Зых Г В
Проект «Зимушка-Зима». Экспериментируем со снегом
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 «Ягодка» пгт Смоляниново
Шкотовского муниципального района Приморского края
Проект
Тема: «Зимушка - зима»
Выполнил:
воспитатель Зых Г. В
2022 г
Введение.
При наблюдении за сезонными изменениями в природе зимой, дети задались вопросом «А почему зимой идет снег?».
Публикация «Проект „Зимушка-Зима“, Экспериментируем со снегом» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
И поэтому мы решили провести исследование, чтобы узнать как появляются снежинки, какие тайны они хранят. Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Вызвать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций. Содействовать гармонизации развития личности ребёнка, формировании его самостоятельности и уверенности в любой деятельности. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Проблема: откуда же взялись эти снежинки? Какие условия необходимы для снежинок? А что будет с нами, если мы растопим снег и заново заморозить? Можно ли снег красить? И мы сказали воспитателю, хотим знать всё об этих снежинках.
Цель: расширить представление о зиме и установить причины появления снега и воды в процессе опытов.
Объект исследования: сезонные изменения в природе
Предмет исследования: снег.
Субъекты проекта :
дети;
воспитатели;
родители.
Гипотеза: предположим, что температура воздуха и влажность окружающей среды влияет на образование снега в природе.
Цель, предмет, объект и гипотеза нашего исследования послужили основанием для решения следующих задач:
Задачи проекта :
Образовательные:
расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).
формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время прогулки.
Развивающие:
формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;
повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
развивать речь, память, творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;
воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
Практические:
развивать познавательный интерес;
повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу;
вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Методы исследования:
1. изучение литературы;
2. беседы;
3. просмотр научных фильмов и мультфиьмов;
4. проведение опытов и экспериментов;
5. обработка данных;
6. обобщение.
Продолжительность проекта : творчески - исследовательский, краткосрочный.
Приоритетные направления
Создание условий для систематического, постепенно усложнявшегося освоения детьми элементарных приёмов изображения.
Совместная деятельность педагога и воспитанников.
Просвещение и педагогическое сотрудничество с родителями.
Методическое обеспечение проекта :
Материально – техническое:
Развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно – печатные игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, видеомагнитофон, фотоаппарат.
Актуальность.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Вызвать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций. Содействовать гармонизации развития личности ребёнка, формировании его самостоятельности и уверенности в любой деятельности. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
3. Опытно-экспериментальная работа.
Организовав мини-лабораторию, мы поставили своей целью ответить на следующие вопросы:
• Чем является снежинка?
• Какие условия влияют на образования снега?
• Можно ли её вырастить в условиях нашей мини-лаборатории выростить снежинку?
Опыт № 1 «Какую пользу приносит снег для растений?»
Цель: исследовать процесс понижение температуры на воздухе и под снегом.
Опыт № 2 «Почему снег греет?»
Цель: исследовать процесс сохранение тепла под снегом.
Опыт№ 3 «Почему снег белый?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Опыт № 4. «Какие свойства?
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Проблема: «Какие свойства?»
Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.
Опыт № 5 «Почему нельзя есть снег»
Цель: показать детям, что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частицы копоти.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
1. Подбор и изучение необходимой литературы.
2. Составление плана работы, подбор методик.
3. Беседа с детьми, для выявления знаний о зимних изменениях в природе.
4. Подготовка атрибутов для игр, занятий
5. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
Ожидаемый результат:
- составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий;
- разработаны рекомендации для родителей;
- оформление выставок работ «Родители + дети»;
- повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Основной этап
Тематика и содержание Интеграция Форма отчётности
Направления деятельности образовательных областей
Наблюдения с детьми Птицы зимой
(наблюдение за зимующими природой)
Деревья и кустарники зимой (наблюдение за
деревьями)
Участок нашей группы (наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы: иней, снег, гололед, метель).
«Зачем нам зима?» (наблюдение за состоянием погоды) Познание, коммуникация Фотоотчёт
Опыты и эксперимен- ты, поиск Опыт № 1 «Какую пользу приносит снег для растений?»
Опыт № 2 «Почему снег греет?»
Опыт№ 3 «Почему снег белый?»
Опыт № 4. «Какие свойства?
Опыт № 5 «Почему нельзя есть снег» Познание Результаты опытов
Коммуникативная деятельность Беседы: «От куда берется снег», «Как образуется снежинка», «Какой бывет снег».
Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций: «Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и
снеговик»
Чтение художественных произведений: Безопасность, социализация, чтение
художественной литературы,
коммуникация,
развитие речи
Подборка художественной литературы по теме, серия тематических картинок по безопасности, иллюстрации, художественные картины
Поэзия: «Поет зима, аукает…» С. Есенин
«Зима» И. Суриков «Где зимуют почки?» Н.
Павлова.
«Лес зимой» В. Бианки.
«Под снегом на лугу» Н. Павлова
«Снег – что это такое?» З. Трофимова.
О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», А. Босев «Трое»,
М. Познанская «Снег
идет», Д. Чуяко
«Сосульки», Н. Мигунова
«Снежинки», А. Яшин
«Покормите птиц зимой», А. Барто «Снег сегодня
белый-белый…»; Сказки:
«Зимовье зверей»,
«Рукавичка»,
«Лиса и волк»,
«Снегурушка и лиса»
Игровая деятельность Дидактические игры: «Времена года»,«Назови дерево», «Кто,где живет?», «Зима - лето»,
Настольно-печатные игры:
«Подбери картинку», Социализация, развитие речи, ознакомление с окружающим, здоровье Картотека игр, настольно-печатные игры
Образователь- ная
деятельность
Познавательное развитие
Математика, развитие речи,
ознакомление с окружающим,
художественное творчество, здоровье, социализация Открытое занятие, физкультурное развлечение
спасаются звери от стужи зимой»
Музыкальная деятельность
(слушание) • «Зимняя сказка»
• «Кабы не было зимы.»
• «Весёлая зима»
• «Новогодний ветер»
• «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз.
П. И. Чайковского Музыка Аудиозаписи
Двигательная деятельность Подвижные игры «Снежки»,
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Безопасность, здоровье Картотека подвижных игр
Продуктивная деятельность Работы по конструирование на темы: «Снеговик», «Снежинка» Работы по аппликации
Коммуникация, познание, труд,
художественное творчество, Выставка детских работ
Работа с родителями (Информацио нный материал для родителей) Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома»
Консультации: «Опыты и эксперименты с детьми зимой», «7 родительских заблуждений о морозной
погоде»,
Участие в конкурсе «Красивая снежинка» Взаимодействие с родителями Консультации, совместное спортивное развлечение
Завершающий этап.
1. Утренник «Новогоднее путешествие»
Результаты реализации проекта.
Расширение кругозора детей.
Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».
Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
III. Внедрение и распространение опыта работы по теме проекта. • Выставка совместных работ детей и родителей «Красивые снежинки».
Заключение
Подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что гипотеза подтвердилась: снежинки быстрее развивается во влажной среде и при холодной температуре воздуха.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Приложение 1
Опыт № 1
Какую пользу приносит снег для растений?
Цель: исследовать процесс понижение температуры на водухе и под снегом.
Для опыта берем на прогулку две бутылки с одинаково тёплой водой. Одну бутылку оставляем на открытом воздухе, а вторую закапываем в снег. Через некоторое время сравниваем температуру воды в бутылках.
Вывод: вода в бутылке теплее. Значит снег защищает растения от холода.
Опыт № 2
«Почему снег греет?»
Цель: исследовать процесс сохранение тепла под снегом.
Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на улице одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло и согревает землю от промерзания.
Опыт№ 3
«Почему снег белый?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Предварительно на улице рассмотреть снежинки через микроскоп и увидеть, что снежинки состоят из тоненьких прозрачных кристалликов льда.
- А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. Но его использовать в теплой комнате мы не можем (растает). Тогда заменим его на плёнку (она тоже тонкая, прозрачная, гладкая).
А теперь попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев.
- Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? (она стала не совсем прозрачной). Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.
- Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу "льдинку” нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. (разрезать на мелкие кусочки)
- Теперь давайте полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).
- Посмотрите, что произошло? (появился белый цвет)
Взять пинцетом один кусочек пленки. Он белый? (нет) А какой он? (прозрачный)
- Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.
-Как вы думаете, как появился белый цвет у нашего «снега»?
Вывод: Прозрачная тонкая льдинка пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие «кристаллики» (снежинки) сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.
Опыт № 4. «Какие свойства?
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Проблема: «Какие свойства?»
Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).
Вывод:
Опыт № 5 «Почему нельзя есть снег»
Цель: показать детям, что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по пути собрал эти частички – испачкался. Зато воздух после снегопада становится чистым.
Оборудование: чистое блюдце со снегом.
Эксперимент : оставить блюдце со снегом на некоторое время в тепле. Что видите? (снег растаял, превратился в воду. На дне блюдца лежит грязь, соринки). Откуда они взялись в блюдце? Ведь блюдце и снег были белыми и чистыми?
Вывод: Снег и снежинки собирают пыль и грязь, когда они таят, то все это опадает на дно. Поэтому снег нельзя есть. - -