ирина сидоренко
Проектирование и реализация модели современной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование и реализация модели современной образовательной среды.
Подготовила:
Сидоренко Ирина Валентиновна
ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды. Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной среды.
Публикация «Проектирование и реализация модели современной образовательной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Создавая среду в группе, мы стараемся учесть все направления развития ребёнка. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать с учётом развития каждого воспитанника. Это, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребёнка во всех сферах деятельности.
Благодаря организации игровых зон и уголков, в группе созданы условия для различных видов деятельности. Для того чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определённого вида деятельности. Они не имеют чёткого разграничения, что позволяет по желанию ребёнка, один и тот же игровой уголок преобразовать в другой. Каждый ребёнок нашей группы выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Дети меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желание посещать детский сад. Наблюдая за детьми нашей группы, мы получаем много интересной и ценной информации. Это помогает нам рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем.
Организационные условия для создания РППС в группе:
- среда наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы, кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития».
- оборудование размещено, так чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность.
- все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей.
- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением.
- материалы постарались разместить функционально.
- предметы выполняют информационную функцию об окружающем мире, стимулируют активность ребёнка.
- среда полифункциональная (материалы используются и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности).
- среда имеет подвижные границы групповой комнаты, представлена зонами: активной, рабочей, спокойной.
В нашей группе созданы, такие уголки: книжный уголок, спортивный уголок, дидактический уголок, музыкальный уголок, уголок ролевых игр, уголок конструирования, уголок детского творчества.
Предметно-пространственная среда должна :
• иметь привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребёнка;
• снимать утомляемость;
• положительно влиять на эмоциональное состояние;
• помогать ребёнку индивидуально познавать окружающий мир;
• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
Если среда организованна неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создаёт условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: всё знакомо с первого дня и остаётся неизменным. Такая среда создаёт внутреннюю напряжённость, создаёт у ребёнка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.
Предметно-пространственная среда отражает 5 образовательных направлений :
1. Социально-коммуникативное
2. Познавательное
3. Речевое
4. Художественно-эстетическое
5. Физическое
Вывод: Целенаправленно организованная и грамотно созданная среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.