Светлана Кайданович
Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Ознакомление дошкольников и их родителей
с историей и современностью Самарского края»
Автор: Кайданович Светлана Михайловна
методист МБОУ «Гимназия № 9» структурное подразделение Детский сад г. о. Тольятти
Перечень предоставленных конкурсных материалов:
1. Заявка
2. Согласие на обработку персональных данных
3. Проект (текст)
4. Приложение к проекту
- авторские методические разработки
- дипломы и грамоты
- материалы по проекту
Публикация «Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края» размещена в разделах
- отзывы родителей
- отчеты о поисковых экспедициях
- презентации по работе с родителями
- статьи для родителей в садовой газете «Узнавай – ка»
- план работы
- программное обеспечение
- информационное обеспечение
- организация дополнительных образовательных услуг
- технологии
- результаты анкетирования родителей
- видео – работа с родителями
- программы дней открытых дверей
Проект «Ознакомление дошкольников и их родителей
с историей и современностью Самарского края»
Данный долгосрочный проект предназначен для родителей (законных представителей) и обучающихся дошкольного возраста в рамках реализации Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области.
В соответствии с ФГОС ДО, с планом реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, представленного как шестая образовательная область, направленная на реализацию регионального компонента «Патриотическое воспитание» посредством введения программы патриотического воспитания для воспитанников дошкольного возраста «Я живу на Самарской земле» ( авторы: Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Козлова А. Ю., Ошкина А. А., Сидякина Е. А., 2014г, разработанной на основе Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области, была выдвинута цель проекта – вовлечение родителей в процесс формирования основ патриотизма и предпосылок гражданственности у дошкольников, воспитание будущих достойных граждан России.
Для достижения данной цели перед педагогическим коллективом были поставлены следующие образовательные задачи проекта:
- воспитать у дошкольников и их родителей любовь к родному городу (краю, стране, бережное отношение к культурному наследию города (края, страны);
- сформировать навыки поисково-исследовательской деятельности через развитие познавательных интересов у воспитанников и активное участие родителей в данном виде деятельности.
Данные задачи решались через реализацию четырех направлений регионального компонента ООП ДО «Патриотическое воспитание» : военно-патриотическое, гражданское, духовно-нравственное и историко-краеведческое воспитание посредством организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада (перечень оборудования, средств обучения и воспитания прилагается в приложении).
Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности через развитие познавательных интересов у воспитанников происходит в реализации совместной с родителями проектной деятельности, при проведении опытов и экспериментов, при организации и проведении целевых тематических экскурсий и поисковых экспедиций, в рамках мероприятий городского сетевого межведомственного взаимодействия с учреждениями образования и культуры города.
Задачи проектируемого процесса (родители + воспитанники) :
1.1. Способствовать формированию интереса к культуре народов ближайшего национального окружения.
1.2. Формировать представления о духовно-материальных ценностях народов ближайшего национального окружения.
1.3. Формировать умения, применять полученные знания о народах ближайшего национального окружения в практической деятельности.
1.4. Воспитывать чувства гордости, толерантное отношение к народам ближайшего национального окружения, уважения к обычаям и традициям.
2.1. Вызвать у родителей интерес к проблеме ознакомления детей с народами ближайшего национального окружения.
2.2. Привлекать родителей к процессу приобщения детей к культуре и обычаям народов ближайшего национального окружения.
3.1. Создать условия для организации совместного досуга с родителями.
3.2. Организовать взаимодействие ДОУ с семьей в процессе приобщения детей к культуре народов ближайшего национального окружения.
Механизм реализации проекта
1. Организация и проведение совместных тематических мероприятий, вовлечение родителей в активную проектную деятельность.
2. Внедрение современных интерактивных технологий (видео-занятие, «лесенка успеха», виртуальная экскурсия, лэпбук и др.).
3. Организация и проведение поисковых экспедиций по территории Самарского края.
4. Участие воспитанников и их родителей в очных и заочных конкурсах, фестивалях и т. д.
5. Размещение материалов реализации проекта на информационных стендах, на сайте учреждения.
6. Получение обратной связи от участников проекта (анкетирование, отзывы, видеоматериалы).
Организация практической деятельности (формы работы с родителями и детьми)
Военно-патриотическое воспитание:
- совместные экскурсии к памятным местам, в Краеведческий музей, в музей военной техники ВАЗА, в Парк Победы;
- подготовка и организация тематических выставок, посвященных памятным дата, изготовление поделок и сувениров для ветеранов войны и труда;
- создание фотоальбомов об истории своей семьи;
- консультации, семинары-практикумы, тренинги, мастер - классы;
- выпуск устных журналов и газет, буклетов, памяток-рекомендаций; подборка книг в мини-библиотеки;
- организация встреч с интересными людьми (ветераны войны и труда);
- участие в проектной деятельности; участие в акции «Подарок для ветерана», «Голубь мира».
