Лукашова Марина Викторовна
Проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Познавательно - творческий
Продолжительность проекта : 02.12.2019г - 24.01.2020г.
По характеру контактов открытый, осуществляется внутри ДОУ.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.
Сроки и этапы реализации проекта 2019-20 учебный год
этап - организационно- подготовительный
этап - внедренческий
этап - результативный
Публикация «Проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Цель проекта :
-развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
-Познакомить с основными сказочными героями русских народных сказок.
-Формировать нравственные представления о моделях поведения.
РАЗВИВАЮЩИЕ
-Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
-Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи.
-Совершенствовать интонационную выразительность речи.
-Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
-Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
-Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь прекрасное.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
-Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
-Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие
-Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
-Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда
Предполагаемый результат
Данный проект позволит :
-Расширить и творчески применить знания детей о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности.
-Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Дети:
-Проявляет любознательность, эмоциональную отзывчивость;
-Стремится радовать других;
-Выражает положительные эмоции;
-Эмоционально отзывается на яркие красочные пособия, произведения, игры;
-Интересуется эмоциональным состоянием сверстников и близких людей;
-Умеет поддерживать беседу об эмоционально-волевой сфере, высказывать свою точку зрения;
-Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время праздника и после мероприятия;
-Владеет некоторыми приемами регулирования эмоционального состояния.
Родители:
-Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.
При проведении опроса в конце проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?», возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Принципы реализации проекта :
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинноследственных связей в развитии сюжета.
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Этапы реализации проекта
-Подготовительный этап: Изучение литературы по теме
-Ознакомление с передовым опытом
Консультация для родителей
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал
Оформление книжного уголка
Основной этап:
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок
Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
Игровая образовательная ситуация «Путешествие по сказкам»
Отгадывание загадок по сказкам
Аппликация
Выставка поделок из бросового материала
Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом
Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Заключительный этап:
Презентация проекта
Оформление выставки «Что за прелесть эти сказки» Изготовление поделок, рисунков по сказкам.
План проекта
Образовательная область
Художественно-эстетическое развитие:
«Мой любимый сказочный герой»,
«Медвежонок»;
«Муха-Цокотуха» Аппликация : «Сказочная птица» Лепка :
«Заюшкина избушка»
«Лиса, заяц и петух»,
«Три медведя»
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?». ««Заяц - хваста», «Как мы помогали героям любимых сказок»
Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Познавательное развитие:
Беседы с детьми о прочитанных сказках
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Речевое развитие:
Составление творческих рассказов : «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти. Придумывание имен героям сказок, песенок для каждого героя. Дидактические игры «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Поймай Колобка», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Ванюша и лебеди».
Работа с родителями Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками», «Театрализованная деятельность – путь к детскому творчеству»
Папка – передвижка "Народные сказки в системе воспитания дошкольников".
Реализации проекта :
Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
Оформление уголка «В гостях у сказки»
Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
Чтение разных сказок
Рисование детьми героев сказок.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
Самостоятельное составление сказок.
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Загадки о сказках, героях сказок.
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Театрализация сказки : «Муха – Цокотуха»
Содержание работы с родителями:
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
Чтение сказок с детьми.
Придумывание сказок с детьми.
Помощь в пополнении книжного уголка сказками
• Этап – Исследовательский.
работа по плану с детьми, родителями, педагогами. выполнение проекта
• Этап – Заключительный
Презентация проекта
Театрализация сказки «Муха - Цокотуха»
Подведение итогов.
Обобщение результатов работы.
Результативность проекта :
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.