Лобанова Юлия
Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшей группы «Кафе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшей группы на тему «Кафе»
Выполнено студентами педагогического института ЛобановаЮ. А, Германова О. А
Проект : краткосрочный, групповой, игровой.
Возраст: 5 - 6 лет.
Актуальность
Публикация «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшей группы „Кафе“» размещена в разделах
- Кафе, кухня. Сюжетно-ролевая игра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Цели и задачи
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».
Задачи руководства:
1) Расширять представления детей о профессии повара, кондитера, официанта, администратора, кассира; систематизировать знания детей о ра-боте кафе, о действиях работников кафе (администратор – приглашает посетителей за столики, повар – готовит вкусную еду, кондитер – создает торты, пирожные, десерты; официант – принимает заказы и обслуживает посетителей кафе).
2) Формирование у детей игровой деятельности:
a) учить детей развивать и обогащать сюжет игры;
б) обучать детей игровым действиям (объединение в игре, взаимодейст-вие по ходу игры, осуществление замысла, распределение ролей, планирование, подбор атрибутов, оборудование места игры);
в) развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
г) развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
д) воспитывать уважение к профессии повара, кондитера, официанта.
3) Воспитывать навыки культуры общения. Продолжать работу по развитию связной и диалогической речи и обогащение словаря.
Целевые ориентиры (предполагаемые результаты)
Ожидаемые результаты:
1. Совершенствование и расширение игровых умений детей;
2. Обогащение и расширение словарного запаса;
3. Развитие диалогической и монологической речи
4. Появление умений налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;
5. Получение знаний о профессиях работников кафе;
6. Ролевое общение.
Общая цель: Знакомство с современной действительностью через сюжетно-ролевую игру.
Этапы работы, мероприятия по проекту (таблица со сроками)
План подготовки к игре «Кафе»
Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечат-лениями Обучение игровым приёмам
01.11 – 08.11 Пошив формы для официантов (фартук карманом и кепочка) – 2 экз., формы для повара (белый фартук и колпак) – 2 экз., формы для администратора (галстук)
Беседа на тему «Кафе» • Научить красиво сервировать стол;
• брать заказы у посетителей;
• делать заказ в вежливой форме;
• пользоваться кассо-вым аппаратом, выдавать чек;
• соблюдать правила этикета за столом.
09.11 Изготовление дет-ского меню Экскурсия на кухню детского сада и наблюдение за приго-товлением еды пова-ром
10.11 Изготовление бумаж-ных денег Рассматривание картинок, иллюстраций с изо-бражением работы повара, кондитера, официанта, кассира.
11.11 Изготовление тортов, печенья из бросового материала Дидактическая игра «Приготовь блюдо»
12.11 Сбор трубочек для коктейля, коробочек из-под соков, йогуртов Учить детей соблю-дать этикет, выпол-нять правила поведе-ния в общественных местах. Упражнять в умении сервировке стола
13.11 Подбор муляжей
продуктов питания: овощи, фрукты, ягоды, хлебобулочные
изделия. Подготовка
детской столовой и
чайной посуды Приглашение в груп-пу мамы - кондитера, беседа о профессии
кондитера
14.11 Проведение игры Сюрпризный момент в игре.
Сюжеты Роли Атрибуты Игровые
действия Речевые
обороты
День
рождения
ребенка,
семейный
вечер Администратор,
официант, по-вар, кондитер, кассир Форма для офи-циантов (фартуки с карманом и ке-почка) – по 2 шт., форма для повара (белый фартук и колпак) – по 2 шт., форма для администратора (галстук и бей-джик, меню, чайная и столо-вая посуда, плита, муляжи продуктов, ово-щей, фруктов, меню, кассовый аппарат, подносы детские, трубочки для коктейля, коро-бочки из-под со-ков, йогуртов, игрушечные деньги. Приглашает посетителей занять столики,
изучают меню, делают заказ, принимает за-казы, вежливо разговаривает с посетителями, готовит вкус-ную еду, соблюдают пра-вила поведения в общественных местах, пробуют еду, сохраняют правильную позу во время приема пищи, расплачиваются за заказ. «Здравствуйте, добро пожаловать в
наше кафе!
