллюстраций.
Исполнение детьми песен и плясок.
Обогащение словаря
Игровая деятельность
3этап - Заключительный – цель – подведение итогов проектной деятельности
№
№ Мероприятия или основные виды деятельности. Этапы проекта Сроки
Деятельность педагога Деятельность детей.
1. -Викторина «Знатоки Донского края»
Развлечение: «Как у нас на Дону».
-Выставка детских работ «Сторона Донская»
июль Совместная деятельность педагога, музыкального руководителя с детьми
Совместная деятельность
2. Презентация проекта :
«Люби и знай Донской край».
август Презентация проекта Участники проекта.