Елена Карандей
Проект «Занимательная Астрономия»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Проект «Занимательная астрономия»
Авторы проекта : Карандей Елена Викторовна
Срок реализации проекта : 1 месяц
Тип проекта : познавательно-творческий
Участники проекта : дети старшей группы «Одуванчик», родители и педагоги
Актуальность
Интерес к науке Астрономии пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки вселенной будоражат воображение всегда, ведь Солнце, Луна, звёзды - это всё кажется таким близким, и в то же время таким далёким.
Публикация «Проект „Занимательная Астрономия“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как всё не изведанное будоражит детскую фантазию и даёт возможность самому в процессе игры воображения до конца представить неизведанный космос.
Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, о Солнце как о звезде, планетах Солнечной системы.
Данный проект направлен на обогащение полученных знаний и возможности применения их в различных видах деятельности.
Проблема
Проанализировав свои знания и знания родителей и детей, я увидела с одной стороны важность ознакомления детей с наукой Астрономией, и насколько не достаточен уровень знаний об этой науке с другой стороны. Так же, это имеет большое значение и в формировании познавательного интереса в дошкольном возрасте. А это процесс сложный и многогранный.
Цели и задачи проекта
Цель:
формирование у детей старшего дошкольного возраста первоначальных представлений о космосе, о Солнце как о звезде, планетах Солнечной системы.
Задачи проекта :
• Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
• Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.
• Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
• Развивать творческую инициативу, самостоятельность в совместной деятельности.
• Воспитывать стремление помогать друг другу, желание работать в коллективе.
• Познакомить детей с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
• Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
• Расширение словарного запаса, развитие речи.
Тип проекта : познавательно-творческий
Продолжительность: 1 месяц (долгосрочный)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Краткое содержание проекта
«Занимательная астрономия»
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звё зды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звё зды:
Рядом кажутся они.
Пояснительная записка.
Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе и науке Астрономии.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный (информационный) :
Подбор иллюстраций о космосе, солнечной системы.
Подготовить презентации о космосе, о планетах и созвездиях, об Астрономии.
Оформление книжной выставки.
Подбор мультфильмов на тему космоса.
Разработка конспектов НОД.
Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.
Картотека опытов и экспериментов по теме «Космос»
Составление картотеки игрового материала на заданную тематику.
Подготовка развлечения: «Загадочная Астрономия»
Подготовка творческого отчёта на закрытии «Научной лаборатории»
Подбор и составление консультаций для родителей по заданной тематике
II этап - основной. Познавательно-исследовательская и творческая деятельность:
Проведение бесед на тему «Космос»
НОД по заданной тематике (лепка, рисование, «Солнечная система»)
Работа с родителями: изготовление макетов солнечной системы и планет, разучивание стихов.
Опыт «Космос в банке», «Луна», «Солнечная система».
Сюжетно-ролевые игры («Космонавты», «Путешествие на Луну», «Строители» сюжет «Строим космодром»
Дидактические игры («Найди пару», «Мое созвездие», «Подбери словечко», "Медвежонок в космосе«, "Ориентируемся по звездам «и т. д.)
III этап. Продукты проекта :
Проведение комплексного развлечения «Загадочная Астрономия» совместно с физкультурным работником;
театрализация, чтение стихов, отгадывание загадок, эстафеты, конкурсы, сюрприз для родителей-просмотр фильма-подведение итогов (опыты, результаты продуктивной деятельности;
выставка детского творчества по заданной тематике в группе и на центральной выставке детского сада;
создание мини-музея «Загадочный и таинственный»;
презентация проекта на закрытии «Научной лаборатории» в детском саду (приложение)
План реализации проекта :
Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о планетах солнечной системы. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов» :
- Что знаю?
- Чего хочу узнать?
- Как узнать?
Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности: «Что я знаю о планетах солнечной системы и космических телах? "Что я хочу о них узнать?"; "Каким способом я о них узнаю?»
На втором этапе проводились беседы с родителями о важности данной проблемы, привлечение их к помощи в поиске информации по теме проекта, изготовление совместно с детьми макетов планет и солнечной системы, разучивание стихотворений и сочинение рассказов по заданной теме о каждой планете,о космических телах, о созвездиях, о метеоритых и т. д. Родители с детьми проводили опыты и эксперименты, создавали презентации по выбранной теме.