Пожалуйста, присаживайтесь за столик»,«Что будете заказы-вать?», «Могу Вам посовето-вать», «Прихо-дите к нам еще», «А на де-серт что будете заказывать?»,
«Прошу, Ваш заказ», «Спа-сибо, всё было очень вкусно».
Сопутствующие сюжеты
Покупка
и привоз
необходимых
продуктов Водитель Автомобиль, руль, головной убор Закупает зака-занные поваром кафе продукты, разгружает их в кафе, расплачивается с кассиром Мне необходимы следующие продукты, Сколько это стоит…
Автобус Водитель
Контроллер
Пассажиры Построенный макет автобуса, руль, ключи, инструменты для ремонта, места для пассажиров, проездные би-леты. Водитель осматривает автобус, пассажиры занимают места,
кондуктор продает пассажирам проездные билеты. «Я смогу доехать до?»,
«Пожалуйста, ваш билетик», «Счастливого
пути!».
Анализ игры (тема, игровой замысел, содержание и сюжет, роли, атрибуты)
Пополнение словаря.
1. Профессия: повар, официантка, посетители, администратор, бармен, клиенты.
2. Орудия труда: кофейная, чайная, столовая посуда, миксер, кофеварка, креманка.
3. Трудовые действия: выдаёт, открывает, впускает, накрывает, усаживает, знакомит (с меню, принимает, подаёт, рассчитывается.
4. Качества труда: вежливо, внимательно, своевременно, красиво, ответственно, высококачественно, организованно, добросовестно, чётко, правдиво, энергично.
5. Общественная значимость: хорошо, быстро и качественно обслуживать;
спокойно вести себя за столом;
красиво и правильно говорить;
громко и чётко делать заказы.
6. Учреждения: кафе, магазин, фабрика, база.
Предварительная работа
Обогащение впечатлениями: - Беседы на тему: «Что такое «Кафе»?», «Кто работает в кафе?», «Что такое «Меню»?», «Как вести себя в кафе?».
Рассматривание картин, иллюстраций и альбомов на тему «Профессии».
Дидактические игры :
- «Профессии»
-«Что лишнее?»
- «Кому, что нужно?»
- «Найди лишний предмет?»
- «Накрой на стол».
Продуктивные виды деятельности: составление меню, складывание салфеток, изготовление коробок для пиццы и пирожных.
Наблюдение за работой официантов в кафе.
Чтение художественной литературы (А. Милн «Вини-пух и все, все, все…», Ю. Кушак «Подарок», П. Воронко «Пирог» и другие).
Составление рассказов из личного опыта на тему «Посещение кафе».
Изготовление атрибутов:
- Изготовление муляжей продуктов, печенья, тортов, пиццы вязанных из ниток и бросового материала.
- Сбор коробок из – под йогурта, молока, сыра, фантиков от конфет.
- Изготовление меню, кулинарных книг.
- Аппликация пиццы.
Работа с родителями
1. Беседы с родителями о поставленной задаче.
2. Посещение родителей и детей кафе.
3. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игры.
4. Оформление фотогазеты «Поздравляем наших именинников.
Атрибуты:
- Повар: Бейджик повара, фартук и колпак, кухонная посуда, столовые приборы, газовая плита, мойка, технологические карты по приготовлению блюд, продукты питания
- Официант: Бейджик официанта, фартук и колпак, столовая посуда, столовые приборы, салфетки, меню, блокнот и карандаш для приема заказа, калькулятор для подсчета стоимости заказа, совочек и щетка для уборки столов
- Посетители: Сумочки, кошельки, деньги
-Аниматор: костюм клоуна
Роли и игровые действия:
Главные
Клиент кафе – приходит в кафе, выбирает понравившийся столик, выбирает в меню блюдо и делает заказ, спрашивает у официанта, что входит в состав блюда, соблюдает правила этикета, ждет своего заказа, кушает, благодарит, расплачивается за оказанные ему услуги, делает записи в книгу жалоб и предложений.
