Зулейха Лукожева
Проектирование образовательных событий
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование образовательного события
Образовательное событие очень сложно представить в виде традиционного конспекта или подробного расписанного плана. Гораздо удобнее описывать его в виде краткого сценария.
Что появляется раньше: тема или цель? По – разному. Иногда сначала рождается интересная тема, и далее педагог ищет те возможности, которые она в себе таит. Иногда сначала педагог сначала определяет детские дефициты, и уже потом рождается тема, посредством которой можно их расписать. В любом случае насыщение темы содержанием должно происходить после того, как педагог зафиксирует цели и обозначит результаты, с которыми будет стремиться в течение всего образовательного события. Вопросы «зачем?», «для чего?» должны сопровождать педагога на протяжении всего события.
Публикация «Проектирование образовательных событий» размещена в разделах
При конструировании образовательного события очень важно не уйти в комплексно-тематическое планирование. Также важно уметь вовремя остановиться, ведь воспитатели – люди творческие, у них много идей, все хочется осуществить. Особенно это касается идей, связанных с продуктивной деятельностью, результатом которых будут яркие оригинальные поделки, они долгое время могут радовать взор.
Приведем пример проектирования образовательного события, чтобы показать примерный ход мысли педагога.
Пример образовательного события «Помогаем муравьишке» (3-5 лет)
Малышей не сложно вовлечь в игру в жучков. Бегать, ползать и жужжать для них одно удовольствие. Кроме того, привлекательной будет для них возможность прятаться. На этом и будет построено образовательное событие. Дети будут учиться ориентироваться в пространстве, упражняться в разнообразных движениях, использовать предметы- заместители, конструировать и т. д.
Образовательное событие «Помогаем муравьишке» состоит из 5 образовательных ситуаций. Основное внимание педагога здесь будет направленно на достижение перечисленных ниже универсальных и предметных образовательных результатов, хотя, несомненно, в процессе события встретятся ситуации, благодаря которым будут решаться и другие образовательные задачи.
Ожидаемые универсальные образовательные результаты :
• Развитие регуляторных способностей (действие в воображаемой ситуации, принятие роли, действие в соответствии с правилами, предписанными ролью);
• Развитие познавательных способностей (решение проблемных ситуаций, использование предметов – заместителей);
• Развитие коммуникативных способностей (в младшей группе можно начать формировать образ «я и другие», «мы - группа»);
Предметные образовательные результаты : усвоение сенсорных эталон (цвет, размер, величина) – одна из основных задач при работе с детьми этого возраста, поэтому в образовательное событие педагог обязательно включает задания с использованием сенсорных эталонов.
Образовательная ситуации №1
К ребятам за помощью обращается Муравьишка (например, игрушка, изготовленная руками взрослых, которая на время образовательного события поселяется в группе). С ним произошла очень неприятная история. Однажды во время прогулки он взобрался на дерево и удобно устроился на самом верхнем листочке, чтобы посмотреть, как все вокруг красиво. Но налетел ветер, сорвал листочек и унес его вместе с собой далеко - далеко от дома. Очутился он вот тут, прямо около детского сада. Сначала он очень расстроился и даже расплакался. Как же ему теперь домой добраться? Вдруг к нему подлетела Бабочка. Муравьишка рассказал ей о своем горе, она обещала помочь. Бабочка полетела к большому муравейнику и рассказала муравьям о том, что он не может вернуться домой сам. Муравьиная царица тут же выслала отряд спасателей, которые найдут муравья и отведут домой. Но идти придется очень долго. А пока спасатели идут на помощь, Муравьишка спрашивает, не могли бы детки приютить его у себя и помочь дождаться своих друзей?
Есть предложение, что дети охотно откликнуться на просьбу Муравьишки. В зависимости от возраста и степени подготовленности детей в канву сюжета могут быть вплетены дополнительные сюжеты. Образовательное событие может быть завязано на общении между муравьями – спасателями и детьми с помощью Бабочки – почтальона. Бабочка, изготовленная из бумаги, может периодически появляться в группе (под потолком) с привязанным на ниточке с посланием.
Несмотря на то, что в данной ситуации, на первый взгляд, нет сюжетной игры, в ней уже появляется принятие воображаемой ситуации. У детей есть возможность выступить в роли экскурсоводов по группе, показать себя знающими.
Варианты развития образовательной ситуации :
1. Можно предложить детям провести экскурсию по группе, показать свои игрушки, рассказать о жизни в детском саду, показать спальню, раздевалку. В зависимости от тех задач, которые нужно решить, Муравьшка может задавать уточняющие вопросы, например о названии предметов, их назначении, действующих в группе правилах; давать свои, ошибочные, предположения с тем, чтобы у детей была возможность не согласиться, поспорить, поправить собеседника.
2. Муравьишка может пытаться навязывать свои правила, которые, с его Муравьинной точки зрения, более правильные, например, «встретишь незнакомца – посильнее его кусай», «увидишь что то съедобное – немедленно хватай и тащи в свой муравейник».
3. Муравьишка может устроить «пресс – конференцию» и отвечать на вопросы детей о жизни в муравейнике. (Это достаточно сложное задание, у маленьких детей мало опыта в задавании вопросов, но если такие задания не использовать, то нужный опыт не появится.)
Образовательная ситуация №2
Дети с помощью Бабочки – почтальона получают от муравьев благодарность за то, что помогают Муравьишке. Они беспокоятся, есть ли у Муравьишки свой домик. Все лесные муравьи живут в домиках. А как обстоят дела с домами у людей? Есть ли домики у ребят?
Ожидаемые образовательные результаты :
• Ориентирование в пространстве, использование предметов – заместителей, решение проблемных ситуации (познавательные способности);
• Презентация группе собственного знания, идей (коммуникативные способности);
• Установление правил (регуляторные способности);
Развивающий диалог. На утреннем сборе можно обсудить вопрос, для чего вообще нужны домики. Что люди делают в доме, а что – на улице. Мысли, высказанные детьми, записываются с указанием автора, а в конце беседы подводятся итоги.
Развитие игровой деятельности. В течении дня воспитатель вместе с желающими детьми создает в пространстве группы разные уголки – домики. Сначала уголки создаются для игрушек: стул, игрушечный стол, накрытые платком; коробка; домик из кубиков ( постройки должны быть обыграны: игрушки заходят в домик, выходят из него, прячутся). Потом можно показать возможности создания домика для игры между самими детьми: отгородить уголок стульчиками, накрыть стол платком. Здорово, если в группе появится большая картонная коробка, которую использовать как домик – такой домик можно раскрасить. Попутно педагог учит детей договариваться между собой, устанавливать и соблюдать правила использование домиков. Работа проводится с теми детьми, которые желают участвовать.
Варианты развития образовательной ситуации :
1. Обсуждение на тему «всегда ли нужно строить дом?». Например, если нужно срочно спрятать, и домик строить некогда. Бывают ли такие ситуации? Когда такое может быть?
2. Изготовление муравейника из бумажной массы, смешанной с клеем и обсыпанной еловой хвоей и сухими листьями. В процессе изготовления можно побеседовать о том, как муравьи строят муравейники.
3. Размышления о размерах муравья. Как сделать так, чтобы случайно не раздавить муравья? Возможное решение – предупреждающие знаки. Их можно изготовить и развесить в группе.
4. Игры на развитие представлений о цвете, форме, размере (с блоками Дьеныша). У детей в руках по муравьишке (блок, в процессе игры им предлагается отвезти «муравьишку» в его домик. В домиках каждый вечер меняются правила: муравьишки заселяются по принципу одного цвета, формы, размера и т. д.
Образовательная ситуация №3
Муравьи сообщают, что они все еще в пути. Дорога длинная и трудная, приходится идти, не отставая от товарищей. Муравьи умеют ходить по дорожкам друг за другом, потому что им часто приходится выходить из муравейника по делам. Но они переживают, не забыл ли Муравьишка, как это делается.
Ожидаемые образовательные результаты :
• Осознание тог, что вместе мы – группа; понимание возможностей другого; умение договориться с другими (коммуникативные способности);
• Умение соотносить свои действия с возможностями товарища (регуляторные способности);
Развивающий диалог. Во время беседы на утреннем сборе можно выяснить, для чего муравьи выходят из дома, какие у них могут быть дела. Потом сравнить с людьми: зачем люди выходят из дома, какие у них могут быть дела за пределами дома.
