МААМ-картинки

Проектирование образовательного пространства как условие становления гражданско-правовой культуры у дошкольников

Елена Бабарико
Проектирование образовательного пространства как условие становления гражданско-правовой культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель моего выступления – ознакомить вас с особенностями проектирования образовательного пространства как условия становления гражданско-правовой культуры дошкольников.

В период реформирования дошкольного образования большое значение уделяется проблеме воспитания основ гражданско-правовой культуры. Об этом свидетельствует включение в государственно-образовательный стандарт раздела «Человек в истории и культуре». Воспитание гражданина является одним из приоритетных направлений образовательной политики. Подтверждение этому мы находим в нормативных, правовых документах: программа развития образования РФ, концепция модернизации образования.

Публикация «Проектирование образовательного пространства как условие становления гражданско-правовой культуры у дошкольников» размещена в разделах

Существует ряд проблем:

дети дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций;

равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю;

недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме гражданско-патриотического воспитания в семье.

Поэтому необходимо воспитывать у детей с раннего детства чувства патриотизма, гуманизации по отношению ко всему живому, нравственным и этическим качествам.

Актуальность данной темы заключается в воспитании гражданина, осознающего свою позицию в обществе, своё место в окружающем мире, уважающего закон, права других людей.

Гражданское воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

Гражданское поведение, на наш взгляд, предполагает сформированность определённых черт личности – активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности.

Педагоги по-разному подходят к решению проблемы гражданско-правового воспитания дошкольников.

Мы считаем, что наиболее целесообразным является проектирование образовательного пространства, так как позволяет в комплексе рассмотреть компоненты образования и необходимые условия.

В нашей республике разработана программа становления основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста «Растим юного гражданина». Программа состоит из трех модулей:

«Ребенок – благородный человек – гражданин»

«Государство – это мы»

«Наши права»

Авторами программы разработано основное содержание материала по воспитанию гражданско-правовой культуры дошкольников и младших школьников, определены требования к знаниям и умениям по программе, но отсутствует практический материал – наполнение программы и нет распределения программного материала по возрастам. Поэтому, на базе нашего детского сада работает экспериментальная площадка по апробации содержания программы.

Для успешного внедрения программы разработана модель образовательной среды гражданско-правового воспитания дошкольников.

Для того чтобы образовательная среда ДОУ способствовала становлению гражданско-правовой культуры дошкольника, она должна включать в себя следующие структурные компоненты:

содержательный, включающий в себя содержание дошкольного образования, способствующее развитию гражданско-правовых компетентностей дошкольников в различных видах деятельности;

технологический представляет собой пространство и способ межличностного взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности (педагогов, детей, родителей, администрации, специалистов);

предметно-пространственный – предметная среда групп, помещения ДОУ, создающая условия для становления основ гражданственности у субъектов образовательной среды.

Для реализации модели образовательной среды необходимы условия :

• научно – методические

• материально – технические

• психологические организационно

• педагогические

• социально - культурные

• кадровые условия

Воспитательно–образовательный процесс по гражданскоправовому воспитанию строится на принципах:

1. Принцип развития

2. Принцип гуманизации

3. Принцип интегративности

4. Принцип субъект - субъектных отношений

5. Принцип историзма

6. Принцип открытости

7. Принцип деятельностного подхода

8. Принцип дифференциации

9. Принцип непрерывности и преемственности пед. процесса

Технологический компонент

Изучив и проанализировав содержание программ и пособий по гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников, можно сделать вывод, что, в основном, используются репродуктивные методы обучения.

На наш взгляд, достижению цели современного образования цели – развитию тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность, способствует использование технологии проектирования как способа организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника.

Известно, что ребёнок самостоятельно мыслит тогда, когда подвергает любую информацию сомнению, анализирует ее и делает собственные умозаключения. Ребенок обязательно должен иметь право на свое мнение и реальную свободу выбора, только тогда мы сможем воспитать свободную личность, способную осуществлять самостоятельный выбор.

Каждому ребенку предоставляется право и возможность самостоятельно выбирать:

когда, где и с кем играть,

в каком центре активности и чем заниматься,

как, из каких материалов и в какой последовательности выполнять задуманное,

что считать результатом и какой результат считать достаточным.

