Анна Михайловна Гордина
Проект «Живая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-исследовательский проект " Живая вода"(подготовительная к школе группа)
Гордина А. М.
Паспорт проекта
1. Вид проекта : опытно- исследовательский
2. Продолжительность: краткосрочный (10 дней)
3. Участники проекта : дети подготовительной группы «Подсолнушки», воспитатель
Цель: развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на земле через исследовательскую деятельность
Личностно-ориентированные задачи:
Публикация «Проект „Живая вода“» размещена в разделах
Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакат, альбом, коллаж).
Образовательные задачи:
Уточнить и пополнить знания о воде, ее свойствах.
Систематизировать и углубить представления о воде как факторе экологического благополучия и причинах его нарушения.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание и умение беречь воду, понимать ее значение для окружающей среды как основного природного ресурса.
Ход реализации:
I этап – подготовительный.
1. Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта
2. Беседы с детьми и родителями о важности круговорота воды в природе.
3. Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и экспериментов.
II этап – практический
Познавательное занятие «Вода – источник жизни».
Задачи. Показать значение воды в жизни природы. Уточнить знания о том, что в морях и океанах вода горько-соленая, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из рек и озер: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная, и горячая вода.
Материалы: кукла Незнайка, глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; схема с изображением пути воды из реки в дом по водопроводным трубам. Ширма «Кому нужна вода», трехлитровая банка с водой, стаканы пустые, стаканы с грязной водой, марля. Стаканы с пресной и «морской» водой (растворенная соль). Картинки с изображением морских и речных обитателей, бытовой фильтр для воды.
Методы и приемы обучения: игровой момент, рассказ, беседа, сравнение (количество морской и пресной воды на Земле (глобус, попробовать на вкус пресную и соленую воду, эксперимент, рассуждения.
Краткое содержание занятия:
Часть 1. игровая проблемная ситуация, загадки о воде, знакомство с ее количеством на планете, пробуем воду, прослеживаем ее путь в дом.
Физкультминутка «Насос»
Часть 2. Знакомство с фильтром. Эксперимент по очищению воды, беседа о значении чистой воды
Часть 3. беседа с Незнайкой о том, как надо относиться к воде. Как мы можем ее сберечь. К кому нужно обратиться, если неисправен кран.
Практическое занятие «Растениям для жизни нужна вода»
Цель: формирование у детей знаний о зависимости состояния растений от влажности почвы, о потребности в воде и о значении полива.
Задачи: учить детей определять степень удовлетворенности в воде по состоянию почвы и внешнему виду растений (при недостатке воды листья становятся мягкими, опускаются). Выявить у детей интерес к растениям как живым организмам и пробудить желание заботиться о них.
Материалы и оборудование: комнатное растение, лейка с водой, лупа. схемы: «Как вода из почвы поступает к растению», «Комнатные растения, которые поливали и нет», «Правильный полив комнатного растения».
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, наблюдения, практическая деятельность.
Беседа «Жизнь в воде»
Цель: Расширить представления о жизни в воде, о загрязнении воды человеком.
Задачи: уточнить знания о речных обитателях; дать понятие о том, что человек своей деятельностью может загрязнять реки – от мусора вода портиться и гибнут рыбы.
Материалы и оборудование: кукла «Незнайка», «башмак», географическая карта, иллюстрации с изображением больших и малых рек, фотографии речки, вырезки из газет, предметы речного происхождения (ракушки, камни, песок и т. д.).
Краткое содержание:
Приходит Незнайка и показывает, какую рыбу он поймал в реке. Он удивляется: как башмак попал в речку? Просит помочь разобраться. Дети с воспитателем рассуждают. Незнайка спрашивает детей: а они засоряют речку, пруд?
Сделать вывод с детьми о том, как можно защитить речных обитателей. Водоемы нельзя загрязнять, бросая туда мусор.
Экспериментирование «Живая вода»
Цель: подвести детей к пониманию значения воды для жизни.
Материал: заранее срезанная веточка быстро распускающегося дерева, баночка с наклейкой «Живая вода».
Содержание опыта:
Вместе с детьми рассмотреть веточку. Поставить ветки в воду и объяснить детям, что одно из важнейших свойств воды – давать жизнь всему живому. банку с ветками поставить ближе к свету. Через некоторое время ветки «оживут». Предложить зарисовать опыт с веткой в своем дневнике наблюдений.
Вывод: вода обладает великой силой, но ее надо беречь.
«Как грязная вода может попасть в растения»
Цель: показать, что вода растворяет некоторые вещества, и они вместе с водой могут попасть в растения.
Содержание опыта:
Воспитатель: «Мы с вами знаем, что животные, если им не понравится запах или вкус воды, могут и не пить такую воду, а вот что будет с растениями, если мы их польем «загрязненной водой?».
Ответы детей.
Воспитатель предлагает растворить в воде по очереди различные вещества (песок, мел, пищевой краситель). Затем нужно поставить черешки растения в воду с красным красителем. Черешки через некоторое время становятся красными.
Вывод: растение берет воду вместе с красителем и приобретает красный цвет; а в природе, если пролить бензин, растворитель и т. п., растение впитает в себя вместе с водой эти вещества и погибнет.
Цель: подвести к пониманию, что вода в природе бывает разной температуры.
Материалы, оборудование: стаканчики с холодной и горячей водой, термометры, бутылки с водой (в пробках дырочки, термос с горячей водой.)
Содержание опыта:
Вспомнить с детьми правила безопасности. Беседа о горячей и холодной воде. Дети измеряют температуру воды, делают зарисовки в дневниках.
Рассказать, что в реках, озерах и морях вода бывает разной температуры: теплая и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Предложить представить себя рыбками и сказать, какую бы они выбрали воду – теплую или холодную, грязную или чистую.
В холодных морях и реках живет меньше животных и рыб, чем в теплых. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходить из-под земли на поверхность. Это гейзеры, от них, как и от термоса с горячей водой идет пар. «Как вы думаете, может ли жить кто-нибудь в таком горячем «доме»?». Жильцов там очень мало, но они есть, например, некоторые водоросли.
Предложить самим сделать гейзеры-фонтаны. Взять с бутылки с водой и с силой сжать. Воздух выталкивает воду наверх, получаются брызги.
Вывод: вода не только дома, но и в природе бывает разной температуры, и везде есть растения и животные.
беседа «Как мы можем сами сберечь воду?»
Задачи: расширить представления детей об использовании воды в быту (в детском саду и дома, развивать умение слушать и задавать вопросы, оформить картотеку, как можно использовать воду из протекающего крана.
Материал: картинка-схема «Использование натекшей воды», картонные капельки
Краткое содержание: Прочитать стихотворение
«Разговор капель, падающих из-под неплотно закрытого крана».
Ручей засох, родник иссяк,
А мы из крана – кап-кап-кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…
Вывод: надо плотно закрывать кран, а если он неисправен, вызывать сантехника.
Работа с родителями.
Домашние задания (по желанию)
1. Провести дома опыты «Волшебница вода»
Цель: заинтересовать родителей, побудить на поиски интересных экспериментов, проведению их с ребенком дома, чтобы он самостоятельно показал их в группе.
2. Сочинить сказку о воде
3. Консультация для родителей: «Вода –это чудо природы!»
4. Предложить дома посмотреть мультфильмы на экологическую тематику и обсудить их: «Лунтик», «Смешарики» и др.
III этап – заключительный.
1. Обработка и оформление материалов проекта.
2. Оценка результатов работы всех участников проекта.