Развитие игровой деятельности. В течении дня в группе и на прогулке воспитатель организовывает «муравьиную» игру путешествие. Дети берутся за руки и «ручейком» начинают движение в самых неожиданных направлениях. Например, обходят группу по периметру, заходят в спальню, обходят кровати, выходят на небольшое расстояние за пределами группы. По дороге воспитатель может предусмотреть небольшие и безопасные препятствия: обойти стул в группе или помощника воспитателя, родителя, заведующей – им в свою очередь придется постоять и терпеливо подождать, пока их обойдут малыши. Игра направлена на освоение пространства и способы его использования, это задел на будущие сюжеты игры. Кроме того, играя, дети учатся взаимодействовать в команде.
Варианты развития образовательной ситуации :
1. Если образовательное событие происходит в подходящее время года, можно организовать поиск муравейников на площадке. С помощью щепотки сахара можно установить муравьиные тропинки.
2. В группе с помощью цветного или малярного скотча (также можно использовать блоки Дьеныша) можно пунктиром обозначить на полу основные пути следования к популярным местам в группе.
Примечание. Любая деятельность малыша, будь то творческая, конструктивная, когнитивная, должна обыгрываться.
Образовательная ситуация №4
Муравьи просят обратить внимание на Бабочку. Она очень старается, помогает детям держать связь с муравьями, но муравьям кажется, что она немного похудела. Наверно, это потому, что она все время в дороге и не может найти для себя корм или не успевает поесть. Муравьи просят детей разобраться с этой проблемой и помочь Бабочке.
Ожидаемые образовательные результаты :
• Осознание того, что вместе мы – группа; понимание не вербальных знаков коммуникации – я не успеваю, мне трудно и т. д. (коммуникативные способности);
• Соотносить свои действия с возможностями товарища (регуляторные способности);
• Создание образа, поиск и использование средств для выражения образа (познавательные способности);
Развивающий диалог. Во время утреннего сбора дети делятся своими наблюдениями: где они видели бабочек, что делали бабочки? Так педагог сможет выяснить, есть ли у детей знания о том, чем и как можно ей помочь.
Развитие игровой деятельности. Воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек. Малыши очень легко входят в образ. Музыка превращает игру в танцевальное творчество.
В течение образовательного события, возможно, группа потерпит изменения в оформлении. Станет похожей на цветочную поляну. Например:
• В группу прилетели одна большая бабочка и несколько маленьких – нужно каждую бабочку посадить насоответствующего размера цветочек;
• На полянку вот-вот прилетит большая голодная птица – нужно срочно спрятать бабочек;
• Нужно выбрать цветочек, расположенный выше, ниже другого объекта;
• Нужно расположить бабочек или иные объекты по размеру – от большой к маленькой, по высоте, толщине, насыщенности цвета;
Варианты развития образовательной ситуации :
1. Изготовление цветов для бабочек (упражнение в раскрашивании, вырезании, приклеивании).
2. Составление композиции из изготовленных цветов (поляны на стенах, гирлянды под потолком – вертикальные и горизонтальные, мобиль).
Образовательная ситуации №5
Муравьи спасатели (педагог или родители) наконец добираются до группы и встречаются с муравьишкой.
Ожидаемые образовательные результаты :
• Создание образа, поиск и использование средств для отображения игровой ситуации (познавательные способности).
Развивающий диалог. На утреннем круге дети могут восстановить происходившие события, осознать, какие изменения имели место в группе, рассказать, как они играли с Муравьишкой и бабочкой, показать муравьям свои поделки.
Развитие игровой деятельности. Встреча муравьев – спасателей может быть оформлена в виде игры «в гости» - с чаепитием или выездом на пикник.
Предложенные ситуации способны создать образовательное событие, которое будет длиться несколько дней. В них заложены элементы сюжетных игр с достаточно простыми игровыми действиями. Показателем того, что образовательное событие прошло успешно и запечатлилось в памяти детей, будет использование подобных сюжетов в свободной игре.
