МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Речь и мышление на кончиках пальцев»

Наталья Стасуй
Программа дополнительного образования «Речь и мышление на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Одной из задач умственного воспитания детей любого возраста является развитие речи и мышления. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребёнком окружающего мира. Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности. Речь является главным фактором опосредования, ни одна форма психической деятельности не формируется без прямого или косвенного участия речи.

Публикация «Программа дополнительного образования „Речь и мышление на кончиках пальцев“» размещена в разделах

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Формированию речемыслительной деятельности дошкольников также способствуют продуктивные виды детской деятельности, поскольку в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т. к. речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. В программе «Речь и мышление на кончиках пальцев» продуктивная деятельность представлена несколькими блоками: нетрадиционные техники рисования, оригами, квилинг и др. Именно в этой части занятия дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений. Продуктивная деятельность создает основу общения, программирования и регуляции деятельности: ребенок учится сопровождать речью выполняемые, выполненные или подлежащие выполнению действия, подводит итог работы. Активизация ребенка обеспечивается эмоционально-положительным фоном деятельности. Комментирование действий обеспечивает многократность повторения речевого материала, связь слова с предметом, действием, признаком.

В системе обучения предусмотрена взаимосвязь между моторикой и звукопроизношением, моторикой и связной речи, моторикой и лексико-грамматическим строем речи, моторикой и высшими психическими функциями. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать зоны мозга, которые активно сопровождают развитие речевой зоны.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.

Цель программы «Речь и мышление на кончиках пальцев» : развитие всех компонентов речевой деятельности (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и речемыслительной деятельности до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребёнка, посредством развития мелкой моторики рук.

Основные задачи:

формирование

•словаря

•грамматического строя речи

•связной речи

•навыка диалогической речи

развитие

•фонематического восприятия и звукопроизношения

•просодических, ритмических компонентов

•ВПФ (память, внимание, мышление)

•мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту.

Реализация программы опирается на использование ряда психолого-педагогических принципов, основные из них: систематичность в работе над всеми компонентами речи, систематичность в занятиях, эмоциональный фон занятий, смена видов деятельности, вариативность наглядного, игрового, дидактического материала и речи, здоровьесберегающие технологии, разнообразие взаимосвязанных приемов при постепенном усложнении материала и видов работы с ним.

Сроки реализации и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся 4-5 лет. Общая продолжительность обучения составляет 64 занятия. План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю по 30 минут. В течение занятий происходит смена видов деятельность. Также есть небольшие игровые перерывы.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по программе «Речь и мышление на кончиках пальцев», в течение полного учебного года предполагается, что дети получают следующие основные знания и умения:

ребенок должен знать: названия предметов, действий, признаков, стихи; понимать, что для общения необходимо пользоваться не отдельными словами, а предложениями. У него должны быть сформированы первоначальные представления о системе языка, о звуках, неречевых и речевых, он должен знать артикуляцию отдельных звуков. Должен знать приёмы самомассажа рук;

ребенок должен уметь: вести беседу на обиходную тему, ориентируясь на вопросы и без них; строить фразу по демонстрируемому действию и по вопросам; придумывать предложения по серии картинок, по картинке; пересказывать простые тексты; выполнять по показу и называть артикуляционные упражнения (отраженно и самостоятельно); опознавать звуки по немой артикуляции, закреплять элементы звукового анализа.

ребенок должен владеть: навыками коммуникативного диалога, элементарными моделями словообразования и словоизменения; составлять уменьшительно-ласкательные формы существительных и прилагательных, пересчитывать предметы, правильно употребляя существительные с числительными; рассказывать о предмете: какой он, из чего сделан, что с ним можно делать или что он может делать; отвечать на вопросы и задавать их; запоминать и воспроизводить ситуации и слова, подражать в игре действиям и речи. Владеть разными приёмами сцепления пальцев («замок», «корзиночка» и др., выполнять различные движения кистями и пальцами рук («человечек», «пианино» и др.).

• ребенок должен владеть отраженной речью, производить мыслительные операции сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации сначала на предметном, а затем и на вербальном уровне, отгадывать и загадывать загадки, говорить интонационно правильно, выразительно, соблюдая необходимый ритм дыхания и адекватную содержания и ситуации высказывания громкость.

Календарно-тематический план

1-ый период обучения

Блок: Здравствуй, детский сад! Лексич. тема занятия: Игрушки

Блок: Краски осени. Лексич. темы занятий: Осень, Овощи, Фрукты, Деревья, Грибы

Блок: В мире животных. Лексич. темы занятий: Зимующие птицы, Дикие животные и их детёныши, Домашние животные и их детеныши, Домашние птицы и их птенцы.

Блок: Волшебница-зима. Лексич. темы занятий: Зима, Новогодний праздник, Зимние забавы.

2-ой период обучения

Блок: Человек. Лексич. темы занятий: Наше тело, Эмоции, Одежда, Обувь, Профессии.

Блок: Весна-красна. Лексич. темы занятий: Перелетные птицы, Мамин праздник, Весна.

3-ий период обучения

Блок: Мир вокруг нас. Лексич. темы занятий: Город, Дом и его части, Мебель, Предметы бытовой техники, Посуда, Продукты питания, Транспорт.

Блок: В ожидании лета. Лексич. темы занятий: Насекомые, Цветы, Скоро лето.

Итого 64 занятия

Содержание

1-ый период обучения

Направления работы:

Формирование словаря существительных, глаголов, прилагательных по лексическим темам блоков.

Формирование грамматического строя: уменьшительно-ласкательные слова, множ. число сущ. и гл., грамматические модели вин. и тв. падежей, согласование прил. и числительных с сущ., время и число глагола, различение глагольных форм муж. и ж. рода прошедшего времени, предложные конструкции (понимание и практическое усвоение) с предлогами НА, С.

Грамматические конструкции усваиваются имитативно, репродуктивно, в отраженном проговаривании.

Формирование связной речи. Составление простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, по серии картинок, по картинке, по знаково-символической деятельности.

Формирование навыка диалогической речи. Составление короткого описательного рассказа о предмете.

Формирование (развитие) фонематического восприятия и звукопроизношения. Ознакомление с артикуляционными органами с опорой на зрительные и тактильные ощущения. Выполнение артикуляционных динамических и статических упражнений. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации. Различение неречевых и речевых звуков. Знакомство со звуками [а], [у], [и] (артикуляция и звучание). Автоматизация изолированного звука, звука в составе сочетаний звуков и в составе слова.

Формирование (развитие) просодических, ритмических компонентов. Воспитание навыков управления физиологическим и фонационным (речевым) дыханием.

2-й период обучения

Направления работы:

Формирование словаря существительных, глаголов, прилагательных, наречий по лексическим темам блоков.

Закрепляется и пополняется изученный словарь с опорой на ситуацию, с социально-бытовым окружением ребенка.

Формирование грамматического строя. Понимание и употребление падежных конструкций существительных единственного числа в родительном, дательном и предложных падежах. Закрепление понимания муж., ж. о и ср. рода сущ.

Понимание и введение в речь предложных конструкций с предлогами В, ИЗ, ЗА, ПОД, К, ОКОЛО на фоне закрепления оптико-пространственных представлений и предметно-практической деятельности. Знакомство с антонимическими наречиями.

Знакомство с языковыми элементами разного уровня: звук, слово, предложение.

Формирование связной речи. Составление описательных рассказов с опорой на вспомогательные средства (мнемотехника). Умение устанавливать причинно-следственные взаимоотношения, задавать вопросы.

Практическое понимание того, что в предложении слова дружат, а в тексте (связной речи) – предложения.

Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения. Знакомство со звуками [о], [э], [ы], уточнение их звучания и артикуляции. Выработка навыков определять наличие звука в слове. Знакомство со слоговой структурой слова, проговаривание слов разной слоговой структуры.

3-й период обучения.

Направления работы:

Формирование словаря существительных, глаголов, прилагательных, наречий по лексическим темам блоков.

Формирование грамматического строя. Закрепление в речи предложных конструкций с предлогами на фоне закрепления оптико-пространственных представлений и предметно-практической деятельности.

Практическое закрепление представлений о языковых элементах разного уровня: звук, слово, предложение. Составление предложений со словом, группой слов.

Формирование связной речи. Пересказ коротких рассказов. Практическое понимание того, что в предложении слова дружат, а в тексте (связной речи) – предложения. Закрепление понятий в многообразии примеров.

Совершенствование фонематического восприятия и звукопроизношения на пройденном материале.

Статус программы : Разработана на основе системы занятий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста, авторов Т. Ю. Бардышевой, Е,Н. Моносовой.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Речевичок» Объединение "Речевичок" Педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДТ "Каскад" Петрова Светлана Олеговна Цель программы: формирование.

Памятка для родителей «Речь на кончиках пальцев» Памятка для родителей «Речь на кончиках пальцев» Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей Движения пальцев и кистей.

Программа дополнительного образования дошкольников ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Старший дошкольный возраст Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цели и.

Программа дополнительного образования «Игралочка» ПРОГРАММА «ИГРАЛОЧКА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Согласно.

Программа дополнительного образования «Мозаика из пластилина» ПРОГРАММА работы кружка «Мозаика из пластилина» (пластилинография) с детьми дошкольного возраста. «Руки учат голову, затем поумневшая голова.

Программа дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПРПрограмма дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПР Программа дополнительного образования дошкольников МБДОУ детского сада№8 (комбинированного вида) Г. Вязьмы Смоленской области по бисероплетению.

Программа дополнительного образования «Юный Математик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» Программа разработана.

Дидактические игры для развития мелкой моторики «Речь на кончиках пальцев»Дидактические игры для развития мелкой моторики «Речь на кончиках пальцев» Безусловно, желание каждого родителя - воспитать успешного, легко адаптируемого в обществе человека. И все мы знаем, какую роль играет яркая,.

Родительское собрание во второй младшей группе «Речь на кончиках пальцев» Родительское собрание во второй младшей группе «Речь на кончиках пальцев» 1 Слайд:В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук.

Журнал для родителей «Речь на кончиках пальцев» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Речь и мышление на кончиках пальцев»
Опубликовано: 28 ноября 2015 в 22:30
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Речь и мышление на кончиках пальцев»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Стасуй (УИ 271607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД