Наталья Геранимус
Проект «Здравствуй, ветер»
▼ Скачать + Заказать документы
средней группы детского сада
Актуальность проекта.
Любой ребенок по своей природе – исследователь, а экспериментирование – один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника. Каждое наблюдение, каждый опыт так или иначе связываются с повседневной жизнью, благодаря чему дети могут продолжить исследования в своем ближайшем окружении.
Публикация «Проект „Здравствуй, ветер“» размещена в разделах
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Участие детей средней группы в проекте «Здравствуй, ветер», позволит обогатить их знания и представления об окружающем мире, природных явлениях; способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного в обобщенном виде с помощью наглядный средств, а также позволит поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность.
Участие детей в проекте «Здравствуй, ветер» позволит:
С точки зрения познания:
• Познакомить детей с воздухом, его свойствами;
• Дать представление, что такое ветер, экспериментально показать, как он образуется;
• Развивать у детей наблюдательность, умение делать выводы, применять знания в новых ситуациях.
С точки зрения коммуникации:
• Актуализировать словарь по темам: воздух, ветер, природные явления, эксперимент, наблюдение;
• Способствовать развитию связной речи;
• Совершенствовать грамматический строй речи.
Структура проекта :
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Участники проекта : педагоги, дети средней группы, родители.
Продолжительность проекта : средней продолжительности (Июнь, июль, август)
Проект осуществляется внутри одной возрастной группы.
Цель проекта :
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Задачи проекта :
1. Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
2. Продолжать учить описывать увиденные явления природы на картине.
3. Познакомить с причинами возникновения ветра, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
4. Развивать интерес к познавательной деятельности.
5. Расширять знания о неживой природе, желание исследовать явление ветра всеми доступными способами.
6. Воспитывать интерес к окружающему миру, явления неживой природы, любознательность.
Источники информации
Педагоги:
• Рыжова Н. А. «Лаборатория в детском саду и дома»
• Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
• Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»
• Деркунская В. А., Ошкина А. А. «Игры и эксперименты с дошкольниками»
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».
• Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки». Беседы с детьми о Земле и ее жителях.
Дети:
Эксперименты:
• Что такое воздух? Ветер? (опыты в лаборатории) : Опыт «Где спрятался воздух?», «Как увидеть воздух?», «Где бывает воздух?» опыт со свечей, опыты с вертушкой, опыт «Ветер в пустыне», «Кораблик»• Народные и авторские сказки.
• Дидактические игры.
• Сказка – мультфильм «Золотые колосья». Ветер – друг и помощник человека. Какой может быть ветер.
• Загадки про воздух, ветер, природные явления.
• Информационные плакаты, картины, схемы.
Формы и методы работы: наблюдения, экскурсии, дидактические и подвижные игры, игры-экспериментирования, беседы, рассказы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр презентации для детей «Ветер».
Родители:
1. Консультации по темам: «Как знакомить детей с ветром»,«Экспериментируем в домашних условиях»
2. Домашние задания:
• Наблюдение за ветром, во время прогулок
• Разучить стихотворение о ветре
• Мастерская «Наши руки не для скуки». Изготовление поделок на тему «играем с ветром».
Предполагаемый результат:
1. Дети должны знать, что такое воздух, ветер.
2. Дети должны знать о причине возникновения ветра.
3. Уметь различать характерные особенности ветреной и безветренной погоды.
План деятельности
Основные направления реализации проекта :
• Что такое воздух? Ветер? (опыты в лаборатории) :Опыт «Где спрятался воздух?», «Как увидеть воздух?», «Где бывает воздух?» опыт со свечей, опыты с вертушкой, опыт «Ветер в пустыне», «Кораблик».
• Знакомство детей с ветром и воздухом путем экспериментальной деятельности.
• Наблюдения в ветреную и безветренную погоду
• Знакомство с ветром через художественное слово (Стихи, загадки, пословицы, поговорки о ветре)
• Чтение сказок о ветре: «Где живет ветер?», «Сказка о ветре»,
К. Д. Ушинский. «Солнце и Ветер»
• Веселая гимнастика «Непоседа – ветер».
• Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница»
• Дидактическая игра «Ветер бывает разный». Морской бой (для детей 4-5 лет, игра-опыт, предложенная О. В. Дыбиной. Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»
• Подвижные игры
• Игра 1. «Летний ветер и пушинки» (игра для детей 4 лет)
• Игра 2. «Осенний ветер и листочки» (для детей 4 лет).
• Игра 3. Северный и южный ветер (для детей с 5 лет и старше).
• Игра 4. Как ветер растениям помогает? Для детей с 4 лет и старше.
• Задачи на логику для детей по теме «Ветер».
• Просмотр мультфильма «Золотые колосья». Ветер – друг и помощник человека. Какой может быть ветер.
• Художественное творчество: «Веер», аппликация «Воздушный змей», султанчики для игры с ветром, коллективная работа из крупы: «Мельница», «Воздушный шар», «Какого цвета ветер»-раскраски для детей. «Разноцветная змейка»
• Презентация для детей «Ветер»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема:Знакомство детей с ветром и воздухом путем экспериментальной деятельности.
Цель:
• Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
• Учить делать выводы.
Предварительная работа:
Изготовление корабликов на занятиях по конструированию.
На прогулках обратить внимание на ветреную и безветренную погоду, чем отличаются эти дни.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1 часть
Воспитатель: Ребята сейчас я вам загадаю загадку об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.
Я березку качну
Я тебя подтолкну
Налечу, засвищу
Даже шапку утащу
А, меня не видать
Кто я? Можешь отгадать?
Дети: Ветер!
В. Ребята, а что ветер умеет делать?
Д. Он может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, налететь освежить, закружить, развивать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки.
В. Да, ребята ветер много умеет делать. Может он навредить человеку?
Д. Разрушает дома, ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и переворачивает машины.
В. Как ветер помогает нам?
Д. Надувает паруса, вертит крылья мельницы.
В. Вот какой разный ветер, а теперь подумайте, каким может быть ветер?
Д. Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, приятный, быстрый, резкий, незаметный.
В. А теперь послушайте музыкальные фрагменты (подбираются музыкальные композиции со звучанием резкого ветра, шквального, тихого). Определите о каком ветре идет речь. Кто знает, как получается ветер? Откуда он берется. Для того, чтобы это понять я покажу вам опыт.
ОПЫТ №1.
Приоткрываем дверь на улицу, зажгли свечи, первая свеча снизу, вторая сверху. Дети определяют, куда направляется пламя свечей (нижнее в внутрь помещения, верхнее наружу).
Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать. В комнате такой воздух поднимается вверх. Ему хочется поскорее вырваться и полететь. А с улицы к нам идет холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли. Откуда он будет входить к нам сверху или снизу. Получается, что один воздух теплый движется вверху, а на встречу ему, внизу, другой воздух, холодный. Там где двигаются и встречаются, теплый и холодный воздух - появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.
А сейчас вообразите себя, листочками. Я включу вентилятор, а вы покажите, как кружатся листочки.
В. А можно ли изобразить ветер?
Д. Да, нарисовать (просмотр рисунков, станцевать, через музыку, стихах: "Дуб и ветер".
Приглашаю вас в лабораторию для экспериментов.
2 часть
На столах миски с водой. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны, чем сильнее дуть, тем больше волны, если подуть сильнее море разбушуется.
Художественное слово: А. Орлов.
Ветер пастушок.
Ходили в море
Ветер - пастушок
Дует ветер
В маленький рожок
А вокруг него бегут барашки
У барашков белые кудряшки.
ОПЫТ № 1
Опустите парусные кораблики в поддон с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
Что произойдет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение. (фото)
Художественное слово. А. С. Пушкин.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах,
Ветер весело шумит, судно весело бежит
Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана:
3 ЧАСТЬ
Выходим на улицу, для определения силы ветра при помощи вертушки.
В. Ребята нашавертушка не кружится, стоит на месте, что это означает?
Д. Нет ветра.
В. Совершенно верно.
Воспитатель подводит итог занятия.