Пример образовательного события «Кто такая гусеница» (5 – 7 лет)
Ожидаемые образовательные результаты :
• Решение открытых задач, решение проблемных задач (познавательные способности);
• Работа в малых группах, в парах, обращение в группе (не взрослому) в обсуждениях, презентация своих знаний и умений, умение вести дискуссии. (коммуникативные способности);
• Следование правилам обсуждения на сборе, планирование и осуществление замысла (регуляторные способности);
Образовательная ситуация №1
В гости к ребятам приходит умная Гусеница (в очках и книгой под мышкой) и просит разобраться, кто же она такая. Умная гусеница прочитала в книге, что все живущие на земле существа принадлежат разным семействам. Вот все ребята – это люди. А еще есть звери, птицы, рыбы, насекомые. Гусеница никак не может понять, кто же она такая, к какому семейству принадлежит и кто ее родственники.
Если дети не сразу дадут верный ответ (Гусеница – это личинка, т. е. будущее насекомое, то Гусеница может начать приравнивать себя, то к людям, то к рыбам.
В процессе разговора воспитатель может начать составлять таблицу, в которой будут выводиться некоторые первичные, доступные пониманию детей критерии зверей, птиц, рыб. Например, если выяснится, что раз гусеница не летает, значит, она не птица. Гусеница может уточнить все ли, кто умеет летать – птицы? К примеру, ее знакомая пчела – птица? А летучая мышь? И т. д.
Если дети сразу объяснят Гусенице, кто она такая, расскажут ей, что она личинка будущей бабочки, то Гусенице лучше выслушать эту информацию без уточнений. Задача этого этапа - вывести некоторые объединяющие представителей семейства критерии. К концу диалога Гусеница выражает готовность согласиться, что она насекомое, и просит детей помочь ей – составить семейный альбом, чтобы узнать членов своей семьи.
В течение последующего периода (1-2 дня) дети рисуют, вырезают иллюстрации из старых журналов, делают аппликацию – создают энциклопедию насекомых.
Примечание. Если описание каждого насекомого делать на отдельной странице, то впоследствии можно разложить их в алфавитном порядке.
Образовательная ситуация №2
Умная Гусеница выражает несогласие. Она прочитала в умной книге, что у всех насекомых по 6 лап. А у нее…. (на костюм Гусеницы прикреплено много сандаликов и башмачков).
Цель диалога – установить цель развития насекомого. Яичка – личинка – куколка – насекомое – яичко. В процессе разговора Умная Гусеница может «цепляться» к словам и протестовать. Например, если по ходу разговора всплывет слово «яичко», Гусеница может заявить, что тогда она птица! А значит, потребуются доказательства, что есть и другие существа, появляющиеся из яичек.
Есть вероятность того, что ситуация не станет поисковой, так как у некоторых детей старшего возраста соответствующие знания уже есть. Но тогда появится возможность перевести их знание в таблицу, схему (будет освоен культурный способ фиксирования знаний).
Образовательная ситуация №3
Умная Гусеница пишет детям письмо о том, что хочет пригласить своих родственников на вечеринку, но не знает, чем их угостить, и просит помочь ей составить праздничное меню.
У детей появляется возможность выяснить способы питания разных насекомых, различия в их ротовом аппарате. В процессе обсуждения могут появиться таблицы, объединяющие насекомых по способу питания.
Образовательная ситуация №4
До Умной Гусеницы дошли тревожные известия, что к ней на вечеринку собирается Паук. Несмотря на то, что между насекомыми на время вечеринки заключено перемирие, и никто никого не обижает, гости очень не хотят видеть Паука на празднике. Гусеница просит помочь детей найти способ отказать Пауку в приглашении.
В процессе общения педагог подводит детей к тому, что Паук не имеет один из важных признаков насекомого – у него не 6 лап. На этом основании ему можно отказать в приглашении, а в качестве утешения – послать «Паучий альбом», в доказательство того, что и у паука большая семья и много разных родственников.
Примечание. Если кому то из детей тема пауков неприятна, можно остановиться только на пересчете ног и не заниматься составлением альбома.
Образовательная ситуация №5
В группе появляется Бабочка, в которую превратилась Умная Гусеница. В качестве элемента неожиданности вместо яркой, красивой бабочки может появиться невзрачный Ночной Мотылек (или Пяденица). Мотылек выглядит расстроенным из-за того, что он не так ярок и красив.
Темой для разговора может стать, например, значение расцветки для насекомых и других животных. Она может служить для отпугивания (красные цвет, рога, ложные глаза, маскировки. Здесь у детей будет целое поле для самостоятельных экспериментирований в группе и на улице как сделать, чтобы предмет был на виду, но оставался не заметным.