Татьяна Талапанова
Проект в старшей группе «Весёлая, занимательная геометрия»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Информационная карта проекта.
2. Актуальность.
3. Проблема проекта.
4. Цели и задачи проекта.
5. Предполагаемый результат.
6. Формы реализации проекта.
7. Этапы проекта.
8. План реализации проекта.
9. Содержание проекта.
10. Результаты проекта.
11. Приложения.
Тип проекта : познавательно – творческий.
Публикация «Проект в старшей группе „Весёлая, занимательная геометрия“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники группы 5-6лет, родители.
Место проведения: СП «Детский сад №3 ГБОУ СОШ №30 г. о. Сызрань», расположенный по улице Октябрьская, дом. 21.
Организация деятельности участников проекта : взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
Срок реализации: краткосрочный (с 1 11.2016- 25.11.2016г.);
старшая группа №1.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Б. Паскаль:
Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным.
Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников. Развивающие задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы. Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.
ПРОБЛЕМА.
Тема проекта была выбрана не случайно. Наступил новый учебный год, дети перешли в старшую группу. Во время прогулок, занятий, режимных моментов, я стала замечать, что многие дети, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. Даже в играх со счетными палочками, дети, которые раньше легко составляли различные фигуры, стали затрудняться их называть. Так возникла проблема. Было принято решение помочь детям. Для этого я решила привлечь детей и родителей к проектной деятельности, в которой дети, расширят новые и закрепят ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире – мире геометрических фигур.
ПРОЕКТ «ВЕСЁЛАЯ, ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Участники проекта : дети старшей группы №1, родители, воспитатель.
Цель проекта : Закрепить знания о геометрических фигурах. Создать условия для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечить развитие познавательных, творческих способностей детей, мышления в ходе реализации проекта.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей умение включаться в разнообразную совместную деятельность, доводить начатое дело до конца, развивать творческий потенциал средствами проектной деятельности.
2. Совершенствовать умения различать и называть плоские и объёмные геометрические фигуры, умение раскладывать их по качественным признакам – цвет, форма, величина.
3. Развивать внимание, память, воображение, речь, мелкую моторику рук в различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование).
4. Развивать и поддерживать интерес к математике, умение работать в парах, группах, коллективе.
Предполагаемый результат: В ходе реализации проекта дети смогут закрепить и систематизировать знания о геометрических фигурах, телах, а так же развить познавательные, коммуникативные, творческие способности.
Формы работы:
Рассматривание плакатов, беседы и загадки о геометрических фигурах и телах, составление описательных характеристик фигур.
Создание в группе предметно – развивающей среды математической направленности.
Творческие игры.
Просмотр развивающих и обучающих мультфильмов.
Настольные и дидактические игры.
Творческая продуктивная деятельность детей математического содержания.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный.
Определение темы и цели проекта
Формирование интереса к теме проекта.
Подбор демонстрационного и раздаточного материала, дидактических, настольных, развивающих игр, видеоматериала.
Определение срока проекта и его участников.
Постановка целей и задач проекта перед родителями.
2 этап – практический.
Формирование знания о геометрических фигурах и телах, развитие творческих умений и навыков.
Беседы по определению отличительных признаков геометрических фигур, их описанию. Просмотр мультфильмов о геометрических фигурах и телах, изготовление дидактических игр. Чтение стихов, отгадывание загадок.
Занятия творчеством: рисование, аппликация, конструирование, сочинение сказок.
3 этап - результативный.
Самореализация участников проекта и оценка результатов.
Выставка творческих работ детей.
Организация фотовыставки «Путешествие в страну Весёлая геометрия».
План реализации проекта.
Работа воспитателя
с родителями. Пополнение математического уголка в группе играми. Привлечь родителей к подбору дидактических и настольных игр, плакатов, изготовлению наглядного и раздаточного материала.
Анкетирование родителей.
Папка-передвижка «Знает ли ваш ребёнок геометрические фигуры?»
Консультация для родителей «Весёлая, занимательная геометрия дома».
Работа воспитателя и
детей, с учетом интеграции образовательных областей 1. Познавательное развитие.
Беседы о геометрических фигурах и телах, с показом иллюстраций, плакатов.
Просмотр развивающих и обучающих мультфильмов «Геометрия для детей. Паровозик Чух-чух и плоские геометрические фигуры» часть 1,часть 2 и «Учим объёмные геометрические фигуры с паровозиком Чух-чухом», часть 1.
2. Социально-коммуникативное развитие.
Творческая игра - «Путешествие в город геометрических фигур». Дидактические игры: «Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Чудесный мешочек», «Залатай коврик», «Сосчитай все фигуры», «Каких фигур недостаёт?», «Сложи рисунок», «Залатай коврик», «Геометрическая мозаика на магнитах», «Закончи ряд».
