Елена Ляхова
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии
в работе логопеда.
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Исправление речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровье сберегающих технологий.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Не вызывает сомнения тот факт, что для детей дошкольного возраста с речевой патологией важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения.
Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.
На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровье сберегающей технологии, среди которых:
1. дыхательная гимнастика,
2. артикуляционная гимнастика,
3. пальчиковая гимнастики,
4. гимнастика для глаз,
5. массаж и самомассаж,
6. физкультминутки;
Применение психологических средств и методов, включающих в себя:
1. психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
2. тренинги на устранение отрицательных эмоций,
3. релаксационные упражнения,
4. подвижные и сюжетно-ролевые игры,
5. создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.
Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому помогут игры.
«Радуга улыбается»
Ребенок через стороны поднимает руки над головой, как бы рисуя дуги радуги. Одновременно он делает медленный вдох. На выдохе широко улыбается и произносит: «С-с-с», плавно опуская руки вниз.
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры дают возможность играть с ребенком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Очень нравиться детям игры, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка».
«Квасим капусту»
Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста, тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.
Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.
Это следующие упражнения:
вертикальные движения глаз "вверх – вниз”;
горизонтальные "вправо – влево”;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
Гимнастика для глаз «Мой щенок» (Е. Раннева)
Я щенка нарисовал, милого, смешного.
В целом мире не найти друга мне такого!
Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь).
И глядит лукаво.
Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).
Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево,
Убегает вдаль река (посмотрим вдаль).
На другом большом рисунке
Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).
Упражнение для глаз «Белка и дятел».
Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево,
Дятла вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).
Вот орешки: раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).
И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).
Самомассаж отличное средство для стимуляции кинестетических мышц, участвующих в работе перифирического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализации мышечного тонуса данных мышц. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат. Дети выполняют массажные приемы самостоятельно. Процедура самомассажа проводится в игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка, вначале при наличии зрительного контроля, затем без него.
Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
***
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях :
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное звукопроизношение.
Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно –психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.
Список литературы:
В. М. Акименко. Новые логопедические технологии.
Н. С. Аммосова. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.
Н. М. Быкова. Игры и упражнения для развития речи.
Е. А. Дьякова логопедический массажассаж. М - 2005.
Н. С. Лопухина. Логопедия – речь ритм и движение.
Логопед 2004 № 6 с. 78 - 82