Елена Гальцева
Проектирование образовательной деятельности в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Каждое ДОУ должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса.
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Публикация «Проектирование образовательной деятельности в разновозрастной группе» размещена в разделах
В целях рационального построения педагогического процесса необходимо определить состав группы, выделить подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу. Разновозрастные группы могут состоять из детей смежных возрастов, например 2-3 года и 3-4 года и детей контрастного возраста, например, 3 года и 5 лет. Во всех случаях педагог организует работу, ориентируясь на программы для двух или трех возрастных групп.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако, в тоже время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста. Младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, хорошо воспринимают их руководство совместной деятельностью. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.
Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основные формы: игра и НОД.
Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой.
Дидактические, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактической игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети – играя, учатся.
Среди всего многообразия детских игр особое место занимают сюжетно-ролевые игры. Они являются первой социальной практикой ребенка и в наибольшей степени способствуют сплочению разновозрастного коллектива.
Наблюдая за играми, организованными и возникшими по инициативе детей, педагог решает, каким образом направить игру в нужное русло и поддержать интерес к ней, какие провоцирующие ситуации использовать для проявления нравственных качеств детей и т. д. Обязательно следует проводить коллективную оценку успехов и неудач детей в общих играх, давать всем желающим возможность высказаться. Такая оценка позволит внести коррективы в последующее развитие сюжета, показать непривлекательность поведения некоторых детей. Обязательно следует поощрить воспитанников младшей подгруппы за создание выразительного игрового образа, а старших –за активную и своевременную помощь малышам, а также подчеркнуть преимущество совместных игр детей разного возраста.
Особую трудность испытывают воспитатели при планировании обучения на занятиях. В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебного процесса. Наиболее эффективным можно считать сочетание разных форм работы.
На фронтальных занятиях решаются задачи общего характера. При этом занятие бывает посвящено только одному разделу программы, а учебные задания дифференцируются для каждой возрастной подгруппы.
Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы (средняя и младшая).
I вид – ступенчатое начало занятия
На первом этапе роботу начинают дети средней группы : изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.
ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия
Начало деятельности общее для всех : игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.
После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети средней группы : заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет не более 20 минут.
ІІІ вид - одновременная деятельность детей по разному программному содержанию.
Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.
После выполнения заданий подгруппы меняются местами.
ІV вид - отдельная деятельность детей
В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.
Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
Особое значение при планировании непосредственно-образовательной деятельности приобретают однотемные занятия. В разновозрастных коллективах они наиболее целесообразны и эффективны. Это положение распространяется на все виды занятий. К таким занятиям легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные занятия дают возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.
В разновозрастной группе однотемные занятия воспитатель может проводить со всеми детьми одновременно. При этом содержание занятий остается единым, а программные задачи различные для каждой возрастной подгруппы.
Рассмотрим несколько примеров.
Например, на занятии по аппликации “Фруктовый сад” дети 4 лет учат правильно держать ножницы, вырезать фрукты по силуэту, наклеивать их; дети 5-6 лет закрепляют умение пользоваться ножницами, создавать сюжетную аппликацию и дополняют её.
На занятиях по рисованию дошкольники изображают одни и те же предметы: яблоко, дерево, фигуру человека и т. д. Но дети четырех лет овладевают умением лишь приближенно передавать форму предмета; дети пяти лет учатся соотносить части предмета по величине, прорисовывать детали, передавать цвета, а дети шести лет используют в своих работах все доступные им средства выразительности.
Занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся либо с отдельными возрастными подгруппами, либо сразу со всеми детьми. Целесообразно принципиально новые программные задачи решать с каждой подгруппой отдельно, а закреплять знания и совершенствовать умения в ходе фронтальных занятий. Необходимо заранее продумывать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении.
Необходимо также обеспечить активность и работоспособность всех детей. Для этого воспитателю следует избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильный ритм и темп занятия. Целесообразны и хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп. А наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.
Таким образом, в основе организации процесса обучения в разновозрастной группе лежит планирование однотемных занятий, предусматривающее вместе с тем дифференцированное решение образовательных задач для каждой возрастной подгруппы.
Какие моменты при организации воспитательно-образовательного процесса необходимо учитывать?
Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня
При наличии в группе детей двух смежных возрастов – за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше старшие дети);
- при определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.
Важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших.
Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т. д.
Таким образом, в смешанных группах режим дня становится единый для всех детей, но с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка вносятся некоторые изменения в режимные процессы (деятельность бодрствования и сна, объем нагрузок).
Утренняя гимнастика - обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.
Продолжительность и содержание утренней гимнастики различны для детей разного возраста, поэтому желательно в смешанной группе проводить ее сначала с детьми 3-4 лет, затем с 5-6-летними. Там, где нет для этого условий, утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всей группой. В этом случае надо обязательно учитывать разные требования к качеству, темпу, продолжительности упражнений. Обычно младшие проделывают упражнения меньшее количество раз, чем старшие. От старших детей требуется также более точное и качественное выполнение движений. Для того, чтобы старшие дети могли проделать упражнения большее количество раз, им предлагается одним начать выполнять упражнения и показать малышам, как правильно его делать, затем это же упражнение они проделывают с малышами.
Возможны случаи, когда в комплексе гимнастики вводятся более сложные упражнения только для старших. Во время выполнения старшими таких упражнений малыши наблюдают и отдыхают. Оправдывает себя и такой прием, когда более сложные упражнения планируются на конец гимнастики и старшие их выполняют после того, как малыши уходят умываться.
Таким образом, воспитателям разновозрастных групп при подборе упражнений в методике руководства утренней гимнастикой следует исходить из существующих общих указаний, но при этом учитывать возрастной состав своей группы.
Прогулка занимает важное место в режиме дня и является действенным средством всестороннего развития детей. В целях наиболее эффективного использования прогулки необходимо создать благоприятные условия для разнообразной и содержательной деятельности детей на воздухе для детей всех возрастных групп (игры, труд, наблюдения и т. д.).
На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками и со старшими детьми, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т. д., создает условия для разнообразной двигательной активности всех детей возрастных подгрупп. При этом важно:
- следить за физическими нагрузками, чередовать игры и занятия разной степени подвижности, не допускать, чтобы малыши, подражая старшим, выполняли трудные для них движения (висели на руках, забирались на высокие лестницы);
- подвижные игры с младшими детьми целесообразно проводить в середине прогулки, а со старшими сразу после выхода на участок или в конце прогулки, перед возвращением в группу.
В зависимости от цели и физических нагрузок подвижные игры могут проводиться со всеми детьми, или отдельно с каждой подгруппой.
Важно, чтобы несколько раз в течение недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, т. к. при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной.
В процессе прогулки необходимо наблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.
Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдения, словесные игры, беседы с детьми.
Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. Младший воспитатель разновозрастной группы должен особенно хорошо сознавать свою роль в педагогической работе с детьми, владеть основными приемами организации режимных процессов, понимать, чем она может помочь малышам, а что они должны делать самостоятельно. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно, но больше всего в самые напряженные в смешанной группе моменты – при завершении одних процессов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур.
Педагогам в своей работе также необходимо обратить внимание на создание предметно-развивающей среды, ростовые показатели мебели, на организацию режимных моментов (умывания, питания, одевания, организацию сна, организацию трудовой и самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, в рабочей программе воспитателя разновозрастной группы следует отразить особенности организации воспитательно-образовательной деятельности. В целевом разделе программы отразить значимые характеристики возрастных особенностей развития детей. В содержательном разделе представить календарно-тематическое планирование образовательной деятельности. В организационном разделе отразить режим дня детей каждого возраста, представить учебный план.