Получи документы

Воспитание правовой культуры детей и родителей

Галия Камиловна Белозерова
Воспитание правовой культуры детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Публикация «Воспитание правовой культуры детей и родителей» размещена в разделах

Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна последние годы встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что - либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав. [2.c.25]

Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и права старшего поколения. Чтобы научить своих детей осознанному гражданскому поведению в обществе, родители и все взрослые должны сами знать законы, жить по закону и нормам морали, умело передавать элементарные правовые знания детям. В размышлениях детей о своих правах есть такое умозаключение: «Мир прост и чист. Еще утром встает солнышко - шар тепла и красоты. Все живое, прекрасное тянется к нему. Возьмите нежный лучик от него и с улыбкой подарите своим детям. Это будет начало гармонии в мире. Сделайте так, чтобы не было жестоких, кровопролитных войн! Вы будете очень страдать, научив нас воевать. Мы имеем право на жизнь и мир!». [3. с. 45]

И еще одно мнение ребенка о правах детей : «Ребенок должен жить в семье, у него должны быть отец и мать, бабушки и дедушки, братья и сестры. Самое главное право ребенка - жить и быть счастливым. Об этом должны позаботиться взрослые». «Знать свои права и уметь за них бороться - значит, быть сильным. Уважать права других - значит, быть справедливым. Жить по праву - значит, жить в мире и согласии». Права и обязанности каждого человека - это тот необходимый материал, из которого строится здание общего блага. Подобно тому, как невозможно выстроить дом только из кирпича, не используя цемент, невозможно выстроить общее благо только из прав, не скрепляя их обязанностями. Более того, зачастую право и обязанность - это одно и то же. Например, у человека есть право на благоприятную окружающую среду, и одновременно человек обязан бережно относиться к природе. Или у человека есть право на образование. И вместе с тем каждый обязан учиться. У родителей есть право воспитывать своих детей. Но вместе с тем они обязаны заботиться о детях. Или каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и одновременно каждый обязан заботиться о сохранении культурного наследия, беречь памятники. И, наконец, если у каждого человека есть права, то это значит, что никто не может их нарушать. Мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность уважать наши права. Главная обязанность каждого человека, гражданина - соблюдать нормы права : Конституцию и законы». [1. с. 79]

В Древней Руси детей называли зернышками. В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко прорастало и дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ детей-зернышек должен быть созвучен сегодняшней политике детства, подходам к формированию личности ребенка, его воспитанию. Воспитание начинается с момента рождения ребенка. В семье ребенок приобретает начальные навыки социального общения, закладываются основы его характера, во многом определяющие его последующее воспитание. Ушинский К. Д. справедливо писал : «не должны забывать, что первое понятие о человеке образуется в бессловесный период жизни ребенка, и на образование этого понятия имеют решающее влияние те первые личности, которые отразятся в его душе и лягут в основу его будущего отношения к людям». [4. с. 31]

В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняют дошкольные учреждения и школа, большое место занимает воспитание основ правового сознания детей, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям, к своим сверстникам и их правам. Дошкольные учреждения учит детей быть внимательными друг к другу, выслушивать и уважать друг друга. Мы развиваем в них понимание того, что все мы разные, но все мы равны.

Произошедшие в последние десятилетия глубокие изменения социально-экономических условий жизни общества снова сделали актуальной проблему исполнения родителями обязанностей по воспитанию своих детей. Перед юридической наукой и практикой встали вопросы регулирования родительских обязанностей в новых условиях, когда половина семей распадается, родители, занятые зарабатыванием денег, не имеют возможности уделять своим детям достаточно времени. В этой связи представляется важным четко закрепить в правовых нормах обязанности родителей и гарантии их реализации.

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют : Семья - 50%, СМИ - 30%, школа, ДОУ-10%, улица -10%.

Из этого можно сделать вывод, что первые жизненные уроки ребёнок получает все-таки в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно там дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание теснейшим образом связано с проблемой сформированное™ личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. [3.c.82]

Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Чаще родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права.

Для решения поставленных задач по правовому воспитанию необходимо рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правами и нормами общепринятых отношении между детьми и обществом. Результатом работы педагогического коллектива является выявления тех родителей, которые нарушают права своего ребенка, и проведения с ним коррекционной работы. Также знакомим детей старшего возраста с принципами, описанными в Декларации о правах ребенка. Как организуем эту работу?

- Создание проблемно- поисковую деятельность детей (решение ситуаций).

- Продуктивная деятельности рисование, лепка, аппликация.

- Использование стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие.

Одним из направлений работы с родителями - просвещение родителей, оно включает в себя совместные мероприятия : «Родительский клуб», Родительские собрания, Круглые столы, проведение совместных праздников и досугов.

Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, мы разработали проект «Моя Семья». В эту работу мы включили беседы, фотоэкспозиции, инсценирование сказок, чтение художественной литературы, мероприятия с участием родителей. Следующим этапом будет проект «Формирование правовой культуры детей и родителей»., который мы будем осуществлять в следующем учебном году.

Если не вводить правовое воспитание на самых ранних стадиях дошкольного образования, человек станет жертвой бытового правовоспитания, основными категориями которого является народная «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят внеправовую сторону отношений. В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Как гласит японская народная мудрость - там где права сила, нет силы права. Отсюда и закладывается в сознании граждан «опыт», выраженный в устном народном творчестве, фольклоре: пословицы типа:

- Закон - дышло: куда хочешь, туда и воротишь;

- Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет; и т. д.

А раз так говорит народ - значит, так оно и есть! Такие «мудрости» искоренить из языка не возможно - да и не нужно этого делать, нужно выводить их из убеждений народа путем доказательной демонстрации их ошибочности.

Но народ действительно мудр - и он создал не только отрицательные образы, но и убедительные положительные мнения о праве :

- Правда всегда перетянет;

- Правда суда не боится;

- Судья праведный - ограда каменная;

- Закон не кол - не обтешешь.

Если бы в умах закреплялись только такие положения - ситуация была бы куда лицеприятнее. [4. с. 57]

Дети всегда очень активны и вовлечены во что-нибудь. Для них существует только «сегодня». Родителям это помогает ощутить радость и полноту жизни. Но не следует забывать и необходимо напоминать детям, что настоящее неотделимо от будущего, и от наших сегодняшних слов и поступков зависит наше завтра.

«Родительская любовь так же естественна, как дождь, но умению быть родителями надо учиться»

Список литературы:

1. Антонов В. А. Изучаем права человека. - «Вита-Пресс», 1997. 180с.

2. Доронова Т. Н. Жичкина А. Е. Защита прав и достоинства маленького ребенка. - М. : Просвещении, 2003. 320с.

З. Усачев А. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. - М. : «Аншстрем», 1993. 250с.

4. Шабельник Е. С, Каширцева Е. Г. Ваши права! - М. : «Вита-Пресс», 1997. 115с.

Публикации по теме:

Право на имя (воспитание правовой культуры дошкольников).Право на имя (воспитание правовой культуры дошкольников). Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что каждый гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. По рекомендации.

Роль дидактических и коммуникативных игр в воспитании правовой культуры детей Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Это все знают, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание правовой культуры детей и родителей
Опубликовано: 25 мая 2015 в 20:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание правовой культуры детей и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Галия Камиловна Белозерова (УИ 346362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД