гуми оспанова
Проект «Знакомство со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство со сказкой
КГУ «Центр адаптации несовершеннолетних Карагандинской области» управления образования Карагандинской области
Проект :
«Знакомство со сказкой»
Подготовили:
Кулманова Г. К.
Тогисова А. Б.
Рахимова А. Р
Оспанова Г. Е.
Копбай К. Д.
Содержание.
1. Введение…. 3 стр.
1.1 Краткое обоснование проекта…. …. …3 стр.
1.2 Цели и задачи проекта…5 стр.
1.3 Ожидаемые результаты…. 5 стр.
2. Основное содержание проекта….…6 стр.
Публикация «Проект „Знакомство со сказкой“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
2.1Теоретическое обоснование…6 стр.
2.2 Описание продукта проектирования…. 9 стр.
2.3 Планирование деятельности по реализации проекта…10 стр.
2.4 Критерии оценки эффективности проекта…11 стр.
2.5 Риски проекта….…. …12 стр.
2.6 Ресурсное обеспечение проекта….… 12 стр.
3. Глоссарий….….…. 13 стр.
4. Литература…. 15 стр.
5. Приложение…. …16 стр.
1. Введение.
1.1 Краткое обоснование проекта. Актуальность проблемы.
Мы все когда-то были детьми. И все любили сказки. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий нашими мечтами и фантазиями. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным. Сказка-это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Сегодня трудно себе представить человека, который не любил бы сказки и все, что с ними связано. Все ребята нашей группы очень любят сказки, которые появились на свет в различных уголках нашей планеты. Но больше всего мы отдаем предпочтение, конечно же, русским народным сказкам, так как они близки нам не только по своим героям, но и по тем сюжетам, которые в них описываются.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из главных в развитии ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.
Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Слушая сказку, ребенок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки дают детям простор для воображения. Ребенок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Одним из эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр-один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Участники проекта : воспитатели групп №1, №2, педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог, воспитанники.
1.2 Цели и задачи проекта.
Цель проекта – формировать у детей интерес к сказкам, посредством различных видов театра.
Задачи проекта :
1. Воспитывать интерес к сказкам.
2. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
3. Формировать у детей театрально-творческие способности, навыки театральной культуры.
4. Формировать представление о различных видах театра.
5. Создать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности.
6. Пополнить и активизировать словарь детей, развивать воображение и мышление.
1.3 Ожидаемые результаты.
1. Проявляют интерес к сказкам.
2. Умеют пересказывать русскую народную сказку «Репка».
3. Научились в играх - драматизациях, пальчиковых, кукольных театрах передавать своего героя.
4. Повысился интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
2. Основное содержание проекта.
2.1 Теоретическое обоснование.
Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.
Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он- живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности.
Причины:
- отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что- то почитать детям;
- замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора (смурфики, лунтики, смешарики, суперсущества);
- не понимание родителями роли книги в развитии детей.
- внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация – вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов.
Проблема сохранения интереса у детей к народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков. Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связанно и совершенствование речи. В процессе театрализованнолй игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая сторона речи, ее грамматический строй.
2.2 Описание продукта проектирования.
Этап Направления Сроки
I. Теоретический
1 неделя Изучение методической литературы по теме проекта. Чтение сказки «Репка». с 23.05-по 30.05.2018г
II. Подготовительный
2неделя Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности. с 31.05-по 07.06.2018г.
III. Основной
3 неделя Занятие по изобразительной деятельности «Репку мы рисуем».
Инсценировка сказки «Репка» посредством пальчикового, кукольного театра. с 8.06.- по 15.06.2018г
IV. Заключительный
4 неделя Подведение итогов, анализ ожидаемого результата: презентация. Фотоотчет. с 16.06. – по 23.06.2018г.
2.3 Планирование деятельности по реализации проекта.
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Введение в ситуацию:
Задаем вопросы, чтобы выяснить, правильно ли дети поняли ситуацию. Рассматривают иллюстрации к сказке, смотрят слайды и мультфильмы из сказки «репка».
Проговаривают весь материал вместе с воспитателем. Внимательно слушают и соотносят каждую фразу с картинкой.
Предлагаем детям сказку для восприятия на слух. Воспринимают сказку на слух.
Побуждаем детей с пересказыванию прослушанного материала. Пересказывают сказку воспринятую на слух.
Подготовили ряд картинок по сказке. Пересказывают сказку с опорой на картинки.
Организовали проговаривание сказки воспитанниками по ролям. Проговаривают сказку по ролям.