Кроме того, определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта.
Третий этап строился на основе интеграции образовательных областей: «Социально-rоммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Образовательная деятельность осуществлялась педагогами в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, например, на обед подавались «космические блюда», дети попадали на завтрак через «чёрную дыру».
Для активизации активного словаря детей использовалось составление описательных рассказов о планетах и созвездиях, речевые упражнения «Угадай по описанию», придумывание сказок и историй, использование раскрасок, как образца для прорисовывания строения солнечной системы и созвездий. Были подобраны подвижные игры на тему «Космос» (приложение 2, дидактические игры (приложение №3) и создана картотека опытов (приложение 1).
На заключительном этапе проекта состоялось комплексное развлечение «Загадочная Астрономия»; сюрприз для родителей-просмотр фильма-подведение итогов (опыты, результаты продуктивной деятельности; выставка детского творчества по заданной тематике; создание мини-музея «Загадочный и таинственный», презентация проекта на закрытии «Научной лаборатории» в детском саду (приложение 4).
Игра-путешествие «Большое космическое путешествие»
(подготовительная к школе группа)
Цель: Совершенствование умений взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе игровых действий.
Задачи:
- расширять кругозор детей;
-закреплять знания и представление о предметах и явлениях окружающего мира;
- развивать познавательный интерес детей;
- обогащать и активизировать словарь;
- совершенствовать певческие и танцевальные умения детей;
-побуждать к импровизации игровых и танцевальных движений;
-развивать физические качества детей: ловкость, меткость, скорость и т. д;
Предварительная работа: беседы о космосе и космонавтах, разучивание песен, творческие задания «Невесомость», «Танец роботов», «Танец звездочек».
Ход игры- путешествия
В группу входит педагог-ведущий с коробкой в руках:
-Здравствуйте, ребята! А я к вам не с пустыми руками (показ красиво оформленной коробки). Конечно, посмотрим ее содержимое (показ картинок из коробки) Какой темой можно объединить все эти изображения (космос) Да, вы правильно определили, сегодня я хочу с вами поговорить о космосе и не только поговорить, но и, как наш космонавт Юрий Гагарин, совершить космическое путешествие. А вам интересно такое путешествие? Но тогда осталось лишь подготовиться. Как должен выглядеть путешественник? (дети дают предположительные ответы об одежде путешественников). И в этом нам поможет содержимое моей коробки (показ элементов одежды)
Вы идете готовиться к полету, но как только услышите музыку - это будет сигнал для сбора.
(Дети уходят переодеваться)
Звучит песня «Если очень захотеть, можно в космос полететь», которая является сигналом для сбора детей.
Дети проходят в приемную,где каждый произносит Пароль на «вход в игру»(понятия о космосе).
Дети продолжают движение по лестнице, повторяя за педагогом-ведущим слова речевки.
Педагог-ведущий:
-Чтобы не скучать в пути,за мной слова дружнее повтори. (по типу «эхо»)
Ждут нас быстрые ракеты-
Для прогулок по планетам-
На какую захотим -
На такую полетим!
Самым дружным будет наш-
Развеселый экипаж.
Педагог-ведущий: Мы прибыли в Центр подготовки к полетам! (компьютерный класс, где дети видят визуальный ряд (компьютеры) «Солнечная система» в онлайн-режиме)
Педагог-Ведущий: Посмотрите, что вы видите на экранах компьютеров? (планеты солнечной системы)
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен.
У них калейдоскоп космических имен
(дети переходят от компьтера к компьютеру, называют планеты)
Педагог-Ведущий: Вы готовы прямо завтра записаться в космонавты?. Космонавтом можешь стать, если будешь много знать.
Космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит…
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Педагог-ведущий показывает Презентацию «Космические загадки»(в приложении. Скачана с сайта "детские презентации", где дети дают свои ответы.
Педагог-Ведущий: Да,Солнечная система огромна и для путешествий нужен особый транспорт
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
Педагог-Ведущий: Собираемся в полет, Строим новый звездолет.
Вот перед вами части звездолета - соберите и приготовьте транспорт в путь.
«Собери ракету из геометрических частей»
Звездолет мы смастерили,
А багаж собрать забыли.
