Полина Димиденко
Проект «Заповедные места Самарского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Заповедные места Самарского края
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. К сожалению, наши дети сегодня лишены многих невосполнимых богатств и сокровищ. Везде человек приложил свою «хозяйственную руку». Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, превратившиеся в болота озёра, уничтоженные за ненадобностью животные — вот наше наследие. И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и упорно будем восстанавливать, залечивать, выращивать добро, искоренять зло, то, может быть, природа вновь поверит нам, улыбнётся солнышком, прольётся живительным дождём. В этой борьбе за будущее человечества важное место занимаем мы, педагоги. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознании детей.
Публикация «Проект „Заповедные места Самарского края“» размещена в разделах
- Природа Самарской области
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Самарская область, Самара
- Темочки
Гипотеза:
Если в детском саду будут обеспечены благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.
Актуальность проекта :
Тема проекта «Заповедные места Самарского края» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: Ознакомление детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
• Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
• Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
• Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Самарского края.
• Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
• Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
• Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: апрель - сентябрь 2017 года
Ожидаемые результаты проекта :
• Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
• Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Продукты проекта :
• макеты уголков природы (4 – 5 шт);
• исследовательские работы детей;
• схемы проведения опытов собранные в альбоме;
• фотовыставки и выставки рисунков «Мой дом – природа», «Используй разумно».
• создание экологической тропинки на участке детского сада и ее описание;
• посадка деревьев, кустарников, цветов на участке (облагораживание цветника);
• изготовление скворечников, кормушек;
• создание дидактических игр экологической направленности (4 – 5 шт);
• педагогическая копилка: музыкальные записи, художественная литература с познавательным материалом о природе; сборник мультфильмов о жизни насекомых, животных, растений.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задач.
• Подбор информационного, демонстрационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
• Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной этап:
Работа с детьми:
Беседы на темы:
• «Что такое природа?»
• «Деревья нашего края».
• «О правилах поведения на природе».
• «Лес и наше здоровье».
• «Волга – колыбель моя»
Рассматривание картин и иллюстраций:
• П. С. Меньшикова «Дикие животные».
• С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
• Рассматривание «Красной Книги Жигулей»
• Рассматривание иллюстраций Самарских заповедников
Чтение произведений:
• В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
• Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
• А. Яшина «Покормите птиц зимой».
• В. Степанов «Животные наших лесов».
• Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
• Разучивание стихотворений о птицах, о животных,
о деревьях.
• В. Бианки «Лесной хор».
• «Самарский край ты наш родной!» Иванов В.
Загадывание загадок:
• О птицах.
• О диких животных.
• О деревьях.
• О природе.
Словотворчество:
• «Сказки о лесе».
• «Небылицы о природе».
Дидактические игры:
• «Природа – не природа».
• «Кто в домике живет?».
• «Найди перелетных и зимующих птиц».
• «Найди по описанию».
• «Найди, кого назову».
• «Опиши, а мы отгадаем».
• «Кого не стало?».
• «Чьи следы».
• «Назови ласково».
• «Кто где?».
• «Найди животное Самарской Луки»
Пальчиковые игры:
• «Есть у каждого свой дом».
• «Воробьи»;
• «Птички»;
• «Кто спит зимой?»;
• «Осенние листья»;
• «Дикие животные»;
• «Осень»;
• «Зима».
• «Зайка».
• «Сорока».
Игры на развитие дыхания:
• «Чей листок раньше улетит?»
Игры на развитие координации слова с движением:
• «На водопой»;
• «Медвежонок»;
• «Зайка».
• «Дикие животные».
Игровые упражнения:
• «Чему человек научился у птиц?».
• «Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
• «Лес шумит».
• «Хочу быть птичкой».
• «Кто живет в лесу?».
• «Дикие животные».
• «Птички».
Наблюдения:
• За сезонными изменениями в природе.
• За деревьями.
• За птицами.
• «Чьи следы?».
Труд в природе:
• Установка кормушек.
• Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
• Сбор природного материала для поделок.
Театральная деятельность:
• «На лесной опушке».
• «Чудесное превращение».
Подвижные игры:
• «Лиса и зайцы».
• «Белка».
• Эстафета «Собери мусор».
• «Охотники и утки».
• Хороводная игра «Во поле береза стояла».
Творческая деятельность:
• Конструирование «Кормушки для птиц».
• Рисование «Берегите природу».
• Рисование «Деревья нашего участка».
• Конструирование из бумаги «Хвойный лес».
• Лепка «Животные в лесу».
• Конструирование из бумаги «Береза».
• Мое любимое животное из Красной книги
Экспериментальная деятельность:
• Сравнение еловых и сосновых шишек.
• Сравнение веточек сосны и ели.
• Рассматривание семян деревьев.
• Посадка семян сосны, ели, березы, клена.
Оформление экологического панно:
• «Природа нашего края».
• «В весеннем лесу».
Оформление красной книги.
Оформление жалобной книги природы.
Оформление альбома
• «Эти интересные животные».
• «Перелетные и зимующие птицы».
• «Деревья нашего края».
Музыкальные презентации:
• «Природа Самарского края».
• «Правила поведения на природе».
• «Народные приметы».
• Просмотр видеосюжета «Красота Самарской Луки – отрада края»
• Просмотр слайдов «Пещеры Самарской Луки»
Экологическое развлечение
• «Лесная прогулка».
Акции:
• «Сбережем березку».
• «Живая елочка – зеленая иголочка».
Взаимодействие с семьей:
• Совместное изготовление родителей и детей макета «Леса Самарского края».
• Изготовление природо - сберегающих знаков.
• Буклет «Как я помогаю природе».
• Оформление книжек – малышек на тему «Природа родного края».
• Оформление фото выставки «Природа нашего края».
• Найти и выучить стихи:
- о любимом дереве родного края;
- о любимом диком животном Самарского края.
- о любимой птице родного края.
• Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок., примет, потешек, песенок о природе.
• Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.
• Трудовой десант «Дерево нашей семьи».
• Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».
Заключительный этап.
Работая над проектом «Заповедные места Самарского края» мы с детьми и родителями провели:
Конкурсы:
• «Кормушки для птиц»;
• Рисунков «Берегите природу».
Оформили:
• Экологическое панно «Природа нашего края».
• Карту «Жители Самарского края».
• «Красную книгу».
• «Жалобную книгу природы».
• Фотовыставка «Из жизни Самарской природы».
• Природо - сберегающие знаки.
• Книжки – малышки о природе.
• Книга «Каркушины рассказы».
• Макет леса.
Акции:
• «Сбережем березку».
• «Живая елочка – зеленая иголочка».
• «Самый красивый участок в детском саду».
Музыкальные презентации:.
• Природа Самарского края.
• Правила поведения на природе.
Подведение итогов.
В заключении хочется сказать,что работая над проектом
• У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
• Дети проявляют любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
• С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
• Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой де-ятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
• В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.