МААМ-картинки

Воспитание этикета у дошкольников в условиях детского сада

Галина Фролова
Воспитание этикета у дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитанный человек – это тот, кто хочет

и умеет считаться с другими, это тот,

кому собственная вежливость не только

привычна и легка, но и приятна. Это тот,

кто в равной степени вежлив со

старшим и младшим годами и по

положению.

Д. С. Лихачёв.

Публикация «Воспитание этикета у дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов является одной из главных целей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 40. Для того чтобы проводить самоанализ своей деятельности, развивать мотивацию к профессиональному росту, в детском саду используется технология проектирования. Как это происходит, расскажу на примере работы педагогов с дошкольниками по воспитанию у них этикета.

Проблема воспитания поведения у дошкольников серьёзно беспокоит педагогов. Несмотря на значительные усилия воспитателей, эффективность традиционных занятий в данном направлении незначительна.

Проанализировав поведение наших старших воспитанников, мы пришли к выводу, что часто дети знают правила поведения, но не выполняют их. Это навело нас на размышление – почему так происходит? Оказывается всё очень просто. В ходе традиционных занятий воспитателям не всегда удаётся создать действенную мотивацию. В беседах, общениях дети в основном высказываются и действуют не по собственному побуждению, а, подчиняясь требованию педагога. Причём педагог оказывается единственным собеседником, что противоречит психологии детского развития. В повседневной жизни на развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность, причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, а иногда и противоречивым. Например, разрешая ребёнку взять любимую игрушку в детский сад, мама говорит ему: «Никому не давай игрушку, а то сломают, а она стоит дорого», а воспитатель учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить ребёнку? Такого рода противоречия вызывают неудовлетворение, раздражение, а иногда рождают хитрость и приспособленчество. В результате у ребёнка не может сложиться чётких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае. Ребёнок замечает любые поступки взрослых, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

Опросив родителей старших воспитанников, мы поняли, что они слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя злиться, нельзя драться, грубить и так далее, нужно быть добрым, чутким, вежливым…» - недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.

Таким образом, перед нами встала проблема создания методических материалов для совершенствования форм и методов нравственно-этического воспитания старших дошкольников. Обсуждая эту проблему, мы задавали себе вопрос – как сориентироваться в методиках, какими способами можно получить положительный результат? После обсуждения данной проблемы, было принято решение о создании проекта «Этикет и мы», который предполагает новые формы и методы работы с педагогами, детьми, родителями и социумом.

Для начала мы изучили методический комплект материалов «Проектное управление в образовании» А. М. Моисеева; опыт педагогов-новаторов «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, Т. С. Лагода; «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ» В. С. Близнецова и др. Пополнили предметно-развивающую среду в группах дидактическими играми, художественными произведениями, изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр, проанализировали резервы своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а так же степень заинтересованности коллег темой проекта. Далее выявили интерес и уровень знаний детей по теме проекта, сформировали банк данных об уровне родительской компетенции в вопросах воспитания у дошкольников этикета. Затем в ДОУ открыли «Школу хороших манер», в работе которой используются такие методы как «знакомство», «мы и наше имя», «проект-картина», «всё в моих руках». Провели консультации для воспитателей на темы : «О культуре поведения и этикете»; «Формирование моральных представлений и норм у дошкольников»; «Планирование работы воспитателя по подготовке проекта». Провели семинар-практикум на тему: «Проектирование содержания работы воспитателей по формированию у дошкольников нравственно-ценностного поведения». Совместно с родителями воспитанников провели : семинар-практикум на тему «Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения»; конференцию на тему «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников».

Педагогам было предложено разработать мини-проекты по темам:

«Кто придумал этикет, «Посоветуемся с зеркалом», «Добрые слова», «Вежливая улица», «Будьте как дома», «Когда ты едешь в транспорте», «Телефонный разговор», «Театр»; «Накрываем на стол и угощаем кукол чаем», «Давай никогда не ссориться», «УРА! Идём в гости», «Путешествие в страну Вежливости». Эти первые мини-проекты, разработанные педагогами, стали отправной точкой для внедрения в деятельность детского сада технологии проектирования».

Были запланированы и проведены совместные мероприятия с культурными центрами города: детской библиотекой – «День книгоройки», Д. К. им. Ем. Ярославского – «Театральные встречи», МОУ ДОД «Художественная школа № 4» - «Экскурсия на выставку юных художников», МОУ «Гимназия № 18» - «Совместный игровой урок в первом классе». На всех этих мероприятиях дети получили представления о правилах хорошего тона. Дети поняли, как правильно вести себя в читальном зале и как обращаться с книгой, как следует вести себя в театре, на выставке картин, в школе.

На Совете педагогов, по теме: «Метод проекта как форма организации работы педагогов по нравственно-этическому воспитанию дошкольников», педагогами были продемонстрированы материалы проектной деятельности. Главным показателем педагогического труда явились результаты мониторинга, динамика которого показала значительный рост педагогического мастерства. У педагогов повысилось умение работать в творческом режиме, интегрируя свою деятельность с деятельностью коллег в рамках избранной темы, они научились выбирать эффективную форму презентации собственного проекта, овладели навыками ведения мониторинга по реализации проектных мероприятий совершенствования своей педагогической деятельности. Результаты диагностики старших дошкольников показали повышение уровня сформированности у них культурного поведения на 21%.

Таким образом, мы убедились, что использование технологии проектирования даёт возможность переходу педагогического коллектива на более высокую профессиональную ступень. Именно поэтому мы продолжим работу по использованию технологии проектирования в детском саду и по другим направлениям.

Публикации по теме:

Доклад «Игры с песком в условиях детского сада» Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниа-тюрную.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада По словам Константина Дмитриевича Ушинского «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много,.

Формирование речи ребенка в семье с билингвизмом в условиях детского сада. В последние десятилетие общество сопряжено со значительной миграцией населения в связи с геополитическим и экономическими проблемами. Глобализация.

Использование информационных компьютерных технологий в условиях детского сада Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Оздоровление детей в условиях взаимодействия детского сада с семьей На протяжении последних лет всех нас поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения.

Методическая неделя «Развитие речи в условиях семьи и детского сада» Методическая разработка старшего воспитателя: Ганюковой В. М. МКДОУ Детский сад №18 «Веснянка» Методическая неделька. Тема: «Развитие речи.

Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в условиях детского сада» Цель: повышение профессиональной компетентности участников семинара через знакомство с методом проектов как средства развития творчества.

Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи Занимайся волейболом, Греблей, плаваньем, футболом, Змеев пёстрых запускай, Езди на велосипеде И всегда стремись к победе. Сильным будь.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание этикета у дошкольников в условиях детского сада
Опубликовано: 1 сентября 2016 в 10:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание этикета у дошкольников в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Галина Фролова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД