Наталья Ковальчук
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектирование
индивидуального образовательного маршрута».
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Кудинова Наталья Геннадьевна
с. Тербуны, 2015 г.
СЛАЙД 1. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен доклад на тему: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута».
СЛАЙД 2.
Темочки:
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуальных траекторий развития. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
СЛАЙД 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении :
интеллектуального;
эмоционально-волевого;
деятельностного;
нравственно-духовного.
СЛАЙД 4. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
СЛАЙД 5. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
организовать единую систему работы;
совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:
• растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;
• часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье;
• появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр. ;
• расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
СЛАЙД 6. РАЗРАБОТКА ИОМ
ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.
ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы:
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
• принцип соблюдения интересов ребенка;
• принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира, сообразно своему возрасту.
• принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.
Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
СЛАЙД 7. Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: (ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ ПО РАЗДЕЛАМ)
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ПРОЕКТИРОВАНИЮ (ИОМ)
СЛАЙД 8. ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ :
1. Этап наблюдения и начальной диагностики.
Цель: 1. Выявление дошкольников, испытывающих трудности: в разных видах деятельности.
2. Определение причин трудностей ребенка.
2. Этап конструирования образовательного маршрута.
Цель: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение цели, методов педагогической поддержки, содержания работы.
3. Этап реализации.
через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия, организацию совместная деятельность педагога с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности,
4. Этап итоговой диагностики.
Проводится завершающая диагностика.
Цель: выявить результаты действия маршрута.
СЛАЙД 9. ВСЕ ЭТАПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОТРАЖАЮТСЯ В «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».
Наблюдение по выявлению трудностей у группы детей, которое подразделяется на виды деятельности. Считаем целесообразным, что данный раздел Программы должен быть посвящен системе наблюдений педагога за деятельностью детей в процессе освоения Программы с целью определения, отвечают ли созданные условия потребностям детей и своевременного внесения изменений в содержание обучения, форм и методов, так, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы. Результаты наблюдения за детьми в группе представлены в таблице №1.
Таблица №1.
Деятельность детей
ФИ Двигательная Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Восприятие художественной литературы Трудовая конструирование Изобразительная музыкальная
Артемьев Артем + +
Рюрикова Руслана + + + + +
Заполнение таблицы позволяет педагогу получить информацию о том, какую деятельность и как часто выбирает конкретный ребенок и какие виды деятельности и центры активности группы наиболее привлекательны для детей, чем увлечены большинство детей группы. Кроме того, полученная информация о наиболее востребованных видах деятельности в центрах активности дает повод для дальнейших педагогических действий. Например, продуктивную деятельность детей можно наполнить такими материалами и действиями, которые будут стимулировать развитие детей в иных направлениях:
- ознакомление с окружающим миром (через подбор иллюстраций для рассматривания, копирование картинок для раскрашивания и штрихования, внесение новых изобразительных материалов, требующих от детей экспериментирования с ними и пр.);
- развитие речи (через использование рисунков детей для создания авторских книжек-малышек, каталогов и пр.);
- развитие игровых умений (через создание атрибутов для игр).
Просматривая записи своих наблюдений, воспитатели выделяют образовательные области, в которых достижения ребенка наиболее ощутимы (сильные стороны) и те стороны, которые вызывают озабоченность или особый интерес. На основе выделенных сильных или проблемных сторон в развитии формулируют индивидуальные цели. Поставленные цели всегда могут быть достигнуты путем реорганизации окружающей среды и создания новых возможностей обучения.
СЛАЙД 10. Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
1. АНАМНЕЗ - сбор общих сведений о ребенке, подробно ознакомиться с этой информацией и структурой на памятках.
Работа по индивидуальному маршруту, структура которого представлена перед Вам в памятках и на слайде в таблице №2.
Таблица №2.
ФИ Начальная диагностика Целевой раздел Содержательный раздел Используемые педагогические технологии и методики Ожидаемые результаты в соответствии с целевыми ориентирами Примерные сроки достижения результатов Формы взаимодействия с родителями
Петров Иван Слабо развита крупная моторика (способность владеть своим телом в пространстве) 1. Развивать двигательную активность
2. Совершенствовать координацию движений
3. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности Образовательная область «Физическое развитие»
1. Игры с бегом, подлезанием, перелезанием.
2. Игры с мячом. Технологии Л. Д. Глазыриной,
М. Д. Миханевой 1. Ребенок подвижен.
2. Улучшение координации движений в ходьбе и беге в играх с мячом.
3. Выполнять упражнение на равновесие.
4. Владеет основными движениями От 1 до 3 месяцев. 1. Консультации
2. Памятки
3. Рекомендации инструктора
4. Наблюдение за ребенком во время двигательной образовательной деятельности.
ВЫВОДЫ___
РЕКОМЕНДАЦИИ___
СЛАЙД 12. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1. Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
3. Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.
Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.
СЛАЙД 13. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРУДНОСТЯМИ, ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТЕЙ.
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
• Приемы арт – терапии;
• Игры, упражнения и тренинги;
• Релаксационные психогимнастические упражнения.
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов.
СЛАЙД 14. КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТРУКТУРЫ ИОМ
Итоговая диагностика.
Проводится завершающая диагностика.
Цель: выявить результаты действия маршрута.
Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы).
Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.
Корректировка ИОМ
Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.
СЛАЙД 15. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, требуется ли согласие на педагогическое обследование ребенка?
В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОНО ТРЕБУЕТСЯ, НЕОБХОДИМО СТАВИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ИЗВЕСТНОСТЬ о проведении в ДОУ индивидуальной работы, коррекции, а форма этого согласия на Ваше усмотрение. Я разработала свой бланк согласия педагогического обследования, который представлен на экране.
СЛАЙД 16. Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка позволит обеспечить его личностное развитие, легкое усвоение программного материала и способствовать успешной социализации в детском коллективе.