Ирина Савельева
Мастер-класс «Игрушка «Травянчик» как форма воспитания экологической культуры у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рады приветствовать Вас.
Тема мастер-класса : «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса : распространение и передача педагогического опыта,
обучение приемам изготовления экологической игрушки – травянчика.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Игрушка „Травянчик“ как форма воспитания экологической культуры у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Травянчик. Самодельные травянчики
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2019
-Повышение профессионального мастерства педагогов;
- Познакомить с основными приемами изготовления эко-игрушки «Травянчик».
Введение:
Сегодняшний наш разговор пойдёт об экологическом воспитании.
«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством»- пишет Российский писатель Распутин Валентин Григорьевич.
Общепризнанно, что экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного детства, так как каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
На мой взгляд, экологическое воспитание – это воспитание в детях доброты бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
«Что может сделать каждый
– не навредить!
- Не быть равнодушным!
- Не разрушать!
- Посадивший деревце его не сломает»
- писал российский зоолог, эколог Николай Фёдорович Реймерс.
Если люди в ближайшем будущем не научатся, бережно относится к природе, заботиться о ней, то они, погубят себя и всё вокруг. Чтобы этого не произошло, следует воспитывать в детях экологическую культуру. И начинать воспитывать экологическую культуру и ответственность следует в дошкольном возрасте.
Существует не мало, методов, которые воспитатель использует в своей работе по экологическому воспитанию детей. Это - опыты, эксперименты, наблюдения, проекты. Естественно все мы в каждой возрастной группе, ежедневно и в НОД и в совместной деятельности, так или иначе, затрагиваем экологическое воспитание.
Недавнее участие в акции «Капелька добра», подвела меня к мысли организовать проект «Весёлый огород на подоконнике», так как после экскурсии в дом пионеров с гостинцами для питомцев уголка природы. Дети не замолкали не на секунду, они получили массу впечатлений, их восторженные пересказы события звучали до самого вечера, и на следующий день.
И свою проектную деятельность я начала с введения нового друга, экологической игрушки «Травянчик»
Актуальность сегодняшнего мастер- класса в том что, скоро весна и даже если вы не организуете свою работу как проект, новая экологическая игрушка позволит вам организовать наблюдение за происходящими изменениями. Ведь среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Основная часть
Теоретическая часть.
Основной принцип мастер-класса :
«Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Кто такой «Травянчик»? Это эко- игрушка которую можно купить в магазине, а можно сделать самому. Идея игрушки принадлежит паре садоводов-любителей из Индонезии. Сначала «Травянчик» будет просто игрушкой сделанной своими руками, но через несколько дней начнет прорастать трава, и он превратиться в объект наблюдений.
Такая игрушка не только развивает воображение, но и учит ответственности. Ведь, чтобы растительность росла, за ней нужен уход. Эко-игрушка воспитывает у детей желание самим вырастить растение из семян, трудолюбие, заботливое отношение к окружающей природе; обучает простейшим трудовым умениям; формирует представление о потребностях растений: тепло, свет, влага, грунт. Ребенок с удовольствием поливает свою игрушку, наблюдает, как каждый день растет травка, а когда приходит время, подстригает, делая замысловатые прически. Процесс работы прост и интересен.
Практическая часть.
Сегодня мы с вами сделаем экологическую игрушку «Травянчик»
Конечно, этих забавных зверушек вы наверняка видели в любом цветочном или игрушечном магазине, но намного интереснее сделать их самостоятельно. В младших группах рекомендуется просто знакомство с игрушкой и наблюдение; в средней группе можно познакомить детей с игрушкой и рассказать, как её можно сделать; в старшей и подготовительной группе ребёнок может сделать простую игрушку самостоятельно.
Для работы нам понадобится:
- немного опилок,
- семена (семена могут быть любой травы для газона или травки для кошек, можно просто взять овес, нам их понадобится совсем немножко, с горсточку;
- капроновая ткань (капроновые носки телесного цвета);
- «глазки» для нашего будущего травянчика;
- резинки для плетения или капроновые полоски;
- ножницы;
- клей (для приклеивания глазок) или двух сторонней скотч;
- ёмкости диаметром примерно 7-8 см., в высоту 16 см;
- столовая ложка.
(опилки и семена вы без труда можете купить в любом зоологическом магазине).
Итак мы с вами будем делать «травянчика- гусеницу», приступим:
1. Возьмём капроновый носок, наденем его (в моём случае, это пластиковая бутылка, нижняя часть) таким образом, чтобы носок был внутри ёмкости, а его резинка обхватывала край бутылки. Это моя разработка, у меня не получается равномерно распределить семена по всей необходимой длине.
2. Берём ложку, набираем семена и распределяем их по всей длине. Затем
заполняем остальное пространство опилками ( из практики: опилки нужно набивать как можно плотнее, чтобы капроновая ткань была сильно натянута, тогда всходам легче прорастать через ткань). Но так как у нас с вами будет «гусеница», не забываем, что она будет перевязываться в двух местах.
3. Вот мы наполнили наш мешочек, отрезаем резинку носка, и я предлагаю зашить отверстие на это уйдёт не много времени, а выглядеть будет аккуратно.
4. Теперь начинаем формировать будущего «Травянчика». Берём капроновую полоски и перевязываем гусеницу в двух местах.
5. Теперь повернём гусеницу так, чтобы семена у нас оказались наверху.
Определяем, где у нас будет голова, я предлагаю сделать нос не путём оттягивания определённого количества опилок и прихватывания резинкой, а пришить готовый нос (заранее сшитый из кусочка капрона и набитого в него синтепона). Глаза лучше приклеить на клей «Момент»
6. Лапки делаем так: отделить небольшое количество опилок и перехватить резиночной для плетения.
7. Можно ещё придать ему:
- гендерную принадлежность (бантик приклеить если это девочка, если мальчик шляпу);
- социальный статус (сельский житель или городской)
8. «Травянчика» можно раскрасить, тогда он будет еще красочнее, ярче. Для раскрашивания лучше использовать акриловые краски, ведь в дальнейшем мы будем поливать своего травянчика и гуашь будет подтекать и размазываться.
9. Вот и все, у нас получилась замечательная эко-игрушка! Теперь мы замачиваем её в воде примерно часа на 2-3, чтобы она как следует впитала в себя воду и семена которые находятся в ней набухли. Затем ставим игрушку в небольшую емкость, на солнышко, наблюдаем, не забываем поливать. В выходные если семена не дали ещё всходы лучше полить «Травянчика» и накрыть полиэтиленовым пакетом.
Через 7-8 дней у нашего травянчика начнёт появляться «прическа».
Экологическая игрушка - это два в одном : игрушка и комнатное растение.
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем;
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Рефлексия мастер-класса.
Анализ проведённого мероприятия (выставка выполненных работ, педагог даёт подробный анализ выполненным работам, указывая на ошибки, если они есть. Подводит итог, отмечает были ли достигнуты цель мастер-класса и решены запланированные задачи).
Литература
1. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду. Книга для воспитателя
детского сада», – М. :Просвещение, 2013.
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников», - М. ,
«Академия», 1999
3. Интернет-ресурс «Социальная сеть работников образования «МААМ», «nsportal.ru»