Домашнее задание. Объяснить родителям, как получается ветер.
Стихи о ветре.
Кладовая ветра. Тимофей Белозеров
Спросить у детей, что хранится в кладовой (на даче, в деревне, в квартире). Зачем люди делают кладовые? Интересно, а что же хранится в кладовой у ветра? Что он может туда положить, и зачем ему это нужно? И где может быть кладовая ветра? Пусть дети по - рассуждают и по - фантазирует вместе с Вами.
Поэт Тимофей Белозеров заглянул в одну такую кладовую ветра и нашел там… догадайтесь что? Вот что!
Чего ни натаскано в старый овраг!
Хранится в овраге ночной полумрак,
Тугие серёжки — подарок берёзы,
Цветы иван-чая, кукушкины слезы,
Зелёные, жёлтые бусы дождя,
Перо куропатки на шляпе груздя.
Сюда, как на дно сундука, спозаранок
Накиданы ветром холстины тумана,
В ручье, на голубеньком ситце волны,
Мерцает старинная Брошка Луны…
Что же увидел поэт в кладовой у ветра? А что бы дети хотели ветру подарить и положить в его кладовую? И зачем это нужно ветру? Эти вопросы побуждают детей высказывать свое мнение, а не чужое (ведь здесь нет однозначного ответа) Односложно «да» или «нет» на вопросы тоже не ответишь, необходимо говорить развернутыми красивыми фразами, а это очень полезно и для развития творческого воображения, и для развития речи детей!
Веселая гимнастика «Непоседа – ветер».
А теперь давайте отдохнем! И сделаем веселую зарядку!
Непоседа-ветер
Знает всё на свете (машем руками над головой).
Знает, как поё т лягушка: «Ква-ква-ква» (предложите малышу сесть на корточки и изобразить лягушку, попрыгать как она)
Знает, как шумит ракушка:»Шу-шу-шу (ладони складываем «лодочкой» и прикладываем то к левому уху, то к правому)
Знает, как кричит ворона:»Кар-кар-кар». (ребенок поднимает руки вверх и машет ими как крыльями)
Знает, как мычит корова: «Му-му-му» (ребенок показывает рога коровы и мычит муууу)
Как ветер помогает мельнице работать.
Спросите детей,а есть ли «работа» у ветра? Как он людям, зверям, птицам помогает? Да, оказывается, у ветра есть очень важная работа – помогать крутиться мельницам, разносить семена растений, мести улицы, доносить запахи и звуки, помогать летать парашюту и воздушному змею и много других важных работ.
Ветер, ветер, ветрище…
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути! Я. Аким
Покажите на картинке детям мельницу. Мельницы встречаются во многих сказках и мультфильмах («Круть и Верть», «Разные колеса», «Кот в сапогах» и др., но не всегда дети знают, зачем они нужны. Объясните, что на мельницах мелют зерно. И из зерна получается мука. Из муки пекут хлеб, пирожки, булочки.
Погляди — в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница»
Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница»
Начинаем произносить слова четко, в ритме, и постепенно ускорять ритм. Делаем вращающие движения руками перед грудью: «Мельница, мельница мелет муку, мелет, мелет, мелет, мелет (ускоряем темп). Ветра нет, остановилась мельница. Снова ветер подул, закрутилась мельцица, заработала ( делаем движения руками в ритм слов :» мелет, мелет, мелет, мелет»). Ветер сильнее подул. Очень быстро крутим руками под быстрое произнесение слов.
Намололи мы муки (пальчики сжать в кулачки, стучим кулачком одной руки о кулачок другой руки)
Вот — огромные мешки! (руки в стороны – вот какие мешки огромные)
Из муки, из муки
Напекли мы пирожки! (ладошки раскрыты, хлопаем одной ладошкой о другую – «печем пирожки»)
От колоска до хлеба
Если ребенок отказывается от хлеба или недолюбливает его, прочитайте ему за обедом эти строчки:
Вырос в поле колосок,
Из земли вбирая сок.
Сжатый бережно рукой,
Стал на мельнице мукой.
Из муки той хлебопек
Хлеба мягкого испек.