Администратор – организует работу персонала, помогает официантам, контролирует качество обслуживания, встречает гостей, решает организационные вопросы, возможные конфликтные ситуации, оформляет необходимые документы.
Повар – готовит блюда, входящие в меню, составляет списки необходимых для кухни продуктов и товаров, поддерживает чистоту и порядок на кухне.
Кондитер – выпекает кондитерские изделия и оформляет их.
Официант – обслуживает посетителей, подаёт меню, принимает заказы, разносит заказы посетителям, получает расчет за услуги, убирает столы после ухода посетителей, сервирует столы к приходу новых клиентов.
Второстепенные
Посудомойщица – моет посуду, сушит, складывает на место.
Уборщица – наводит порядок в кафе.
Ди-джей – ведёт музыкальную программу.
Варианты начала игры
1-й вариант. Дети, посмотрите, какая сегодня Алиса красивая, нарядная.
Алиса, расскажи нам, может у тебя какой-то праздник?
Алиса: Я в хорошем настроении
Принимаю поздравления.
Собрались мои друзья
День рожденье у меня!
Мне исполняется 6 лет!
А давайте сегодня отметим день рождения Алисы в детском кафе! Вы согласны?
2-й вариант.
Объявить конкурс «Лучшее кафе», предложить детям поучаствовать в конкурсе. С этой целью приготовить самые лучшие блюда, привлечь как можно больше клиентов.
3-й вариант.
Объявить по радио, что кафе «Страна чудес» приглашает жителей города встретить Новый год со сказочными персонажами и отведать праздничное меню.
4-й вариант.
В группу приходит посылка от Деда Мороза, В посылке дети с воспитателем видят приготовленные из солёного теста кондитерские изделия, конфеты, меню. Обсуждают, что это. Как с этими предметами можно играть, Воспитатель уточняет, что такую еду можно увидеть не только в магазине, но и в кафе. Предлагает отпраздновать день рождения Алисы в кафе.
Обсуждают, как назовут кафе, кто там работает. Распределяют роли с помощью карточек с названием роли (посетитель, официант, повар – карточки так же нашли в посылке). После распределения ролей, обговаривают их обязанности.
Воспитатель напоминает о дне рождении: поздравляют Алису - сама и подсказывает, что могут пожелать ей дети.
Звучит песня «День рождения.
Официанты принимают заказы от посетителей. Передают заказ поварам на кухню, а затем приносят к столу.
Руководство игрой:
1. Обогащение содержания игры :
- клиент на свой день рождения заказал в кафе клоуна из цирка;
- администратор приглашает в кафе артистов эстрады для выступления на Новогоднем празднике;
- администратор делает по телефону заказ менеджеру по доставке продуктов.
2. Советы:
- предложить бесплатно чай, кофе, почитать журнал пока посетитель ждет заказ.
- организовать в кафе игровую комнату, где дети смогут весело провести время.
- предложить составить новое меню.
3. Создание проблемных ситуаций:
- Что делать, если вам принесли не то, что вы заказывали?
- К кому обратиться, если вам не понравилось качество обслуживания?
- К кому обратиться, если долго не несут заказ?
- Забыл дома деньги, что делать? (оставить в залог ценную вещь, позвонить и попросить о помощи близких, друзей).
- Ваш столик занят, что делать? (обратиться к администратору, он подберет столик или решит вопрос с вашим столиком).
- На вас случайно официант пролил кофе, что делать? (администратор с официантом приносят свои извинения и предлагают бесплатный обед за счёт кафе).
Окончание игры :
1-й вариант. В кафе сработала пожарная сигнализация, администратор приносит свои извинения, кафе закрывается, посетители расходятся по домам.