Гражданское воспитание:
- консультации, беседы с родителями по вопросам семейного воспитания;
- родительские собрания, «круглые столы», выставки - презентации;
- экспресс – опрос, анкетирование;
- родительская гостиная, родительский клуб «Давайте, дружить»;
- составление семейного календаря «Памятные даты моей семьи»;
- составление альбомов семейных сочинений «Наше лето», «Мой день рождения», «Семейные традиции», «Тайны бабушкиного сундучка»;
- организация совместного экологического субботника «Посади дерево»;
- ведение социального паспорта с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание:
- родительские собрания на этически-нравственные темы; лекторий для родителей;
- дни открытых дверей, открытые показы образовательного процесса;
- посещение утренников, музыкальных праздников;
- вечера вопросов и ответов;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные материалы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, подборка литературы;
- индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка).
Историко-краеведческое воспитание :
- экскурсии в Краеведческий музей
- оформление мини-музеев в группах;
- совместные детско-родительские викторины, тематические часы;
- совместное изготовление макета города Ставрополя – на - Волге;
- составление портфолио проектной деятельности «Герб моей семьи», «И прошлого связующего нить…», «Наши прадеды», «Подвиг народа» и др. ;
- организация экскурсий на ГЭС имени В. И. Ленина, АвтоВАЗ;
- организация и проведение поисковых экспедиций по Самарской области, районам среднего Поволжья;
- участие в целевых экскурсиях и прогулках по городу;
- издание книжек - самоделок, фотогазет, видеоотчетов об экскурсиях по родному городу;
- придумывание и изготовление семейной символики.
Полученные результаты
Особенности содержания и вовлеченность воспитанников и их родителей в образовательные программы (% от количества детей в детском саду) :
№ Тематика занятий Возрастная группа % вовлеченности
1. Обзорные экскурсии Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%
2. Тематические занятия Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%
3. Творческие занятия средняя, старшая, подготовительная 80%
4. Экскурсии, путешествия Младшая, средняя, старшая, подготовительная 60%
5. Создание мини-музеев в группах средняя, старшая, подготовительная 80%
6. Школа экскурсоводов подготовительная 50%
Результативность деятельности:
по разделу родители + воспитанники :
- воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему своего города, края : увеличение % детей и их родителей, включенных в реализацию проектной деятельности с 26% в 2014-15 уч. г. до 38% в 2015-16 уч. г. и 58% в 2016-17 уч. г. ;
- формирование позиции созидания: увеличение доли воспитанников, включенных в самостоятельную творческую деятельность: с 34% в 2014-15 уч. г. до 46% в 2015-16 уч. г. и 54 % в 2016-17 уч. г. ;
- воспитание заинтересованного исследователя, способного дать эмоционально-нравственную оценку происходящему: увеличение % детей и их родителей, участвующих в поисковых экспедициях, городском сетевом взаимодействии с 8% в 2014-15 уч. г. до 12% в 2015-16 уч. г. и 18% в 2016-17 уч. г.
по разделу педагоги:
- выработка и освоение педагогическим коллективом нового подхода к организации образовательного процесса по формированию навыки поисково-исследовательской деятельности: увеличение доли педагогов, реализующих инновационные педагогические технологии с 34% в 2014-15 уч. г. до 46% в 2015-16 уч. г. и 62 % в 2016-17 уч. г. ;
- увеличение % педагогов, участвующих в мероприятиях городского сетевого межведомственного взаимодействии с 24% в 2014-15 уч. г. до 38% в 2015-16 уч. г. и 53 % в 2016-17 уч. г.
Перспективы развития проекта:
1) в рамках формирования вариативности, полифункциональности, трансформируемости развивающей предметно-пространственной среды детского сада разработать совместно с родителями обучающихся игры – путешествия, лэпбуки с маршрутами по картам Самарского края, города Тольятти, комплекс интерактивных дидактических игр и упражнений по темам: «Наш город Тольятти», «Родина – Самарский край», «Жигулевский заповедник – Самарская Лука», «Достопримечательности Самарского края», «Растительный и животный мир Самарской губернии» и другие (в соответствии с возрастными особенностями дошкольников) для развития познавательных интересов воспитанников с использованием интерактивных и мультимедийных технологий;
2) увеличить долю воспитанников и их родителей, реализующих метод поисково-исследовательской деятельности (поисковые экспедиции, расширение экспозиции музея предметов «Домовенок») посредством привлечения шефской помощи ОАО «КуйбышевАзот»;
3) увеличить долю воспитанников и их родителей, участвующих в мероприятиях городского сетевого межведомственного взаимодействии через реализацию программ «Я живу на Самарской земле», «Ручейки времени» (заключение договоров о взаимном сотрудничестве с краеведческим музеем, МБОУ ДО ДТДМ, ДОУ города, реализующих проектную линию «Тольятти – город толерантности»).