МААМ-картинки

Консультация для родителей «На кончиках пальцев»

Ирина Карпухина
Консультация для родителей «На кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Стало модным развивать малыша с пеленок. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Это самое благодарное времяпрепровождение.

Публикация «Консультация для родителей „На кончиках пальцев“» размещена в разделах

С раннего детства малышей привлекают всевозможные предметы. Им важно трогать, нанизывать, вынимать, переворачивать, катать и бросать все, что попадется на глаза. В этом возрасте ребенком правит ее величество манипуляция. Манипуляция – это различные действия с предметами, которые помогают маленьким исследователям узнать, изучить их свойства, а вместе с тем постигать и себя. В результате этого важного процесса формируются определенные представления о предметном мире, совершенствуется рука ребенка – один из важных органов, дающий толчок развитию мышления и речи.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Руки – это своего рода внешний мозг», писал Кант.

К двум годам у ребенка появляется желание все сделать самому, поэтому часто родители слышат : «Я сам». Чем больше ребенку будет предоставлена возможность проявить себя, тем лучше будет развиваться его мозг, стимулироваться развитие речи, творческие способности, фантазия.

Задача педагогов – обеспечить детей первой и второй младших групп всем необходимым для игры – манипуляции, предложить малышам совместную с нами, взрослыми, игру – манипуляцию. Для этого в групповой комнате создается соответствующая предметно-развивающая среда: формы с вкладышами, игрушки для нанизывания, вдевания, разрезные картинки, мозаика, шнуровки, баночки с горлышком различной толщины для вкладывания мелких предметов и т. д. Занимаясь с ребенком манипуляцией, взрослый обязательно должен проговаривать свои действия и побуждать к этому ребенка. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуку и переутомление.

Простые движения помогают убрать напряжение не только в самих руках, но и расслабить всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую работу, самую тонкую работу, - с раннего детства нужно развивать его руку: пальцы и кисть.

В младшем дошкольном возрасте идет активное обучение действиям с предметами, а старшем дошкольном возрасте стоит задача – доведение этих действий до автоматизма. Для этого воспитатель должен планировать работу по развитию мелкой моторики в специально организованной деятельности, совместной деятельности и создавать условия в повседневной деятельности детей.

В старшем дошкольном возрасте появляется больше возможностей для развития мелкой моторики рук. Дети взрослеют, и в совместной деятельности по художественному труду, рисованию, работе с ножницами, самообслуживанию они могут проявить свои способности. Для развития мелкой моторики в повседневной жизни для детей старших групп так же создаются условия в предметно-развивающей среде.

Великолепным инструментом для развития руки и кисти ребенка являются пальчиковые игры. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Эти игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А так как в большинстве пальчиковых игр применяются стишки, потешки, считалки, параллельно развивается и речь ребенка. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, что пригодится для успешного обучения в школе.

Пальчиковые игры могут применяться при проведении физминуток. В ходе физминутки детям предлагается как бы «сконструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т. д. Такая игровая деятельность вызывает у детей интерес и эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание.

В старших и подготовительных группах дети под руководством воспитателей в тетрадях в клетку начинают выполнять различные задания: рисуют палочки, дуги, овалы, круги и т. д. Это очень тонкая и сложная для детей работа, то есть идет подготовка руки к письму. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребенком двигательного и практического опыт, развития навыков ручной умелости.

Итак, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики рук, пальцевой умелости является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей.

В помощь воспитателям приводится таблица по оснащению предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

«Предметно-развивающая среда для развития мелкой моторики».

Действия предметно-развивающая среда и приемы обучения в младшем возрасте

1. Ощупывать.

- трогать пособия с покрытием из материалов разной фактуры (например, ладошки, цветочки, покрытие мехом, фланелью и т. д.) Образцы различных материалов

2. Закручивать.

- Вывинчивать пластмассовые бутылочки с закручивающимися крышками, крупный пластмассовый конструктор с гайками. пластмассовый и металлический конструктор

3. Надевать.

- Нанизывать, вдевать пирамидки различные, цветные шнуры и палочки для нанизывания цветных колечек и шариков, крупные бусы, шнуровки, крупный материал для конструирования, мелкие бусы различной формы, нитки для вдевания в иголку, цветные полоски для плетения, шнуровки, природный материал для конструирования и художественного труда, материал для вышивания, составления панно из ниток

4. Переворачивать.

- Опрокидывать баночки, коробочки, формочки, пирамидки различной формы, формочки для игр с песком, материал для игр с песком, водой, различные виды конструктора

5. Вталкивать,

- Вынимать, пересыпать бутылочки, баночки с горлышком разной ширины, мелкие предметы, семена для пересыпания, крупная мозаика, мелкая мозаика, природный материал для художественного труда и конструирования, материал для игр с песком и водой

6. Вкладывать, складывать, выкладывать, накладывать: материал для аппликации, коробочки разной величины для вкладывания друг в друга, книжки-ширмы, геометрические фигуры для накладывания и вкладывания, развивающие игры Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, разрезные картинки, кубики, матрешки Различный материал для аппликации и конструирования из бумаги и ткани, лото, домино, пазлы, развивающие игры Дьенеша, Воскобовича, Михайловой, палочки Кюизенера, счетный материал

7. Катать, бросать шарики, мячики разных размеров и цветов, ворота, дуги, Различные мишени, дуги, мячи разных размеров и веса, спортивные игры (теннис, бадминтон, серсо).

8 Работа ножницами. Материал для аппликации и ручного труда

9 Разрывание бумаги. Игровые задания для разрывания бумаги (например, «покормим курочек зернышками») Бумага для аппликации способом обрывания

10 Глина, пластилин, цветное тесто.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Театр на кончиках пальцев» Программное содержание: 1. Развивать двигательную активность кистей и пальцев рук. 2. Развивать речевую деятельность детей окрашивая ее эмоциональной.

Конспект родительского собрания «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» 2014 г. Цель: создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребёнка самореализации взрослых. Задачи: - Дать.

Консультация для воспитатлей «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев» Консультация для воспитатлей "Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев" «Источники способностей и дарований детей.

Мастер-класс «Гениальность на кончиках пальцев» учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категории Павлова О. В. МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев»[/b] Цель: 1. Показать.

Памятка для родителей «Речь на кончиках пальцев» Памятка для родителей «Речь на кончиках пальцев» Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей Движения пальцев и кистей.

Рекомендации для родителей «Ум ребенка на кончиках его пальцев. Пальчиковые игры» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. Сухомлинский Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека.

Родительское собрание «Развитие на кончиках пальцев» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56» компенсирующего вида Нижегородская область г. Дзержинск,.

Родительское собрание во второй младшей группе «Речь на кончиках пальцев» Родительское собрание во второй младшей группе «Речь на кончиках пальцев» 1 Слайд:В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук.

Ум на кончиках пальцев На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда.

Журнал для родителей «Речь на кончиках пальцев» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «На кончиках пальцев»
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 19:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «На кончиках пальцев»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Карпухина (УИ 336378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД