Ксения Ковалева
Проект «Железная дорога — надёжная всегда!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Железная дорога надёжная всегда!»
(Знакомство с профессией «Железнодорожник»)
Познавательное развитие.
(разновозрастная группа)
Воспитатель: Ковалева К. Н.
Образовательные области:
1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
Цель:
Публикация «Проект „Железная дорога — надёжная всегда!“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Железная дорога, поезд. Проекты, исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
• Создание условий для развития познавательных способностей воспитанников в процессе ознакомления с профессией «Железнодорожник».
• Создание предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Железная дорога».
Задачи:
• Воспитывать привычки этичного и безопасного поведения, чувства самосохранения на железной дороге.
• Воспитывать у детей уважение к труду людей железнодорожных профессий, чувство гордости за Российские железные дороги.
• Формировать элементарные знания о развитии средств передвижения по железной дороге.
• Формировать у дошкольников представление о профессиях, задействованных на железной дороге.
• Развивать у детей интерес к железнодорожному транспорту, его истории.
• Развивать мышление, воображение, речь детей.
• Формировать творческое отношение к труду.
Актуальность проекта :
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них интерес, определенный элементарный опыт профессиональных действий. Проводимая в дошкольном возрасте работа по ознакомлению детей с разными профессиями, является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению уже в школьном возрасте. Поэтому она должна планироваться и осуществляться в определённой системе, начиная с младшего дошкольного возраста, а аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей дошкольников.
Актуальность данного проекта обусловлена ещё тем условием, что наш город – Ярославль является одной из важных узловых станций на Северной железной дороге. Железная дорога для нашего города много значит не только в транспортном, но и в историческом плане. Родители некоторых воспитанников детского сада являются сотрудниками железной дороги. В нашем городе есть детская железная дорога, поэтому дети проявляют интерес к железнодорожным профессиям и целесообразно начинать знакомство с данными профессиями с младшего дошкольного возраста и до окончания детского сада.
Тип проекта :
• краткосрочный (февраль,
• информационно-практико-ориентированный – дети собирают информацию о железнодорожном транспорте и профессиях, задействованных на железной дороге, и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление уголка для сюжетно-ролевой игры).
Участники проекта :
Дети дошкольного возраста, воспитатели.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Информационное обеспечение:
-тематическое оформление раздевалки;
-консультации;
-презентации;
-наглядно-дидактические пособия;
-художественная и энциклопедическая литература
2. Материально-техническое обеспечение:
ноутбук; магнитофон; аудиозаписи; карандаши, фломастеры; кисточки; альбом; краски; клей; картон, бросовые материалы, фотоаппарат и т. д.
3. Методическое обеспечение:
Информация из интернет-источников. Энциклопедические материалы.
4. Формы работы:
• Игровые занятия для каждого возраста – 1 раз в неделю.
• Игровая деятельность (подвижные, дидактические, словесные игры)
• Ознакомление с художественной литературой.
• Выставка поделок на железнодорожную тематику
• Просмотр мультфильмов и презентаций о железной дороге и безопасности поведения на ж. д.
5. Методы:
• Наблюдение.
• Рассматривание картин, фотографий, макета железной дороги.
• Моделирование (предметное, схематическое, графическое).
4. Продукт проектной деятельности :
• Выставка поделок.
• Подборка стихотворений, рассказов, пословиц, загадок по теме.
• Презентации, видеоролики.
• Дидактические игры.
• Папка-передвижка с материалами по теме.
• Мини-библиотека по теме.
• Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Железная дорога».
• Макет вагончиков поезда.
• Макет железной дороги.
План реализации проекта.
1этап: Организационно-подготовительный
• Обсуждение цели и задач воспитателей группы с детьми и родителями.
• Составление перспективного плана реализации проекта.
• Подбор литературы по теме проекта.
• Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
• Подбор стихов, рассказов, загадок, пословиц и поговорок.
• Подбор книг, иллюстративного материала.
• Подбор дидактических игр.
2 этап: Практический
Продуктивная деятельность:
• Чтение и разучивание стихов.
• Рассматривание иллюстраций.
• Прослушивание аудиозаписей песен и звуков железной дороги.
• Создание фонотеки музыкальных произведений.
• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм о железной дороге.
• Чтение художественной литературы на тему «Железная дорога».
• Изготовление макета железной дороги.
Дидактические игры:
• Не ошибись.
• Новоселье локомотива.
• Железнодорожная связь.
• Микрофон.
• Кассир, ревизор, пассажир.
• Дополни предложение.
• Было – будет.
• Закончи предложение.
• Локомотив.
• Только на эту букву.
• Чья одежда?
• Собери картинку
• Кому что нужно?
• Путешествие по депо.
• Кто кем будет?
• Бывает – не бывает.
• Подбери нужные слова.
• Где мы были, мы не скажем.
• Кто больше знает?
• Где был Петя?
Беседы:
• История железных дорог России.
• Какая дорога нужна поездам?
• Для чего нужны вагоны.
• Моя железная дорога.
• Мост через железную дорогу.
• Что такое локомотивы?
• Детям об истории железной дороги России.
Конструирование:
• «Грузовой поезд» - вагончики из картонных коробок.
• Макет поезда.
• «Мост через железную дорогу».
• «Поезд будущего».
• «Город для железнодорожников».
Чтение художественной литературы:
Э. Мошковская «Мчится поезд», Н. Костарев «Вокзал», Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», Б. Житков «Что я видел», Н. Забила «Путями-дорогами», Дж. Родари «Детская железная дорога». А. Лукьянова «Братцы-вагончики и скорый поезд». Т. Михайлова «Непослушный вагон» Г. Шалаева «Как вести себя в поезде», С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Школа на колёсах», «Детская железная дорога», «Туннель», А. Гайдар «Чук и Гек», «Дальние страны».
Просмотр презентаций, мультфильмов по теме проекта.
3 этап: Заключительный
Оформление материалов проекта :
Презентация на тему: «Детям о профессии «Железнодорожник».
• Выставка детских поделок на ж/д тематику.
• Макет поезда.
• Макет вагончиков.
• Макет железной дороги.
Ожидаемые результаты:
• Созданы условия для развития познавательных способностей воспитанников в процессе ознакомления с профессией «Железнодорожник».
• Пополнена предметно-пространственная среда группы для организации сюжетно-ролевой игры «Железная дорога».
• Дети больше знают о профессиях, связанных с железной дорогой.
Используемая литература:
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014.
2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
3. Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
4. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Стеркина Р. Б. – М. : Просвещение, 2000.
5. Как обеспечить безопасность дошкольников/К. Ю. Белая и др. – М. : Просвещение, 2001.
6. Занятия по правилам дорожного движения/Извекова Н. А. и др. – М. : Сфера, 2008
7. “Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников” Е. Блохина, Т. Якунина,2008 г 2. .
8. "Как вести себя в поезде" Г. Шалаевой из книги "Большая книга правил поведения для воспитанных детей"- М., Эксмо, 2006
9. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие
для воспитателя / Н. Я. Михоленко, Н. А. Короткова. 2 е изд. испр. М: Гном и Д, 2001. – 96 с