Чтобы это право не превратилось в беспорядочность, чтобы выбор всегда был осознанным и содержательным, нужно помочь ребенку планировать свою деятельность. Работа по совместному планированию дел и действий, по стимулированию проговаривания детьми всех замыслов, действий и результатов занимает особое место в использовании проектного метода. Воспитатель может через вопросы и свои собственные высказывания ввести то содержание, которое считает важным для развития ребёнка. Важно, чтобы у детей формировался образ и образец планирования.

Метод проектов позволяет развить у ребенка совокупность компетентностей, необходимых будущему гражданину : коммуникативную, интеллектуальную, информационную и социальную.

Основным показателем развития перечисленных компетентностей личности является ее готовность быть активным, сознательным и полноценным гражданином общества, выполняющим многочисленные, внутрисемейные и другие функции и обязанности.

Содержательный компонент

Программа «Растим юного гражданина» состоит из трех модулей, которые взаимосвязаны между собой. Для более рационального внедрения программы мы используем технологию проектирования.

Планирование работы осуществляется на основе республиканской программы «Растим юного гражданина».

Использование технологии проектирования предполагает разработку и реализацию проектов. Поэтому содержание программы мы представили в рамках проектов. Интеграция позволяет нам организовывать гражданско-правовое воспитание в разных видах деятельности, объединять программное содержание из разных модулей.

Предметно-пространственный

Принятие решений имеет первостепенную значимость для формирования предпосылок активной гражданской позиции у дошкольников. Возможность выбирать занятия, материалы, партнеров помогает детям развивать навыки принятия решений организованным и безопасным путем. Они учатся принимать на себя ответственность за решения и понимать последовательность своих действий.

Для этого мы используем «Светофор выбора». Он представляет собой набор картинок, обозначающих тот или иной центр. Дети совместно с родителями оформили прищепки, с помощью которых выбирают центр.

На наш взгляд, центральным звеном в организации предметно-развивающей среды является центр краеведения.

Рассмотрим портфолио дошкольника более подробно.

Во всем мире значительное распространение получил метод оценивания реальных достижений человека в форме портфолио. Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребенка в различных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.

Проект портфолио мы разрабатывали вместе с детьми: придумывали варианты страничек, отбирали необходимую информацию. Совместная работа с ребенком при составлении портфолио помогает воспитателю ближе и глубже познать его внутренний мир, осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Особое, неоценимое значение имеет портфолио в работе с родителями. С помощью дневника родители видят своего ребенка со стороны, его реальные желания, потребности, интересы наиболее ярко проступают перед родительским взором. Также родители могут взглянуть на свою семью, взаимоотношения в семье и на самих себя глазами ребенка.

Портфолио детей нашей группы представляет собой папку, страницы в которой оформлены по отдельным темам. Структура дневника очень подвижна: все темы могут дополняться, изменяться в зависимости от интересов детей, от задач, преследуемых педагогом.

«Портфолио» или, как мы еще его называем, «Дневник моей жизни», помогает ребенку осознать себя и свое место в социуме.

Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания – адекватного представления отдельных творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей, так как учитываются результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности : социальной, коммуникативной, познавательной.

Итог

Итак, результатом реализации модели гражданско-правового воспитания дошкольников стало следующее : совершенствование предметно-развивающей среды, реализация проектов, создание портфолио на каждого ребенка, что способствует развитию

гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектный метод как форма организации единого образовательного пространства Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое.

Дети с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного пространства ДОО Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство.

Передовой педагогический опыт по созданию единого образовательного пространства в ДОУ Технология передового опыта Цель: создание единого образовательного пространства. Для реализации вышеуказанной цели я поставила перед собой.

Практическая деятельность педагога в процессе информатизации современного образовательного пространства Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной.

Проект «Информатизация образовательного пространства детского сада МБДОУ» Проект «Информатизация образовательного пространства детского сада МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Власова М. М., заведующий МБДОУ «Детский.

Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО комбинированного вида В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания.

Создание единого информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС до .

Создание коррекционно-образовательного пространства в группе.Создание коррекционно-образовательного пространства в группе. Я работаю в коррекционном ДОУ (для детей с ОНР, в качестве знакомства предлагаю совершить путешествие по моей любимой группе. Цель.

Воспитание правовой культуры детей и родителей Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации,.

Выступление на областном семинаре «Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Выступление на областном семинаре «Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» «Проектирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ». Слайд 2 - Какими же качествами должен обладать человек, чтобы выжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование образовательного пространства как условие становления гражданско-правовой культуры у дошкольников
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 11:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование образовательного пространства как условие становления гражданско-правовой культуры у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бабарико (УИ 270542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД