Андрей Парачук
Проектирование инклюзивной образовательной среды в контексте учреждений дополнительного образования детей и молодёжи
▼ Скачать + Заказать документы
Парачук А. В, Сергеенко С. П.
методисты ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» (Республика Беларусь, г. Гомель)
Проектирование инклюзивной образовательной среды в контексте учреждений дополнительного образования детей и молодёжи
Аннотация
Публикация «Проектирование инклюзивной образовательной среды в контексте учреждений дополнительного образования детей и молодёжи» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В статье рассматривается основа практики инклюзивного обучения, его организация на примере опыта работы учреждения дополнительного образования детей и молодёжи через принятие особенностей развития ребенка и его способности к обучению.
Данный материал будет полезен и окажет практическую помощь педагогам, методистам учреждений дополнительного образования, педагогам-психологам, педагогам социальным.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная образовательная среда, дополнительное образование детей и молодежи, психо-физическое здоровье, образовательный процесс, инклюзивное образование.
Keywords : inclusion, inclusive educational environment, additional education for children and young people, psychophysical health, educational process, inclusive education.
В науках о человеке комплекс внешних по отношению к человеку условий, характеризующийся устойчивостью и длительностью воздействия, обозначается понятием «среда». Образовательная среда является частью социальной среды и в наиболее общем виде определяется как «сфера социальной жизни и как фактор образования, обеспечивающий педагогические условия равновесия опыта взаимодействия учащихся с внешним миром и внутренней средой их развития» [1, c.58].
Инклюзивное образование как практика совместного обучения детей с особенностями психо-физического развития (ОПФР) и детей с нормальным развитием определяет право каждого ребёнка на выбор места обучения и образовательного маршрута.
Инклюзивное образование будет иметь позитивные эффекты лишь в случае создания в образовательном учреждении качественно новой, инклюзивной образовательной среды как психолого-педагогической реальности, содержащей специально организованные условия (пространственно-предметные, социальные, технологические) для развития и социализации обучающихся с ОПФР, соответствующие их возможностям и особым образовательным потребностям.
Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с особенностями психо-физического здоровья с обычно развивающимися ровестниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии
Учащиеся обучаются и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.
Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться вместе с другими детьми: друзьями и соседями.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в учреждениях образования.
Инклюзия – это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.
Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование – это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.
В процессе инклюзивного обучения нужно :
1. применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
2. применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
3. уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
4. применять способы поэтапного усвоения нового материала;
5. уделять больше времени чтению художественной литературы;
6. давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
7. предоставлять учащимся большую свободу выбора;
8. внедрять принципы демократических отношений в школе;
9. уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
10. использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;
11. исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся;
12. оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми;
13. привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность;
14. опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в творчестве. Новая образовательная программа предполагает создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычных детском саду, школе, учреждении дополнительного образования детей, институте.
Образовательное учреждение с инклюзивными группами решает следующие задачи:
1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольного обучения;
3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
6. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
7. изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Создание инклюзивного образовательного пространства, путём предоставления вариативных форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Философия инклюзии предполагает, что в центре внимания педагога находится объединение по интересам как разнородная группа обучающихся, которая требует дифференцированного подхода в обучении. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что ключевым принципом в построении инклюзивной образовательной среды должен стать принцип соответствия [1,2].
Данный принцип предполагает создание специальных условий образовательного процесса, соответствующих особым образовательным потребностям и возможностям детей с ОПФР, адекватность педагогических воздействий индивидуальным особенностям и способностям обучающихся.
При внедрении инклюзивного образования в образовательный процесс у детей повышается жизненный тонус, активная общественная позиция, появляется шанс достигнуть определённых положительных результатов в развитии. Создаются оптимальные условия для творческого развития, самообразования, профессионального самоопределения всех детей.
Факторы, способствующие продвижению инклюзии :
– образовательная политика в отношении лиц с ОПФР в регионе;
– личная позиция руководителей;
– принятие идей, ценностей, принципов инклюзивного образования;
– проектные решения данной проблемы.
Разработка проблемы инклюзивного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивных групп становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск направлен на то, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.
На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении. Опыт работы показывает, что дети, посещавшие инклюзивные группы, способны к дальнейшему успешному включению в общество.».
