Светлана Павловна Чипига
Проект «Живая аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Живая аптека»
Содержание.
1. Введение
Экологическое воспитание сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации, этой «второй» природы, сделанной руками и умом человека.
Публикация «Проект „Живая аптека“» размещена в разделах
Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, порхающие, цветущие, вызывающие желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей голубой и прекрасной планеты, сочувствие к заботам этих существ и готовность прийти к ним на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении был лишен общения с миром природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правилах сбора.
Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавляться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.
Успешное применение растений с лечебной целью – закономерный процесс, непосредственно вытекающий из условий развития человеческого организма.
Поэтому не только человек, но и заболевшее животное, которых вел инстинкт самосохранения, находили среди окружающей природы нужное растение.
Так или иначе изучать целебные свойства растений человека заставила необходимость, его первым учителем была природа, а первой аптекой – лес.
Проект ориентирован на решение одной главной проблемы – на формирование знаний о лекарственных растениях.
Проектом предусмотрен объект исследования.
Предметом деятельности является процесс по изучению лекарственных растений и природоохранная деятельность.
2. Актуальность создания проекта.
Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранная работа в детском саду. Это направление нацело на понимание детьми зависимостей, существующих в природе, осознание влияния деятельности человека на природу, способствует систематизации знаний, активизирует умственную деятельность и познавательную сферу ребенка, помогает решать вопросы нравственно-эстетического плана, формировать трудовые навыки и активную жизненную позицию.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в дошкольном возрасте. Уже с дошкольного возраста надо формировать у детей представления о лекарственных растениях Краснодарского края.
В Краснодарском крае мы можем встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, крапива, лопух, одуванчик и другие травы. Часть растений занесена в Красную книгу. Все меньше остается нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Поэтому надо приучить детей беречь и охранять природу, охранять растения, рационально использовать ее богатства.
Именно поэтому актуальным становится проект «Лекарственные растения».
Продукт.
1. Создан проект «Лекарственные растения».
Развита исследовательская, практическая деятельность.
2. Сформированы знания детей о лекарственных растениях нашего края.
3. Повышен уровень экологической культуры у детей и их родителей.
4. Аннотация проекта.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве.
Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты, тайны.
Забота о здоровье детей в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Нам надо было вызвать интерес к оздоровлению своего организма с помощью лекарственных растений.
У различных лекарственных растений действующие вещества содержатся в разных частях: у одних в подземных органах – корнях и корневищах, у других во всей надземной части растения, у третьих только в листьях и почках, а у четвертых в цветках или даже только в лепестках.
В соответствии с ВГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие зания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастнымивозможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностей образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принципы гуманизации, дифференциации и индувидуализации, непрерывности системности образования. Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает :
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личности потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индувидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладение детьми определенным объектом информации знаний, сколько формирования у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Пути решения проекта.
- Разработать систему реализации проекта на основе реальной практики и возможностей ДОУ
- Оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 2 недели. С 8.04 по 22.04.2013. Краткосрочный проект.
Этапы, цель, сроки.
1. Подготовительно-ориентировочный этап.
2. Практический этап
3. Обобщающе-результативный этап.
6. План мероприятий. Название мероприятий, сроки, ответственные.
1 Этап. Подготовительно-ориентировочный. Беседа с детьми о необходимости растений на планете Земля.
Ответственные: воспитатели.
Беседы и рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях
(подорожник, мята, крапива, чистотел, лопух).
Ответственные: воспитатели.
Вечер загадок о лекарственных растениях.
Ответственные: воспитатели.
Создание книги «Зеленые друзья»
Ответственные: воспитатели.
Литературная викторина «Лекарственные растения»
Ответственные: воспитатели.
Целевые прогулки и наблюдения за лекарственным растениями
Ответственные: воспитатели.
Подбор информации о лекарственных растениям (стихи, загадки, рассказы, сказки….)
Ответственные: воспитатели, родители.
Выпуск газеты «зеленый бинт»
Ответственные: воспитатели, родители.
Беседы с родителями о проекте «Лекарственные растения»
Ответственные: воспитатели.
Экскурсия в аптеку.
Ответственные: воспитатели.
2. Практический этап.
Беседы о лекарственных растениях (подорожник, мята, крапива, чистотел, лопух).
Ответственные: воспитатели.
Чтение художественной литературы, рассказов, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
Ответственные: воспитатели.
Создание детских рисунков на тему «Мое любимое лекарственное растение»
Ответственные: воспитатели.
Рассматривание лекарственных растений на участке в их среде обитания.
Ответственные: воспитатели.
3. Этап обобщающее-результативный.
Итоговое мероприятие НОД на тему «Лекарственные растения нашего участка»
Ответственные: воспитатели.
Создание буклета «Лекарственные растения нашего участка» (рисунки детей).
Ответственные: воспитатели.
Викторина «Лекарственные растения»
Ответственные: воспитатели.
Создание фотоальбома: «Мы и наши зеленые друзья»
В результате у детей сформировались знания о лекарственных растениях. Дети научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать их, оберегать их. Дети осознанно правильно относятся к растениям, помогающим здоровью человека.
7. Ресурсное обеспечение программы. Нормативно-правовые ресурсы.
- Закон РФ «Об Образовании»
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образовании» от 5.07.2001.
- Устав ДОУ
- СанПины 2.4.1.2660-10
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
- Закон РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы.
Для проекта привлекаются : воспитатели.
Критерии оценивания проекта :
- Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребенка к школе, интересом ребенка к образовательному процессу).
- Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПина.
- Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
- Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе
8. Риски и пути преодоления рисков.
Риски – низкая активность родителей; большой объем работы, низкий познавательный интерес детей.
Преодоление рисков – привлечь родителей к активному участию в проекте вместе с детьми.
Провести родительское собрание по теме проекта : «Лекарственные растения нашего участка».
Повысить уровень самообразования.
Выводы.
Данный проект позволит организовать совместную деятельность воспитателя, детей и их родителей через достижение единой цели.
Способствует развитию кругозора, бережного отношения к лекарственным растениям своей местности.
Происходит привитие трудовых навыков через исследовательскую деятельность.
Обработка материалов позволила создать буклет «Лекарственные растения нашего участка».
Дети хорошо усвоили, что такое лекарственные растения, их значение в жизни человека.