2-й вариант. Подходит время закрытия кафе, официант просит оплатить счет. Посетители расплачиваются и уходят.
3-й вариант. В кафе обнаружена утечка газа, всем рекомендуется срочно покинуть помещение.
4-й вариант. Празднование дня рождения (Нового года и т. п.) удачно завершено, клиенты довольны обслуживанием, меню и выступлением артистов.
Анализ игры :
- интервьюирование посетителей кафе : почему они пришли в кафе; что понравилось, а что нет?
- вопросы по организации игры : что планировали, а что получилось, почему так вышло, что можно было сделать по-другому?
Конспект игры (введение в игру, распределение ролей, выводы в развёрнутость сюжета)
Ход игры:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, Алиса пришла в детский сад очень нарядная. У нее сегодня замечательный день, ей исполнилось 5 лет. И свой день рождения она хочет отметить вместе с нами. Но только не знает, где и как отметить.
- Ребята, а где можно отметить день рождения? (Ответы детей).
Воспитатель: Недавно в нашем городе я побывала в кафе под названием «Лакомка». Давайте съездим в это кафе и устроим там Алисе праздник.
- Вы хотите посетить это кафе? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда отправляемся в дорогу. А так как кафе находится совсем рядом, я вам предлагаю отправиться пешком.
Дети шагают по кругу и выполняют гимнастику:
Я иду и ты идёшь
1,2,3 (шаг на месте).
Я пою и ты поёшь
1,2,3 (хлопают в ладоши).
Мы идём и мы поём
1,2,3 (прыжки на месте).
Очень дружно мы живём
1,2,3 (шаг на месте).
Воспитатель: Вот мы и пришли в кафе «Лакомка». А пока кафе закрыто я вам предлагаю самим побыть в роли персонала кафе.
Воспитатель: А что делает в кафе повар?
Дети: готовить еду, выпечку.
Воспитатель: А за что отвечает администратор?
Дети: встречает посетителей, провожает за столики и следит за тем, чтоб гостям было комфортно.
Воспитатель: Какие обязанности у официанта?
Дети: они подают меню, принимают заказы, обслуживают, желают приятного аппетита. В конце визита официант просит оплатить посетителей заказ. Убирает посуду со стола.
Воспитатель: Чем занимается посудомойщица?
Дети: моет посуду.
Воспитатель: А кто приходит в кафе?
Дети: Посетители.
Воспитатель: Остальные ребята будут посетителями кафе.
Воспитатель: А еще могут в кафе работать музыканты, которые играют на различных музыкальных инструментах.
Воспитатель: Вот мы с вами распределили роли, теперь выбирайте нужные вам атрибуты и начнем игру.
Распределение ролей:
Воспитатель: Дети, а кто будет посетителем, администратором, поваром, официантом?
Дети самостоятельно при помощи считалки распределяют обязанности, кто кем будет работать в кафе, а кто будет посетителем.
Воспитатель: Ребята, занимайте, пожалуйста, свои игровые места. (Посетители, повар, администратор, официант и т. д.).
Администратор: Здравствуйте, добро пожаловать в наше кафе! Пожалуйста, присаживайтесь за столик, заказ ваш выполнен.
Дети: Здравствуйте. (Садятся за стол и празднуют день рождения по собственному замыслу).
- В кафе можно общаться, рассказать другу интересную историю, послушать музыку, но не забывайте о том как нужно вести себя в общественных местах.
Воспитатель: А как следует себя вести в кафе?
Воспитатель: Ребята, кто знает, как надо себя вести в общественных местах? (Ответы детей).
В гостях и дома за обедом.
Говорить нельзя с соседом,
Не нужно чавкать и сопеть,
А также головой вертеть.
Когда тебе предложат угощенье:
Фруктовый торт, конфеты и печенье -
Ешь спокойно, аккуратно,
Будет всем вокруг приятно.
