Татьяна Нужная
План-конспект НОД «Звуки [Х]-[Х’]» (старшая логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуки Х-ХЬ»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
-учить детей характеризовать звуки Х-ХЬ по акустическим и артикуляционным признакам;
-развивать фонематический слух;
-обогащать, уточнять словарный запас;
-развивать связную речь;
-развивать навык звукового анализа слов;
-развивать слуховое внимание, память, мышление, артикуляционную и общую моторику.
Виды детской деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, двигательная
Публикация «План-конспект НОД „Звуки [Х]-[Х’]“ (старшая логопедическая группа)» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Материалы и оборудование: звуковые пеналы, картинки с изображением петуха, хомяка, художника, хирурга, хобота, уха, халат, на доске- домики с синей и зеленой крышей, на стене - домики гласных и согласных звуков, зеркала, раздаточные предметные картинки.
Логика НОД:
Орг. момент:
Работа с чистоговоркой.
-Послушайте и повторите чистоговорку:
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – стало страшно петуху.
Ух-ух-ух – убежал в сарай петух.
Ох-ох-ох- нашел петух горох.
(Каждый заходящий в кабинет, перед тем как сесть за столик, повторяет за взрослым стихотворную строчку.)
-Ребята, какой звук вы чаще всего слышали в стихотворении?
(Дети выделяют наиболее частотный звук-Х)
Осн. часть:
1. Введение в тему.
-Вы догадались, какая птица поможет нам сегодня начать наше занятие? (Петух)
-Какой звук мы слышим в конце слова «петух»? (Х)
(Дети рассматривают изображение петуха, выделяют конечный звук в слове «петух».)
-Х-дежурный звук нашего сегодняшнего занятия.
2. Характеристика звука.
-Давайте возьмем зеркала и посмотрим, что делают наши губы, язычок, горлышко, когда мы произносим звук Х (ротик приоткрыт, язычок поднимается горочкой и мешает воздуху свободно вылетать из ротика, горлышко не работает)
-Что мы можем сказать о звуке?
Звук Х — согласный, твердый (обозначаем фишкой синего цвета, глухой.
(Дети вместе со взрослым анализируют артикуляцию звука Х и дают ему характеристику.)
-У звука Х есть мягкий братец-ХЬ.
-Давайте сейчас поиграем в игру с мячом «Твердый –мягкий».
Превратите звук Х в моем слоге в мягкий:
Ха-(хя). ,хо-(хё). ,ху-(хю). ,хы-(хи,. ,хэ-(хе).
(Преобразуют твердый звук Х в слогах в мягкий, называют новые слоги.)
-Что мы можем сказать о звуке ХЬ?
(Дают характеристику звука ХЬ — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зеленого цвета, глухой.)
3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Посели слово в свой домик».
-В словах со звуками Х, Хь определите, как звучит Х в слове и разместите картинки в соответствующий домик: зеленый или синий.
(хирург,халат,орехи,ухо,хобот,муха,художник)
(Дифференцируют звуки Х-ХЬ-сортируют картинки).
4. Развитие связной речи.
Игра «Объяснялки».
-Давайте представим, что к нам приехали иностранцы и они не знают, что обозначают слова: художник,хирург,хобот,ухо,халат.
-Кто попробует объяснить, что обозначают эти слова?
(Выбирают картинку, объясняют значение слова, отвечая полным предложением.)
5. Физминутка:
Отгадайте загадку:
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
(Отгадывают загадку, рассматривают картинку с изображением хомячка.)
-Хомячок поможет нам провести физминутку:
Хомячок
Хомка, хомка, хомячок —
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Чистит лапки, воду пьёт.
Прибирает Хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет Хомка сильным стать!
(Повторяют движения взрослого.)
6. Активизация, уточнение словаря.
-Закончить предложения, добавив слова со звуком Х:
Продукты мы замораживаем в… (холодильнике).
На болоте растёт… (мох).
На грядках сеют… (горох).
По утрам поет… (петух).
В воздухе летает тополиный… (пух).
Мама варит кашу в комнате, которая называется… (кухня).
Дети перестали шуметь, стало… (тихо).
Стадо пасёт… (пастух).
У лисы пушистый. (хвост).
(Дети подбирают подходящее по смыслу слово.)
7. Развитие навыка звукового анализа.
-А сейчас, ребята, мы поработаем со звуковыми пеналами и составим звуковую схему слова ХОМЯК)
(Составляют звуковую схему слова ХОМЯК)
Итог зан.
-С какими звуками мы сегодня работали?
-Почему звук Х поселился в домике согласных звуков?
(Называют «дежурный» звук занятия, вспоминают характеристики звука Х).