Деятельность педагога дополнительного образования Деятельность воспитанников
Педагог дополнительного образования Волох А. А. совместно с воспитанниками группы №2 изготовила героев сказки для постановки «Пальчивого театра». Принимают активное участие в изготовлении атрибутов для сказки.
Деятельность учителя-дефектолога Деятельность воспитанников
Прежде чем начать драматизацию сказки, предлагаю детям поиграть игру «Пальчиковая гимнастика». Где дети закрепляют персонажей сказки, последовательность, и проговаривают каждую фразу. Проговаривают:
Это пальчик-дедка
Это пальчик-бабка
Это пальчик-внучка
Это пальчик-Жучка
Это пальчик-кошка
А где же мышка?
Предоставляю детям возможность согласовать между собой роли из сказки. Становятся в круг и передают друг другу иллюстрации с изображением персонажей из сказки, чтобы распределить роли.
Распределяю роли и раздаю слова, чтобы выучить текст. Рассказывают заученные наизусть слова из сказки.
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Помогаем представить «Пальчиковый театр» по сказке «Репка» и оказываем помощь в случае затруднения инсценировки сказки. Представляют пальчиковый театр «Репка».
Подведение итогов
Спрашиваем детей, что им понравилось?
Ответы детей.
Понравилось ли Вам участвовать в спектакле? Ответы детей.
2.4 Критерии оценки эффективности проекта.
Критерии, по которым определяется эффективность работы
1. Повысился интерес к сказкам.
2. Развиваются коммуникативные способности.
3. Формируются театрально-творческие способности, навыки театральной культуры.
4. Сформировались некоторые представления о различных видах театра.
5. Пополнился и активизировался словарь детей, продолжают развиваться психические процессы.
2.5 Риски проекта.
№ Предполагаемые трудности Пути преодоления
1. Актер (воспитанник (ца) может заболеть. Совместная работа с врачом-педиатром.
2 Кто-нибудь из детей (актеры) не выучат роль в силу своего психико - физиологического развития. Совместная работа с учителем-дефектологом, психологом.
3. Не все специалисты согласятся принимать участие в реализации проекта Привлечение администрации центра адаптации несовершеннолетних.
4. Не все воспитанники согласятся принимать участие в реализации проекта. Совместная работа с психологом, врачом, индивидуальная работа
2.6 Ресурсное обеспечение проекта.
настольные театры: «Репка»
• Пальчиковый театр «Репка»
• Кукольный театр: «Репка»
• Сюжетные картинки по сказке «Репка»
• Раскраски по мотивам сказок «Репка».
Программное – Типовые правила содержания несовершеннолетних в центрах адаптации несовершеннолетних.
Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения.
Методическое - научно-методическая литература, интернет-ресурсы.
Материально-техническое – компьютер, дидактический и наглядный материал.
Кадровое – администрация центра адаптации несовершеннолетних, психолог, учитель- дефектолог, педагог дополнительного образования, узкие специалисты (педиатр).
Организационное – создание условий организации для проведения игры-драматизации в центре адаптации несовершеннолетних.
3. Глоссарий.
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого.
Воображение - способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или мира, не существующего вообще - сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Игра-драматизация [греч. drama — действие] — игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет И. -д. в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения- роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Пальчиковый театр - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
«Репа» - (лат. Brassica rapa) — однолетнее или двулетнее травянистое растение, вид рода Капуста (Brassica) семейства Капустные (Brassicaceae, или Крестоцветные (Cruciferae).
Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.
Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Сказка «Репка» - русская народная сказка, опубликованная в 1963 году исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым в его сборнике «Народные русские сказки». Была записана в Архангельской губернии.
Театр (греч. — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр
Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.
Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр. В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое праздненство.
4. Литература.
1. Е. Калунина. Воспитание сказкой// Ребенок в детском саду, 2002 №5.
2. А. Л. Табенкина, М. К. Боголюбская Хрестоматия по детской литературе. М: Просвещение, 2008г.
3. Маханаева М. А. Театрализованная деятельность дошкольника. М. : Просвещение, 2009г.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс. 2005г.
5. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. М. : Просвещенеие, 2000г.
6. Антонова Л. Г. Развитие речи. Ярославль. Академия развития. Холдинг 1997г.
7. Гриценко З. А. Ты сказку детям расскажи. М. : Просвещение, 2003г.
6. Интернет-ресурсы.
6. Приложение.
1. Текст русской народной сказки «Репка».
2. Сюжетные картинки.
3. Карточки.