Ирина Бердюгина
Проект «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья.
Публикация «Проект „Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
В настоящее время большой процент детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с ограниченными возможностями здоровья, помимо речевых нарушений, а также нарушений познавательной деятельности, характеризуются нарушением двигательной сферы, ослабленным здоровьем. Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии.
Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач современной педагогики. Согласно основным положениям Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования, особое внимание уделяется организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать вторичные по своему характеру нарушения, а также способствует их успешной социализации.
Проблема: Увеличение числа детей с речевой патологией с сопутствующими физическими, психическими и социальными расстройствами.
Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми ОВЗ здоровьесберегающих образовательных технологий.
Цель проекта : создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей с ОВЗ посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Развитие психомоторных и речемоторные функции;
2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через развитие дыхательной, системы
3. Стимулирование развития произвольной регуляции движения.
4. Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Развитие речи.
7. Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных навыков.
8. Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Ожидаемый результат: Развитие речи дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематическом использовании на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Участники проекта : учитель-логопед, дети, родители.
Срок реализации проекта : 1 год
Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ОВЗ осуществляю на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также опираясь на следующие принципы:
• Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
• Принцип активности – предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
• Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
• Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
• Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
• Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Направления коррекционной работы
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей.
Образовательная область по ФГОС Мероприятия проекта
Речевое развитие, познавательное развитие 1. Подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий (3 раза в неделю);
2. Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения, просодики и фонематического слуха с использованием здоровьесберегающих технологий (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта).
Физическое развитие Здоровьесберегающие технологии :
1. мышечная релаксация;
2. дыхательная гимнастика;
3. массаж, самомассаж;
4. артикуляционная гимнастика;
5. биоэнергоплатика;
6. гимнастика для глаз.
Физическое развитие, речевое развитие Здоровьесберегающие технологии :
1. пальчиковые гимнастики;
2. физкультурные минутки;
2. логоритмика;
3. песочная терапия;
4. игры с водой.
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие 1. игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания;
2. компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков;
3. игры на развитие фонематического слуха;
4. игры на развитие слухового внимания.
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. 1. Театрально-игровая деятельность;
2. Сказка-терапия;
3. Пальчиковый театр;
4. Фольклорная терапия;
5. Куклотерапия.
Этапы реализации проекта
Этапы Цель Формы работы
1. Подготовительный Изучение литературы по данной теме.
Накопление методического материала
Определение задач реализации проекта на учебный год.
Выявить уровень речевого нарушения у детей Самообразование
Знакомство с новыми сдоровьезберагающими технологиями, оценка возможности их применения на логопедических занятиях
Диагностирование детей
2. Практический Создание методических разработок для реализации проекта Логопедические занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
Развлечения, досуги с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и их родителей.
3. Заключительный Подведение итогов
Перпективное планирование Определение уровня развития речи детей
Мониторинг заболеваемости
Создание методических рекомендаций и пособий
1 этап - подготовительный
На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей с ОВЗ. А также 1-15 сентября проводиться диагностирование детей с целью выявления речевого нарушения.
На подготовительном этапе были отобраны следующие здоровьесберегающим технологиям и созданы различные картотеки:
• Дыхательные упражнения
• Артикуляционные упражнения
• Развитие общей моторики
• Развитие мелкой моторики пальцев рук
• Су-Джок терапия
• Массаж и самомассаж
• Психогимнастика
• Релаксация
2 этап – практический
Цель: реализация здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми в соответствии с перспективным планом работы.
Логопедические индивидуальные занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий. Важное место при устранении дефектов звуковой стороны и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.
Основное содержание занятий
• развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
• формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
• развитие фонематического восприятия;
• развитие мелкой моторики пальцев рук.
• Дыхательная гимнастика.
Перспективный план коррекционной работы на учебный год
с детьми, имеющими нарушения речи.
Этап коррекционной работы Сенсомоторика
Обследование речевое Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков.
Подготовительный этап 1. Сказка “О веселом язычке”
2. Самомассаж.
3. Дыхательная гимнастика
4. Биоэноргопластика
5. Психогимнастика
6. Пальчиковая гимнастика
7. Сенсорный материал
(шумовые игрушки)
Этап постановки 1. Дыхательная гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков
3. Пальчиковая гимнастика.
5. Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек и т. д.)
6. Массаж пальцев рук
Этап автоматизации 1. Дыхательная гимнастика для развития воздушной струи: “Насос”, “Шар” и т. д.
2. Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов звуков
3. Пальчиковая гимнастика
4. Массаж пальцев рук
Этап автоматизации звуков 1. Чистоговорки
2. Пальчиковая гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика по мере необходимости.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Логопедическая ритмика
6. Алфавит телодвижений
Этап автоматизации 1. Подвижные речевые игры с чувством ритма, фольклорная арттерапия, сказка терапия и т. д.
2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
3. Упражнения с мячом
4. Игры на развитие мелкой моторики
Этап дифференциации звуков 1. Пальчиковые игры и драматизация сказок
2. Игры с мячом, Телеграф, Слоговые дорожки, Цепочки слов и т. д.
3. Физ. минутки
Этап дифференциации звуков 1. Пальчиковые игры
2. Дыхательная гимнастика
3. Физ. минутки
4. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия
5. Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно-коррекционного звукопроизношения
Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи 1. Дыхательная гимнастика
2. Подвижные игры и упражнения
3. Инсценирование сказок.
4. Логопедическая ритмика.
Обследование речевое Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков.
Важным шагом к решению поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Для проведения работы по повышению знаний родителей по вопросу влияния здоровьесберегающих технологий на развитие детей с ОВЗ было разработано перспективное планирование, в котором отразилась система мероприятий по взаимодействию с семьёй по данной проблеме.
В работе с родителями использовала следующие формы работы :
1. Беседа, анкетирование, тестирование: коллективные и индивидуальные.
2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования
3. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов» и семинаров практикумов.
Построенная таким образом работа помогает привлечь родителей к данной проблеме, повысить их компетентность по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и сделать их активными помощниками для реализации поставленных задач и получении положительных результатов коррекционно-развивающей работы.
3 этап - заключительный
Цель: обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.
Результаты работы для меня (учителя-логопеда) :
• сформирована нормативно-правовая базы по вопросам оздоровления дошкольников с ОВЗ;
• внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
Результаты работы с детьми :
• формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
• улучшение соматических показателей здоровья дошкольников
• Улучшение эмоционального состояния, что является основой для положительной социализации и развития детей.
• Повышение уровня развития внимания, памяти и речи.
Результаты работы с родителями :
• повышение компетентности родителей по данному вопросу;
• активное сотрудничество с педагогом в вопросах оздоровления детей.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты:
• снижение уровня заболеваемости;
• повышение работоспособности, выносливости;
• развитие психических процессов;
• улучшение зрения;
• формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
• развитие общей и мелкой моторики;
• повышение речевой активности;
• увеличение уровня социальной адаптации.
Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Список литературы
1. Т. Б. Буденная Логопедическая гимнастика Санкт – Петербург
«Детство – прогресс» 2001 год.
1. М. Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003год.
2. Е. А. Каралашвили Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
3. С. В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном – Пресс, Новая школа 1998 года
4. Е. Н. Краузе Логопедический массаж и артикуляционная гинмстика. СПб: Корона 2004год.
5. О. В. Узорова Е. А. Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак»2004 год.
6. Т. Е Филичева Н. А. Чевелева Г. В. Чиркина Основы логопедии – Москва Просвещение 1989 год.
7. Е. Л. Набойкина Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
8. Е. А. АлябьеваПсихогимнастика в детском саду. Москва 2003 год.
9. Е. А. Алябьева Развитие воображения и речи детей 4-7 лет Москва 2005 год.
10. М. Ю. Картушина Быть здоровыми хотим Москва 2004 год
11. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : И. Ц. Сфера, 2007
12. П. Деннисон., Г. Деннисон Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А. В. Малушиной. М. : Изд-во Рос. откр. ун-та, 1992
13. Е. А. Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004
14. Е. А. Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2001
15. Е. Л. Ковалева., Ю. И. Остапенко Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательнойкинесиологии. – Волгоград «Перемена», 1996г.
16. В. В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб. : Детство Пресс, 2001
17. Е. Л. Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
18. Е. Л. Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1
19. З. А. Репина Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. — Екатеринбург, 1996
20. Н. Семенова Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.
21. О. В., Узорова, Е. А. Нефедова,. Пальчиковая гимнастика. - М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2001.
22. Н. А. Фомина В ритме музыки дышать веселее. Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика на основе методики Стрельниковой А. Н. :Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2001
23. М. И. ЧистяковаПсихогимнастика. — М., 1990
24. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / / Дошкольное воспитание. 1997-1999.
25. Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками / / Начальная школа: плюс - минус. 2000.