Таблица 1: Формы инклюзивного образования детей с ОПФР
Обучение, коррекция, воспитание Обучение Воспитание и социализация
– включение ребёнка в процесс обучения с последующим получением коррекционной помощи в специализированном учреждении, центре;
– обучение детей – обучение в группах;
– включение в процесс обучения – социальная интеграция (обучение в коррекционных учреждениях с последующим включением социокультурное пространство);
– психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса
При наборе детей в объединения по интересам, где обучаются обычные дети педагог дополнительного образования (на примере ГУО «ГГЦДОДиМ») включает и 1-2 ребенка с ОПФР (общее недоразвитие речи, нарушение функций опорно- двигательного аппарата, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения интеллекта, задержка психического развития). Основная цель – подготовка детей с различными стартовыми возможностями, в соответствии с возрастом или уровнем сформированности навыков и компетенций. По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии : точечную, частичную, полную.
Таким образом, инклюзивная образовательная среда – это одновременно и особая единица социальной среды, и вид образовательной среды, которая имеет специфическую структуру и содержание, позволяющие решать задачи совместного обучения различных категорий обучающихся посредством обеспечения динамического соответствия условий среды индивидуальным возможностям и образовательным потребностям каждого учащегося.
В условиях инклюзивного образования роль родителей в образовательном процессе возрастает в силу особых образовательных потребностей детей, обучающихся совместно со здоровыми детьми.
Д. Митчел в своей книге «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования» отмечает особую роль родителей в образовании учеников с особыми образовательными потребностями : «они – родители, имеющие все соответствующие этому статусу права и обязанности, но они также и источник информации, партнеры в разработке и реализации программ для детей и «потребители» предоставляемого … образования» [3, c.102].
Как показывает опыт, родители «особых» детей ищут не только профессиональных логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов, могущих оказать квалифицированную помощь их ребенку. Они ищут для своих детей обычных человеческих условий: компанию сверстников, насыщенную событиями детскую каждодневную жизнь. Для себя же родители ищут внимания, терпения, бережного отношения, общения с другими родителями.
Ведь структура нарушений развития детей часто бывает такова, что, сколько бы ни трудились над коррекцией специалисты, диагноз не исчезнет. Но отношение к диагнозу, сама жизнь семьи может меняться. Возможность семьям жить обычной жизнью - вот самое большое достижение инклюзивного сообщества.
Таблица 2: Достоинства инклюзивного образования
Для детей с особенными потребностями Для других детей Для педагогов
– повышается уровень развития во всех сферах личности;
– одноклассники выступают примером для них;
– овладение новыми умениями и навыками происходит функционально;
– обучение осуществляется с ориентацией на сильные качества – формируется принятие того, что все люди разные, толерантность;
– развивается умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения с людьми, которые отличаются от них;
– дети учатся сотрудничеству;
– развивается творческий подход – лучше понимают индивидуальные особенности учащихся;
– овладевают новыми педагогическими методиками;
– воспитание детей становится более целостно
Работа в инклюзивном пространстве предъявляет очень высокие требования к личности педагога:
1. Нужно осознанно воспринимать происходящее.
2. Быть очень ответственным.
3. Нужно обладать знаниями из смежных специальностей.
4. Нужно быть всегда готовым обсуждать проблемы.
5. Обладать навыками разрешения конфликтов, которые возникают неизбежно, ведь участники процесса слишком разные.
6. Быть терпеливым, гибким, адаптивным, инициативным и креативным.
7. В своих образовательных программах педагоги дифференцируют разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
8. В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог самостоятельно определяет индивидуальную программу обучения.
9. Педагог выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание заданий, используя различные пособия, технические средства для достижения целей.
Инклюзивное образование не лишено своих проблем. К их числу можно отнести:
– нет систематического подхода;
– нет чёткой нормативно-правовой базы;
– проблема кадров;
– границы между общим и специальными образованиями.
Таким образом, можно сделать вывод: не ребенок приспосабливается к существующим в образовательном учреждении условиям и нормам, а вся система образования подстраивается потребности и возможности конкретного ребенка
Список использованной литературы:
1. Тюрин, А. В. Инклюзивная образовательная среда как акмеологическое средство адаптации // Вестник Московского государственного гуманитарно – экономического института. 2013. № 4 с. 52-62.
2. Создание и апробация модели психолого – педагогического сопровождения инклюзивной практики : Методическое пособие / Под ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. М. : МГППУ, 2012. 156 с.
3. Митчел, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. Русский перевод И. Аникеев, Н. Борисова // Стратегия командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования. Сборник материалов / Сост. Н. Борисова, М. Перфильева. М. : ООО «БЭСТ-принт», 2012. с. 89-115.
4. Керне, С Интеграция в общество людей с особыми потребностями // Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями 1995, Москва
5. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.