Педагог-Ведущий: На космическом корабле нет ничего лишнего, случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нужны во время космического путешествия.
Карточки-схемы «Выбери только нужные для космонавта предметы»
Легко можно с курса сбиться,
В трех планетах заблудится,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… света
Педагог-Ведущий: Но прежде чем мы начнем ее составлять, важно решить, будем ли мы путешествовать по Солнечной системе, среди известных нам планет, или же отправимся за ее пределы, туда, где никто никогда еще не бывал, чтобы самим сделать великие открытия? Давайте придумаем свой космос!
В небе звезды ярко светят
И ракету нашу ждут.
В космос мы сейчас проложим
Наш космический маршрут.
На экране появляется звездная карта, одна из звезд начинает мигать и пульсировать. Звучит Голос о помощи. Дети определяют, что надо скорее отправиться на неизвестную планету и оказать помощь.
Педагог- ведущий:
Фонопедическое упражнение «Ракета»
Проверяем топливо. - Дети произносят «ш-ш-ш.».
Открываем и закрываем люки. - Делают glissando вверх и вниз на звук [а].
Проверяем радио. - Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах. педагог показывает высоту звука рукой.
Включаем двигатель. - Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью.
Педагог-ведущий:А с песней и в космосе интересней.
Песня «Все готово для полета» муз. и слова В Иванникова
Педагог-ведущий: Если у нас звездная карта, то что в космосе нам укажет путь? Какие ориентиры можно найти? Звезды. Тогда скорей по звездному пути на помощь к неизвестной планете,ракета, лети! начинаем отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 Старт.
Дети под музыку марша выходят в коридор,где двигаются разными видами шага по направлению звезд.
Педагог-Ведущий
1. Вот выходит на парад Дети маршируют друг за другом
Наш космический отряд.
2. Мы взлетаем высоко, - Идут на носочках с поднятыми вверх руками
Мчит ракета быстро.
3. Полетим мы далеко - Шаг на пятках с разведенными в сторону руками
К звездочкам лучистым. -
4. Вокруг звезд мы облетели, - Кружатся с продвижением вперед
Выйти к звездам захотели.
5. Здесь ландшафт довольно сложный, - Широкий и высокий шаг
С высоты свалиться можно.
Осторожно ты шагай,
И холмы не задевай-
6. Пещеры, расселины, трещины почвы - Боковой приставной шаг
преодолеем в скафандре мы прочном.
7. Снова дальше летим, - Шаг на носочках, руки делают «окошко»
В иллюминаторы глядим.
Дети с педагогом подходят к музыкальному залу.
Педагог-Ведущий: Внимание,внимание!Перед нами неизвестный космический объект, все готовы совершить выход в открытый космос чтобы спуститься на эту планету? Мы попадаем в состояние невесомости.
Педагог- Ведущий (на фоне музыки) :
Когда ты в космосе, мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты – вот так новость,
Ведь это невесомость.
В космосе все невесомое.
«Невесомость и центрифуга». Двигательное упражнение на различение характера музыки.
Педагог- Ведущий: Поздравляю вас с успешным приземлением. Но есть ли жизнь на этой планете?
Музыка. Появляется Робот (взрослый)
Лироб:Приветствую вас, Я-Лироб с планеты Лунотопия, моя планета состоит из железа и живут на ней лиробы. А вы откуда пришельцы?
Педагог- Ведущий (вместе с детьми дают ответы) :Мы с планеты Земля, мы получили вас сигнал о помощи,что случилось?
Лироб: Над нашей планетой пролетела магнитная буря и мои друзья лиробы сломались, а мои подружки Звездочки перепутали свои созвездия. Мне очень грустно! Ни друзей,ни красоты в небе.
Педагог-Ведущий: Дети, поможем Лиробу, не оставим его в беде? Для начала Лиробу улучшим настроение, как это можно сделать? (дети дают свои ответы)
Исполняется песня «Робот Бронислав» А. Пряжников
Лироб: Благодарю, вас мои маленькие пришельцы
Педагог-Ведущий: Ну а теперь займемся главным. Кто хочет починить его друзей,подойдите к столикам.
«Почини Лироба» - выложить на изображение робота недостающие части фигуры и одежды.
Педагог-Ведущий: А кто хочет исправить космические созведия-подойдите к звездам.