Столько вложено в нем сил,
А ты разок лишь откусил.
Мельник.
Спроситьдетей, кто работает на мельнице? Мельник! Что он делает? Мелет зерно. Можно спеть старинную русскую колыбельную про мельника.
Баю-баюшки-баю,
Живет мельник на краю.
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется,
Рот смеется,
Душа радуется.
Красивая колыбельная, правда? И в пении колыбельных незаметно воспитание ребенка шло — вот дружная семья, много детей, и потому и рот смеется, и душа радуется!
Что делает ветер? Где спит ветер?
Мы уже знаем, что у ветра, как и у людей есть очень важная работа. А что же он делает, когда отдыхает от своей работы? Где спит? Что любит? Вот одно детское стихотворение о ветре и его любимых занятиях.
Ветер с юга дул на север,
Подметал с дороги пыль,
Колыхал на поле клевер
И расчёсывал ковыль.
Перелистывал травинки,
Всё отметил, всё учёл,
Всех козявок на тропинке,
Всех кузнечиков и пчёл.
Растрепал кусты и сходу
За жужжание и гул
Взял и овода на воду
С камыша сердито сдул.
По реке прошёл волнами,
Поплавком, шутя, качнул,
Влез на лодку между нами
Повозился и уснул. (М. Придворов)
Второе стихотворение о ветре расскажет нам, как увидеть ветер и услышать его (Ветер скрипит оконной рамой, толкает форточку, шелестит бумажками, играет с вертушкой) :
Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Спал он тихо,
Спал спокойно,
Не вертелся, не мешал,
Сел потом на подоконник,
Чуть бумагой пошуршал,
Покрутил в углу вертушкой
И улегся за подушкой.
Всё я видел. Только ветер
Меня, видно, не приметил (Г. Лагздынь).
Предложитьдетям посмотреть в окно, прислушаться и попробовать угадать, есть ли сегодня на улице ветер.
Как нарисовать ветер? Речевое упражнение.
Можно ли нарисовать ветер? А какого же цвета ветер? Предложите малышу спросить у ветра, какого он цвета.
Повторить вместе с детьми первые две строчки:
-Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
Удивиться, что ветер не отвечает. Почему? Попробовать спросить потише – шепотом – еле слышно. Потом громче – еще громче – еще громче — очень громко. Если дети сразу же после тихого звука закричат очень громко, то остановить их так: «Ой, испугался ветерок! «Кто это там так страшно кричит!» — и спрятался». Давайте его тихонько позовем – пусть он привыкнет к вашим голосам. А теперь чуть громче и т. д. с увеличением громкости. Такое упражнение учит детей регулировать силу голоса от тихой к громкой и наоборот. В конце упражнения сказать: «Вот и услышал ветер наш вопрос и ответил нам» и прочитайть стихотворение голосом ветра.
-Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
- Я цвета заката,
Я – цвета рассвета,
Я – снежного цвета,
Я – цвета огня…
Такой я, каким
Ты увидишь меня. (В. Лунин)
Почему ветер может быть разного цвета? (вспомните, что ветер – это перемещение воздуха, а воздух прозрачный и цвета не имеет). Когда ветер снежного цвета? (Зимой, во время вьюги и метели). Когда ветер цвета рассвета? (Утром). А цвета заката? (Вечером). Когда ветер цвета огня? (Например, когда ветерок играет с пламенем костра или с пламенем свечи). Рассказать детям, что ветер может быть очень опасным во время пожара, потому что он быстро разносит огонь по лесу. Поэтому во время пожара стараются засыпать огонь, чтобы ветер его не разносил дальше.
Какой бывает ветер? Ветры, бури, ураганы.
Спроситьдетей, какое время года наступит после осени? Какой праздник нас ждет зимой? Знают ли они, с кем дружат зимние ветры? Нет? Зимние ветры – это главные помощники нашего любимого … Деда Мороза! Не верите? Тогда послушайте стихотворение!
Белый дед проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
-Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?
Непорядок на дворе:
Грязь и лужи в декабре!