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, как надо себя вести в гостях и общественных местах. А сейчас я загадаю вам загадки про то, что мы увидим в кафе. А загадки вы сможете отгадать? (Ответы детей)
Загадки:
Сами не едим,
А людей кормим. (Тарелка, вилка и ложка).
Рвали, били, пряли, ткали,
Узор вышивали и на стол клали. (Скатерть).
Четыре брата под одной крышей стоят. (Стол).
Дети: соблюдать дисциплину, разговаривать вежливо, не выкрикивая.
Воспитатель: Молодцы, вижу вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах.
Появляется аниматор, в руках у него цветные шарики на ниточках.
Развитие игры :
Аниматор: Здравствуйте, дорогие посетители! Все желающие могут принять участие в игре «Цветные шарики»
Аниматор проводит игру «Цветные шарики». Подбрасывает вверх все шарики, кто больше всех поймал шариков, тот и победил. Аниматор объявляет имя победителя и вручает ему сувенир.
В кафе входят посетители.
Администратор кафе : Здравствуйте, добро пожаловать в наше кафе! Пожалуйста, присаживайтесь за свободный столик.
Официант: Здравствуйте.
Дети: Здравствуйте. Мы хотели бы посмотреть меню.
Официант: Возьмите, пожалуйста.
Дети знакомятся с меню.
Официант: Что вы будете заказывать? Вы уже выбрали?
Дети: Да, мы будем мороженое, сок. И еще принесите нам, пожалуйста, пирожные.
Официант: Это все?
Дети: Пожалуй, все.
Официант приносит заказ
Официант: Приятного аппетита.
Дети: Спасибо.
Диалог между посетителями кафе (по замыслу детей). Официанты подают меню, предлагают сделать заказ, дают советы при выборе заказа, принимают заказы у каждого столика и относят их повару, приносят готовые блюда, напитки, подают блюда, желают приятного аппетита. Гости кафе пробуют блюда, беседуют. Официанты приносят счёт, посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе.
Официант: Вы будете еще что-нибудь заказывать? Дети: Нет, спасибо.
Официант: С вас 8 рублей.
Дети: Возьмите, пожалуйста.
Официант: Подождите, я сейчас принесу сдачу. (Пробивает чек в кассе)
Официант: Надеюсь, вам у нас понравилось?
Дети: Да, очень.
Официант: Приходите к нам еще. Будем очень рады!
Дети: Спасибо, обязательно.
Администратор: Уважаемые посетители, кафе заканчивает свою работу, пожалуйста, оплачивайте свои заказы и приходите к нам завтра. Администратор провожает посетителей.
Подведение итогов игры :
Воспитатель: Вам понравилась игра?
Дети: Да
Воспитатель: Как вы считаете, все справились со своими ролями?
Дети: Да
Воспитатель: Персонал кафе и посетители были вежливыми?
Дети: Да
Воспитатель: Какие роли мы можем еще добавить в нашу игру?
Дети: Повара, который готовит пиццу (шофёр, семья).
Воспитатель: Хорошо, но для этого мы сначала узнаем и запомним, как называется его профессия и как готовить пиццу. И в следующей игре кто-нибудь из вас будет пиццмейкером.
Проектирование предметно-игровой среды
Цель: создание условий для игровой деятельности.
Развивающая предметно-игровая среда: таблички с надписями:
- «Администратор кафе», униформа для официантов (фартуки и головные уборы, скатерти для столиков; разносы; полотенца, папки-меню с картинками;
- модуль «Кухня»; муляжи из пластмассы и соленого теста (пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр.);
- игрушечная столовая и кухонная посуда;
- салфетки бумажные и текстильные;
- маленькие вазочки с цветами для декора столиков;
- игрушечные телефоны;
- колпак и фартук для повара;
- кошельки, сумки; деньги и чеки;
- ручки и блокноты для записи заказов;
- веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов и для уборки пола, халат для уборщицы;
- музыкальный центр.