«Сложи созвездие с помощью ленточек и звезд» (по схемам) Задания выполняются под легкую фоновую музыку на космические темы.
Лироб: Чудесно, красота все в порядке. И мои друзья Лиробы, и подружки звездочки,можно теперь и поиграть всем вместе.
Подвижная игра на различение характера музыки «Роботы и звездочки»
Лироб:Молодцы. все были очень внимательны и никто не сбился с курса.
От радости я готов танцевать, а вы будете мне помогать? А если вы устали,отдохните на Упавших метеоритах. они уже охладели и застыли,прекрасное место для отдыха.
Общий танец «Роботы-Лиробы» (танцуют желающие дети) остальные присаживаются на пуфики «Упавшие метеориты».
Лироб:Вы такие веселые и дружные, а как быстро мне помогли в беде, видимо, жизнь на Земле легкая и счастливая? (дети дают ответы о жизни на Земле)
Педагог-Ведущий:Да,жизнь на земле очень разнообразная и яркая. Во многом нам помогает музыка, не дает падать духом и слабеть.
Лироб:Музыка? а что -это? а какая она, ваша земная музыка?
Педагог-Ведущий: А мы не просто расскажем, а в игре мы все покажем
Интерактивная игра «Что мы знаем о музыке»
Педагог-Ведущий:Земной мир такой чудесный, разноцветный и прелестный Всегда нас радует Земля- и об этом для Лироба потанцуйте, детвора.
танец с тканью и цветными лентами «Я рисую мир»
Лироб:Красота,красота, удивили вы меня.
Педагог-ведущий:Нам пора двигаться дальше. Ты,Лироб,не подскажешь маршрут?
Лироб: Я никогда не был дальше своей планеты Лунотопия, потому что путь преграждает «Черная дыра». А я же весь из железа и не могу пройти через это испытание. А вы сможете его преодолеть. Я желаю вам удачи и счастливого пути.
Дети прощаются с Лиробом и идут к «Черной дыре», проходят препятствие и двигаются по коридору, где их встречает «Метеоритная буря»
Педагог-Ведущий: Внимание, внимание! Только что пролетела метеоритная буря и осколки метеоритов мешают нашему полету. Надо срочно освободить путь. Красные шарики- вот в этот мешок, а зеленые шарики-вот в этот мешок.
Аттракцион «Собери шарики по цвету».
Педагог– Ведущий: Сколько трудностей таит космический маршрут. Думаю, что на сегодня нашим маленьким путешественникам уже достаточно приключений. Продолжим наше путешествие после отдыха. Согласны?
Пришла пора прощаться
И на Землю возвращаться.
Космонавты по местам!
Старт давайте кораблям.
Дети: Пять, четыре, три, два, один –
Снова в космосе летим!
Движение по коридору с речевкой «Мы с планеты возвратились»
На скорости космической летим, летим, летим.
По дому мы соскучились, и встретиться хотим.
Дети двигаются по коридору легким бегом,руки сцепленны впереди «ракетой»Возвращаются в «Центр подготовки к полетам»(на компьютерах выставлена Земля)
Педагог-Ведущий: Поздравляю вас с успешным полетом и возвращением на Землю. Вам понравилось наше космическое путешествие? а что особенно запомнилось? кого встречали? на какой новой планете побывали? Чтобы сохранить наши впечатления-сделаем общую космическую фотографию.
Продуктивная работа «Космические друзья»
Педагог-Ведущий:А в заключении-вкусное космическое угощение. вы очень старались и у вас все получалось, подкрепитесь… (раздача угощения)
Педагог-Ведущий: Позади космические дали и наш звездный маршрут, который вы прошли с честью и сноровкой. А впереди вас ждет большое школьное путешествие, которое тоже потребует от вас немалых усилий Какие качества вам помогали в полете и вы их возьмете для школьного путешествия?
пароль на выход «Мои качества путешественника»
Вторая часть путешествия проходит на следующий день. Дети получают в группе письмо-приглашение от Прызурика на планету Прызурию. Движение по коридору проходит в сопровождение тех же речевок. Эта часть путешествия проходит в спортивном зале, где дети вместе с роботом Прызурием овладевают различными тренажерами, играют в подвижные игры на ловкость,сноровку и силу.