Наиля Салиева
Проект «Здравствуй, детский сад» для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!»
Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.
Сроки реализации: краткосрочный (1 месяц)
Тип проекта: творческий, информационный.
Проблема проекта.
Детям раннего дошкольного возраста, ранее не посещавшим детский сад не просто адаптироваться к его условиям, т. к. они еще не оставались одни без мамы на длительный период.
Публикация «Проект „Здравствуй, детский сад“ для младших дошкольников» размещена в разделах
Одни родители, имеющие первого ребенка в семье, совершенно не компетентны в вопросах воспитания и развития детей в период адаптации их к детскому саду и испытывают большое беспокойство, тревогу как их ребенок перенесет хотя и кратковременную, но все же разлуку с ними.
Другие родители, так же имеющие первого ребенка в семье, утомленные постоянной нагрузкой ухода за ребенком и неотлучного нахождения с ним, готовы в первый же день пребывания ребенка в детском саду оставить его на все 12 часов, чтобы иметь немного собственной свободы. Эти родители, как правило, не задумываются, каким тяжелым психологическим срывом эта разлука с ними может стать для их ребенка и к каким последствиям в результате приведет.
Актуальность проекта.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим ребенка.
Реализация совместного проекта с детьми посредством организации разнообразных культурных практик расширит их интерес к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в игровой, познавательно-творческой деятельности, развитии коммуникативных навыков; формировании представлений о себе, других людях; будет содействовать сотрудничеству детей и взрослых, обеспечивая формирование опыта позитивной социализации.
Цель проекта: Создание благоприятных условий социальной адаптации детей к детскому саду в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; развития творческой активности, формирования познавательных интересов в различных видах деятельности, чувства уверенности в себе, самостоятельности и ответственности.
Задачи проекта:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- познакомить детей с правилами поведения и безопасности в детском саду;
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, конструктивные способы взаимодействия, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, позитивное отношение к себе и другим людям;
- развивать у детей познавательную мотивацию и активность, интерес к разным видам совместной деятельности, творческие и коммуникативные способности;
- создать условия для игровой деятельности детей; развивать интерес к различным видам игр и игрушкам;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
Успешное прохождение адаптации детьми младшего дошкольного возраста:
- дети научатся элементарным правилам поведения и безопасности в детском саду;
- познакомятся с конструктивными способами взаимодействия между детьми, между детьми и взрослыми;
- дети проявят элементарную познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;
- познакомятся с различными видами игр и игрушками.
Повышение психолого – педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей в период адаптации к условиям новой социальной среды детского сада.
Ресурсное обеспечение проекта:
- подбор игрушек, игрового материала известного детям, соответствующего возрасту и индивидуальным особенностям (гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми (педагогом) деятельности.
- художественная литература, плакаты, иллюстрации, картинки-ситуации, фотоматериалы по теме проекта;
- наглядный и демонстрационный материал;
- игрушки разных размеров и из разного материала;
- настольно-печатные игры;
- маски для инсценировок сказок;
- цветные карандаши, пластилин, гуашь, кисточки, цветная бумага;
- схемы для конструирования;
- спортивный инвентарь;
- магнитофон, диски.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы;
- определение темы, актуальности и цели проекта;
- сбор, анализ и систематизация информации по данной теме;
- разработка анкет для родителей;
- подбор психолого – педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
- обогащение предметно-игровой среды за счет использования различных предметов, приобретения и изготовления игр и дидактических материалов.
- ознакомление родителей дошкольников с содержанием проекта.
Основной этап:
- проведение с детьми бесед;
- проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- создание проблемных ситуаций;
- чтение художественной литературы детям;
- рассматривание иллюстраций, плакатов;
-продуктивная деятельность;
- разучивание игр;
- инсценировка и драматизация сказок.
- консультирование родителей дошкольников по проблеме проекта.
Заключительный этап:
-Анализ степени адаптации каждого ребенка (по адаптационным листам)
-Изучение эффективности деятельности
-Анализ полученных результатов
-Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
-Подведение итогов работы
-Выставка детских работ.
-Создание стенда «Я пришел»
- Организация развлечения «Хорошо в детском саду».
План реализации проекта
Образовательная
область Вид
деятельности Содержание деятельности
Познавательное
развитие Познавательная -НОД :«Детский сад для ребят», «Наша группа».