И от дедушки в испуге
На поля умчались вьюги,
И метели улетели -
Застонали, засвистели,
Хлопотали до утра -
Всё убрали со двора,
Все царапины земли
Белым снегом замели!
Рано утром вышел дед,
В шубу новую одет.
Захотел проверить сам
По лугам и по лесам:
Все ли ждут в наряде новом
И его встречать готовы?
- Да,- ответили метели,
Даже зайцы побелели!
Ни былинки на полях
Ни листочка на ветвях.
Только ёлочка одна
Да пушистая сосна
Подчиняться не хотят
И зелёные стоят!
(Нина Артюхова)
Кто же помощники Деда Мороза? Как называют зимние ветры? (Вьюги, метели) Что они делают, как помогают зиме? Можно инсценировать это стихотворение с ребенком или группой детей, дав в руки малышам свой прозрачный шарф или платок, которым они будут кружить и закрывать землю снегом. Можно дать каждому в руки серебристый новогодний дождик. Вы читаете стихотворение, а дети изображают вьюги и метели. У них это замечательно получается! Они и завывают, и кружатся, и танцуют, и мурлыкают, и получают огромнейшее удовольствие от такой роли Помощника Самого Деда Мороза!
Ну а если захочется призвать настоящих помощников Деда Мороза – ветры, бури и ураганы, то тогда нам помогут слова С. Маршака
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
Текст стихотворения замечателен тем, что в нем встречаются практически все названия ветра – буря, ветер, ураган, вихрь, вьюга, буран.
Игра «Ветер бывает разный».
В эту игру лучше всего играть с группой детей. Мы будем все вместе изображать ветер. При игре в группе детей даже застенчивые дети забывают про свою застенчивость и раскрепощаются.
Сначала ветерок чуть-чуть дует (трем одной ладошкой о другую и слушаем этот звук, но вот он усилился (трем сильнее, затрещали деревья (хлопаем по коленям, началась буря (изображаем звуком, вытягивая губы вперед трубочкой, задача – тянуть звук как можно дольше, можно менять высоту звука, громкость по сигналу, поднялся ураган! (присоединяем к звуку движения рук – как будто качаются деревья). Ветер стал стихать (снова «шуршим» — трем ладошки друг о друга). Ветер стих (сидим, не шелохнувшись и слушаем ТИШИНУ).
Подвижные игры для детей. Тема «Ветер».
Игра 1. «Летний ветер и пушинки» (игра для детей 4 лет)
Дети в этой игре выполняют роль пушинок одуванчика. Они стоят в кругу и держатся за руки. Игра проводится под музыку. Взрослый говорит: «Подул очень сильный ветер! Разлетайтесь, пушинки!», и дети разбегаются в разных направлениях, кружатся, танцуют и летают как пушинки одуванчика. После того, как пушинки полетают на ветру, взрослый говорит: «Ветер стих!», и пушинки возвращаются в круг и берутся за руки.
Игра 2. «Осенний ветер и листочки» (для детей 4 лет).
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Ребенок выбирает себе листочек – желтый, красный или оранжевый и называет его цвет и размер (большой листочек или маленький). Листочки летят на ветру – ребенок изображает, как они летят:»Листопад! Листопад! Листья желтые летят!»
Если игра проводится с одним ребенком, то можно разложить листочки на полу (настоящие листочки разного размера и цвета или лситочки, вырезанные из цветной бумаги). Примерные задания в игре — «Полетели большие желтые листочки» (ребенок выбирает нужные листочки и танцует — «летает» с ними). Полетели маленькие желтые листочки! Полетели листочки березы! Приземлились! Полетели листочки дуба!» В игре малыш научится различать цвет, размер и форму листочков и узнавать, от какого дерева эти листочки (достаточно взять самые простые деревья — дуб, береза, рябина, тополь, осина). Если ребенок взял не тот листочек, скажите от имени листочка: «Ой, а я листик рябинки! Меня еще ветерок не позвал! Ты найди листочек тополя, его время летать настало!» На игровой прием отзываются абсолютно все малыши. Кроме того, они не боятся совершать ошибок в игре!
