Мария Пермякова
Проект знакомства с удмуртской народной культурой, устным творчеством и удмуртской кухней в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно – творческий, групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Срок реализации проекта : 1 месяц
Возраст участников: дети 5-7 лет.
Описание материала: У каждого народа есть своя неповторимая богатая сокровищница истории, знаний, умений, обычаев, традиций, которая пополнялась веками и тысячелетиями. Именно для того, чтобы донести до наших детей, и познакомить их хоть бы с маленькой частью удмуртского народного наследия и богатства в нашем детском саду было проведено мероприятие.
Публикация «Проект знакомства с удмуртской народной культурой, устным творчеством и удмуртской кухней в старшей группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Удмуртия, мой край
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
В ходе сценария дети и взрослые знакомятся с некоторыми сторонами удмуртской народной культуры : устным народным творчеством (сказки, загадки, пословицы, подвижными играми, музыкальным фольклором и удмуртской кухней.
«Изюминкой» данного мероприятия будет встреча детей со сказочным героем Лопшо Педунем, Вумуртом и удмуртским ансамблем «Кам зардонъёс» («Камские зори», которые не только исполнят песни на удмуртском языке, но и научат детей некоторым элементам удмуртских танцевальных движений. Задачи: содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре (устному народному творчеству); способствовать повышению интереса к языку, запоминанию слов и использованию их в повседневной жизни; развивать эмоциональную сферу у старших дошкольников в процессе исполнительской деятельности детей в разных видах музыкальной (пение, музыкально-ритмические движения) и игровой деятельностях; воспитывать любовь старших дошкольников к устному народному творчеству и музыкальному фольклору удмуртского народа.
Этапы проекта.
1этап - подготовительный
1. Подготовка художественной литературы удмуртского фольклора.
2. Подготовка беседы.
3. Составление плана работы.
4. Подготовка к мероприятиям.
5. Подбор материала.
2этап – основной.
Формы работы :
- Чтение удмуртских сказок и легенд :
1. «Обыда (Баба яга) и Васьлей»,
2.«Ыш»
3. «Нюлэсмурт (Леший) и медведи»,
4. «Лопшо Педунь (Весельчак) и эксен»
5. «Вумурт (Водяной) и Эштерек (имя батыра)»
6. «Солдат и Обыда (баба яга)»
7. «Человек и Обыда»,
8. «Охотник и Нюлэсмурт» 9. «Крестьянин и Вумурт»
10. «Вукузё(Водяной) и человек»
11. «Глупый волк»
12. «Лопшо Педунь –караульщик».
13. Легегда «Италмас»
14. Легенда о ели и др.
Беседы с обсуждением, ситуативный разговор:
-Кто такой Вумурт?
-Кто такой Лопшо Педунь?
-Кто такой Нюлес кузё?
-Кто такая Обыда?
-Кто такой Корка Кузе (Домовой? -Инмар (Бог неба)- кто он? -Богатырь Эштерек.
-Кто такие великаны Алангасары?
-Богиня тепла и солнца Музьем мумы. И др. Художественное творчество : 1) Лепка «Водяной» (Вумурт).
2) Рисование «Сказочные герои».
3) Рисование «Сказочные птицы»
4) Рисование иллюстраций к любимым сказкам.
5) Изготовление альбомов с иллюстрациями по сказкам и легендам в технике исполнения «Фактурная пластика».
6) Аппликация «Удмуртский орнамент на скатерти», «Ковёр».
7) Лепка «Посуда для избы».
8) Конструирование - симметричное вырезывание силуэтов деревьев, склеивание объемного дерева.
9) Лепка «Рыбы», «Лесные звери». Ролевые игры
«Путешествие в сказку», «Италмас»
Физическая культура
1) Подвижные игры с героями сказок.
2)Спортивные развлечения, туристические походы с участием сказочных героев
3этап – заключительный. Подведение итогов.
1. Открытые презентации детских исследовательских проектов.
2. Заключительный праздник – «В гостях у сказки».
Ожидаемый результат:
1. Сформировать у детей элементарные представления об удмуртсом фольклоре. 2. Повышение познавательного интереса у детей к истории удмуртского народа. Предварительная работа:
С педагогами:
- подготовка и оформление зала для мероприятия;
- приглашение удмуртского музыкального ансамбля в детский сад.
С родителями:
- предложить родителям приготовить удмуртские блюда для чаепития;
- помощь в сборе информации удмуртских народных игр, загадок, пословиц, песен. С детьми: - чтение удмуртской сказки «Алчный купец», пословиц; разгадывание загадок;
- посещение краеведческого музея «Макет избы удмуртского народа»;
- прослушивание и разучивание удмуртских песен и танцев;
- беседы о культуре удмуртского народа, и об их языке.
