Елена Мастюкова
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-личностному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут – Это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении :
• Интеллектуального.
• Эмоционально-волевого.
• Нравственно-духовного.
Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-личностному развитию» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка :
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения,добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания свободы (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, по собственному усмотрению использовать личное время) Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, предметно-практической, игровой) продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметный мир и социальное отношение);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Диагностика индивидуальных особенностей детей :1. Беседа и анкетирование родителей. Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения. Развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы. Установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка.
1 этап. Выбор:
Построению индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
3 этап. Диагностика:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленная диагностическа)
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
• Подбор методик, определение методов и приемов работы.
4 этап. Работа: • Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями
• Корректировка задач, методов работы с ребенком5 этап. Контроль:
• Итоговая диагностика
Используемая литература:
1. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду», Издательство-Мозаика-Синтез, Библиотека программы «От рождения до школы»;
2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. : «Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду», Издательство: Мозаика-Синтез;
3. Волосовец Т. В., Казьмин А. М., Кутепова Е. Н. : «Инклюзивная практика в дошкольном образовании», Издательство: Мозаика-Синтез;
4. Диагностический инструментарий для изучения результатов освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ, Издательство: Аркти, Серия: Управление ДОУ