Если игра проводится с несколькими детьми, то можно давать такие задания: «Летят желтые листочки! (и тогда двигаются только дети, которые выбрали еще до игры и взяли в руки желтые листочки). Кружатся красные большие листочки (и тогда кружатся только те дети, у которых в руках красные и большие листочки). Летят большие листочки…»
Ветер стих, листочки упали на землю (дети «приземляются» и сидят на корточках).
Подул ветер, поднялись листья и разлетелись (дети поднимаются и изображают, как летят листья)
Для этой игры можно использовать стихотворение:
Дует, дует ветер.
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
Прямо по дорожке.
Падают листочки,
Прямо к нам на ножки!
Ветер дунет – полетим
Мы туда, куда хотим!
Игра 3. Северный и южный ветер (для детей 5 лет и старше).
Какой характер у северного ветра? Правильно, он сердитый, холодный, ледяной, ураганный, порывистый. Как мы называем такой ветер? – ветрище, буря, ураган, шторм.
А какой южный ветер? Приятный, ласковый, легкий, теплый, мягкий, ласковый, добрый, нежный. Как мы называем южный ветер? – Ветерок, ветерочек.
В этой игре будут соревноваться друг с другом южный и северный ветер – кто сильнее?
Выбираются два водящих. Один из них южный ветер, и ему на руку привязывают красную ленточку. Другой – северный ветер, и ему на руку привязывают синюю ленточку.
Игроки свободно ходят или бегают по площадке (нужно заранее оговорить, до какой линии можно бегать, т. е. каковы размеры площадки для игры). По команде «Ветер» на площадку выбегает северный ветер и пытается задеть (коснуться рукой) – «заморозить» как можно большее число игроков. «Замороженные» им игроки замирают и не двигаются. Южный ветер пытается «разморозить» их, коснувшись рукой и сказав: «Свободный». Задача игроков – остаться в игре и не быть замороженными. Южный и северный ветер соревнуются, кто сильнее – сможет ли Южный ветер разморозить всех игроков. По сигналу игра заканчивается и повторяется с новыми водящими в роли ветра.
Игра 4. Как ветер растениям помогает? Для детей с 4 лет и старше.
В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена. Прожив свою роль «семечка» от зарождения на дереве до прорастания в земле и роста нового деревца или цветочка, дети уже по-другому относятся к растениям, осознают, что в природе нужен и ветер, и солнце, и дождик.
Хорошо проводить игру под инструментальную музыку.
Взрослый или старший ребенок изображает дерево, а малыш или группа детей будут семенами. Можно дать в руки ребенку семена, которые есть у Вас. Сначала ребенок (дети) стоят рядом со взрослым «деревом» — «семена» на нем растут. Затем налетает ветер — погудите с ребенком, пошумите, пошелестите листвой: «шшшш. Уууууууу». Можно изобразить, как удивилось дерево ветру, обрадовалось, поздоровалось с ним. Семена падают и летят по ветру под звуки ветра, «дерево» в это время шелестит листвой, колышет ветвями, сгибается от ветра.
Вот закончился ветер и «семена» опускаются на землю – приседают. Идет зима, семена накрыло снегом, они спят под снегом (можно поставить спокойную музыку). Дети кладут ладошки под щеку — «засыпают до весны».
И вот наступает весна – зажурчали ручейки, засветило солнышко. Пошел весенний дождик. Семена начали прорастать и расти. Ребенок или дети поднимаются и тянутся вверх.
Можно прочитать детям до игры или после нее стихи о том, как ветер помогает растениям разносить семена.
На дереве-маме мы долго висели,
Вдруг ветер подул, и мы все полетели.
Умчаться от мамы подальше хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!
Нам легкие крылья летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадем,
Земля нас накормит, земля — это дом.
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастем мы зеленым ростком
И маме помашем зеленым листком.
***
В поле ветер разыгрался,
Для цветочков он старался,
Горстью семена хватал
Их по полю раскидал.
Прилетят весною птицы,
Могут птицы удивиться:
Васильки, ромашки, лён
Встретят их со всех сторон. (Г. Лаптева. Садовник – ветер)