Используемый материал и оборудование:
Полено для подвижной игры; платочек; 2 пары лаптей без завязок; мел или веревку; накрытый стол для чаепития удмуртскими блюдами.
Оформление зала: зал оформлен в стиле удмуртской избы (половики на полу, скамейки, колыбелька, сундук, прялка, куклы в национальных костюмах. Действующие лица:
Дадык Апай- Ведущий
Лопшо Педунь- Сказочный веселый персонаж
Вумурт- Водяной
Баянист- Шишкин Николай Васильевич
Центр Удмуртской Культуры «Кам зардонъёс»
Ход мероприятия:
(Под удмуртскую народную мелодию в зал входят дети и садятся. Их встречает ведущий в национальном костюме –Дыдык Апай.)
Дадык Апай: Зечбуресь, пиналъес! Здравствуйте, дети! Я рада, что вы приехали ко мне в гости. В каком замечательном крае мы с вами живем!
1 ребенок: Край наш удмуртский, родные просторы -
Лес, перелески, холмы да поля.
Как хороши твои ясные зори,
Как ты прекрасна, родная земля!
2 ребенок: Удмуртия, любимая -
Наш чудный италмас,
Ты золотым цветком любви
Живешь в сердцах у нас.
3 ребенок: Тобою с детства мы горды,
Верны тебе одной,
Удмуртия любимая -
Наш дом родной!
(В. Тяптин)
Дыдык Апай: Хорошие стихи вы прочли о нашем крае, спасибо.
А как доехали вы к нам?
По полям и по горам?
Ребенок: По полям, по горам,
Мимо речки прямо к вам.
Дыдык Апай: Ребята, давайте встанем в хоровод и споем песню. (Исполняется удмуртская народная песня «Давайте, девчата, встанем в хоровод». Под веселую удмуртскую мелодию в зал входит Лопшо Педунь.)
Лопшо Педунь: Зеч буреч – здравствуйте! Шел я мимо вашего детского сада, услышал музыку и веселье, да и решил зайти к вам в гости. Вас потешить да себя развеселить.
Дыдык Апай: Ребята, а вы узнали, кто к нам пришел? Правильно, это герой из сказки, которую мы с вами читали.
Лопшо Педунь – это герой из удмуртских народных сказок. Он очень трудолюбив, любая работа в его руках спорилась. Он стал источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. А за веселый нрав, умение веселить народ в деревне прозвали его Лопшо Педунь. Проделки его остались в памяти односельчан, вошли в сказки, стали примером юмора.
У каждого народа есть такой герой. Например: в русских сказках – Иван, мудрый, деревенский мужик, который всегда находит выход из сложившейся ситуации. В татарских сказках можно встретить умного и хитрого героя – Алдартаза, Алдара.
Лопшо Педунь: Вы меня знаете? Очень рад! И я много хорошего слышал о вас и вашем детском саде, что как будто у вас здесь интересные дела творятся!
Дадык Апый: Да, Лопшо Педунь, ты прав! В нашем саду много интересных праздников и развлечений проходят, и дети с удовольствием в них участвуют!
Лопшо Педунь: Если так, значит, я пришёл не зря! Мне очень хочется проверить и посмотреть на ребят, на их удаль, быстроту и смекалку! Уж очень я люблю всякие игры! Ну что вы готовы со мной поиграть?
Для начала я вам загадаю загадки. Ох, уж они трудные я вам скажу, что сам купец из сказки не смог их разгадать!
1. Крыльев нет, а летает.
Ног нет, а бежит. (Туча)
2. Что можно увидеть на небе только ночью? (Звезды)
3. В жару появляется, в холод умирает,
Сам маленький, рот есть, укусит - плакать заставит (Комар)
4. В желтом платье девушка в земле сидит, волосы на земле; осень придет - ее убирают (Морковь)
5. В доме полно народу, а окна прорубить не могут (Огурец)
6. Не рубашка, но сшита.
Языка нет, а говорит. (Книга)
7. Безногий безрукий, вверх поднимается. (Тесто)
Лопшо Педунь: Молодцы, справились с загадками! Как говорит удмуртская пословица «И маленькое дело, лучше всякого безделья!»
А теперь пора проверить вашу быстроту и ловкость! Смотрю я на вашу обувь и диву даюсь, как вы ходите в такой неудобной обуви! Посмотрите на мою обувь. Вы знаете, как она называется? (Лапти) Вот сейчас и проверим, как вы быстро сможете пробежаться в лаптях. Для этого вам нужно поделиться на 2 команды. И «пусть дорога ваша будет гладкой»!
(ведущий помогает детям разделиться на команды. Соревнование проводится под музыку)
Дадык Апай: Лопшо Педунь, тебе понравилось, как дети справились с твоими заданиями?
Лопшо Педунь: Я и не думал, что они так легко с ним справятся! Но как гласит удмуртская народная мудрость «Сделанная впопыхах работа доброй не бывает». Запомните это, ребята!
Лопшо Педунь: Смекалка у вас, ребята, есть. А внимательные ли вы? Поиграем в игру «Небыльток» («Растяпа ты») и проверим.
Игра «Небыльток»
(Дети стоят по кругу парами. Водящий стоит в центре круга. Исполняется веселая удмуртская мелодия. Водящий, двигаясь по кругу, кланяясь, приглашает в круг 3 впереди стоящих детей. Они следуют за водящим. Внезапно музыка прерывается, дети разбегаются и встают позади свободных игроков. Оставшемуся без пары хором говорят: растяпа ты)
Дыдык Апай: Схожу на колодец, напою вас после игры водицей.
(Идет к колодцу, опускает ведро. С ведром из колодца вылезает вумурт.)
Вумурт: Зеч буреч – здравствуйте!
Дадык Апай: Ребята, вы узнали кто это к нам пришел? Вумурт — водяной в удмуртской мифологии. Вумурт, естественно, ведал водной стихией, от него зависели разливы рек, сохранность плотин, мельниц, обеспечение водой. Вумурт, мы с ребятами играли и захотели водынапиться.
Вумурт: Никого к колодцу не пущу,
Кто подойдет – утащу!
Дадык Апай: А не хочешь ли ты с нами поиграть в удмуртскую народную игру «Водяной»? Если ребята выиграют, то тогда отдашь нам ведро!
Лопшо Педунь: Хорошо, давайте поиграем! (встает в центр начерченного круга и становится «водяным»)
Игра «ВОДЯНОЙ» (Очерчивают круг-это пруд или озеро. Выбирается водящий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей много»
Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые близко подходят к лини круга. Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным).
Вумурт: Молодцы, повеселили вы меня. Отдам вам ведро. Да, быстрые ребята попались! Как гласит удмуртская народная мудрость «Детям игра дорога». Лопшо Педунь:Вот и я хочу вас научить играть в одну удмуртскую народную игру, которая называется «Не урони полено»! Не зря же я нес дрова!
Игра «Не урони полено»
(Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середину его ставят полено. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руку одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбывает из игры. Продолжают играть до тех пор, пока в кругу останется только один человек. Он считается победителем. Игру начинают сначала. Начинать втягивать в круг можно только по условному сигналу. При разъединении рук выбывает тот, чья из разъединившихся рук была правой).
(дети садятся на свои места. Издалека доносится игра гармошки, баяна)
Лопшо Педунь (прислушивается) : Ребята, вы тоже слышите звуки гармошки? Как же я люблю плясать под нее, да частушки и песни распевать! (приплясывает)
(входят солистки удмуртского ансамбля с баянистом и поют удмуртскую песню)
Лопшо Педунь: «Петь хорошо вместе, а разговаривать по – одному», так говорили наши бабушки и дедушки!
Баянист: Зечбуресь (здравствуйте! Не тут ли принимают гостей? (обращается к детям). Мы пришли как раз вовремя!
Дадык Апай: Зечбуресь! Ребята, к нам в гости пришел Центр удмуртской культуры «Кам зардонъёс», что в переводе обозначает камские зори. Ансамбль состоит из 10 человек, руководитель ансамбля Бехметова Нина Николаевна, баянист- Шишкин Николай Васильевич. Ансамль существует 5 лет, этот музыкальный коллектив принимает участие районных и республиканских мероприятиях, а также занял первое место между районных коллективов. Баянист : Наверное, устали играть да шутит? Пора песни петь да плясать под удмуртские мотивы баяна! (взрослые приглашают детей в удмуртскую пляску «Ярожон мар мед-а сычежон», «Анаслы»)
Дадык Апай: Мы очень рады, что вы пришли к нам в гости! Давно у нас не было таких задорных и веселых гостей! А не хотите ли с нами сыграть в удмуртскую игру с платочком?
ИГРА С ПЛАТОЧКОМ (под аккомпанемент баяна)
(Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух водящих. Одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает. А второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим. То второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу). Дадык Апай : Настоящий праздник получился, как в сказке! Столько гостей сегодня у нас, и герои из сказок, и настоящий удмуртский ансамбль с веселым баянистом! Тау (спасибо) за то, что вы пришли к нам! Ребята, вам понравилась эта встреча? Что вам больше всего понравилось? Давайте все вместе скажем «спасибо» - «тау»(Ответы детей). Но гостей не хочется отпускать просто так! Мы с ребятами приглашаем вас на чаепитие с удмуртскими блюдами, которые приготовили наши мамы и бабушки! (устраивается чаепитие)