- Беседы: «Наши игрушки», «Где мы моем ручки», «Мой шкафчик»
-Дидактические игры: «Научим куклу убирать одежду и обувь на место», «Что делала (делает) няня?»
-Рассматривание иллюстраций о детях, о детском саде, о том, что они делают в детском саду.
-Экскурсия по группе, раздевалке, спальне.
-Конструирование «Мебель для кукол», «Заборчик», «Дома», «Лесенка», «Машина», «Башенки».
Социально-
коммуникативное
развитие Игровая,
Коммуникативная -НОД : «Научим куклу Катю раздеваться»,
Рассматривание картины «Дети играют в кубики».
-Беседы: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад», «Кто у нас в группе живет», «Давайте познакомимся» «Мой друг, кто ты».
-Рассматривание картин: «Дети моют руки», «Мама моет дочку»
Пальчиковые игры: «Этот пальчик…», «Две подружки», «Пальчик, пальчик», «Сорока-сорока», «Пальчики здороваются» .
-Д/игры: «Собери пирамидку», «Разрезные картинки»,«Покажи, что назову», «Волшебный кубик», «Разноцветные чашечки», «Назови предмет одежды», «Оденем куклу на прогулку»»
-Игровые ситуации: «Как мама учила мишку умываться», «Учим куклу вытираться полотенцем», «Туфельки поссорились-подружились.
-Дидактические упражнения:
«Поздороваемся с игрушкой», «Покажем кукле Кате, как мы умеем подниматься по ступенькам», «Что мы скажем на прощанье»,
- Игра-забава «Минутка заводной игрушки»
-Игровые ситуации: «Чаепитие»,
«Мы едим», «Научим куклу Катю правильно держать ложку», «Разноцветные салфетки».
Игровые ситуации: «Лисичка заболела», «Кукла заболела».
-Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру» (в санитарную комнату)
Речевое развитие Коммуникативная -НОД: «Кто в домике живет?» (имена детей,
«Игра - инсценировка по сказке «Курочка Ряба»,
«Рассказывание сказки «Репка»,
«Чтение потешки «Вот и люди спят».
-Ситуации общения: «Домик для нашей одежды», «Игрушки, которые живут в нашей группе», «В какие игры можно играть в группе», «Давайте никогда не ссориться», «Покажем Мишке уголок природы», «Назовем картинки в любимой книжке», «Научим куклу играть с пальчиками».
Художественно-
эстетическое
развитие Изобразительная
Восприятие художественной литературы -НОД: Рисование: «Ладошки», «Дорожки»,«Колеса и светофоры», «Идет дождь».
Лепка: «Конфетки», «Бублики», «Витамины», «Орешки».
-Раскрашивание раскрасок с изображением различных предметов по теме «Детский сад»
-Пляска «Пальчики – ручки»
-Игра драматизация по стихотворению А. Усачева «Мишка косолапый по лесу идет»
-Игра «Построим мишке домик» - из крупного строительного материала
Чтение художественной литературы:
О. Высотская «Мы приходим в детский сад»,
Д. Суханов «Детский сад»,
Е. Лыковская «Я хожу в детский сад»,
М. Пришвин «Листопад»,
Н. Никитин «Осень»,
А. Барто «Грузовик»,
Б. Заходер «Шофер»,
Н. Ппавлова «На машине».
Сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».
Физическое
развитие Двигательная -Подвижный игры «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Мы топаем ногами», «Догони меня», «По ровненькой дорожке», «Воробышки и автомобиль», «Мы - шоферы».
-Игровая ситуация «Покатаем кота в машине», «Покатаем слона»
Результаты проектной деятельности:
Развивающая предметно-пространственная среда организована рационально, в ней созданы условия для социализации и индивидуализации детей.
У детей успешно прошла адаптация к детскому саду:
- дети научились элементарным правилам поведения и безопасности в детском саду;
- дети усвоили элементарные правила взаимодействия между детьми, между детьми и взрослыми;
- дети познакомились с различными игрушками и видами игр;
- дети стали проявлять элементарную познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;
Родители заинтересовались проектом, приняли активное участие в проведении мероприятий, получили необходимую психолого-педагогическую помощь по воспитанию детей в адаптационный период.