Настольные игры: «Геометрическое лото», «Подбери по форме», «Весёлая логика».
Развивающие игры: «Блоки Дьениша», «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», игры с палочками Кюизенера - «Сделай фигуру», «Построй по схеме», «Сложи квадрат».
3. Речевое развитие.
Презентация детьми своей сказки о геометрических фигурах.
Беседы и загадки о геометрических фигурах и телах, составление описательных характеристик фигур.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Выполнение аппликации «Зверята из геометрических фигур», рисование геометрических фигур по трафаретам, Рисование «Геометрическая сказка»,
Игры по конструированию: игры с палочками,
«Улица в городе Геометрии».
5. Физическое развитие.
Рисование геометрических фигур по клеточкам, штриховка, рисование их по трафаретам, «Волшебные картинки»,
П/и «Найди свою фигуру», «Поймай мяч».
Совместная работа родителей с детьми. Презентация сказки о геометрических фигурах.
Рисование и штриховка геометрических фигур по клеточкам.
Образовательная деятельность
Задачи
Познавательное развитие. Закреплять знания и представления о геометрических фигурах и телах в интересной занимательной форме. Учить их классифицировать по определённым признакам, видеть их сходство и различие. Упражнять в разгадывании загадок о геометрических фигурах и телах. Упражнять узнавать геометрические фигуры и тела в окружающих нас предметах. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Художественно-эстетическое развитие Развивать творческие умения и навыки, закреплять умение располагать на листе геометрические формы, создавая фигуру животного. Развивать навыки рисования по придуманной сказке.
Речевое развитие Развивать навыки речевого общения, отвечая на поставленные вопросы, объясняя свою позицию. Развивать монологическую речь. связно и доказательно говорить, закреплять названия геометрических фигур.
Социально-коммуникативное развитие Развивать у детей интерес к математике, умение использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры, объединяясь в пары, группы. Поддерживать интерес ко всему новому, развивать навыки коллективной деятельности. Способствовать овладению мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Физическое развитие
Развитие мелкой моторики, внимания, зрительно-двигательной координации.
Содержание проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
№ Мероприятия Задачи Участники Сроки
1 Создание проблемной ситуации для детей и родителей.
Выявление знаний по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы №1. Оповещение родителей о проектной деятельности в группе. Дети, родители, воспитатель. 1.11- 3.11. 2016г.
2 Подбор дидактических и настольных игр, плакатов, наглядного и раздаточного материала, материала к разным видам деятельности. Обсудить цели и
задачи проекта,
заинтересовать родителей по созданию условий для реализации проекта. Привлечь их к пополнению группы математическими играми, изготовлению пеналов с геометрическими фигурами. Воспитатель, родители. 1.11 – 3.11.2016г.
3 Провести анкетирование родителей на тему: «Математика для Вашего ребёнка».
Повысить интерес родителей к предстоящей проектной деятельности. Воспитатель, родители. 2.11.2016г.
4 Папка – передвижка «Знает ли ваш ребёнок геометрические фигуры?» Привлечь родителей к формированию интереса у детей при работе с геометрическими фигурами, проинформировать о том, какие геометрические фигуры и тела должен знать и называть ребёнок в старшей группе. Воспитатель, родители 1.11.2016г.
5 Консультация для родителей «Весёлая, занимательная математика дома». Привлечь родителей к индивидуальной работе с ребёнком дома, закрепляя полученные знания в детском саду. Воспитатель, родители. 3.11.2016г.
2 этап – практический.
№ Мероприятия Задачи Участники Сроки
1 Творческая игра «Путешествие в город геометрических фигур»,
д/и «Чем похожи и чем отличаются?», «На что похоже?»
Развивать умение отгадывать загадки о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, закрепление их названий; умение выкладывать их определённое количество на полосках, сравнивать множества фигур узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.
Воспитатель, дети. 7.11.2016
2 Игры с палочками: «Построй фигуру из палочек», «Составь 3 равных треугольника из 7 палочек».
Головоломка «Сложи квадрат» Учить детей составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.
Закреплять цвета, развивать умение из разных частей составлять квадрат. Развивать логическое мышление. Воспитатель, дети 8.11.2016
3 Просмотр обучающего мультфильма «Геометрия для детей. Паровозик Чух-чух и плоские геометрические фигуры» часть 1,часть 2.
Д/и «Волшебные картинки» Закрепить знания о плоских геометрических фигурах - круг, овал, треугольник, четырёхугольники-квадрат, прямоугольник, трапеция, многоугольники - пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник: их названия, их основные признаки, умение их сравнивать, цвета.
Развивать внимание, умение раскрашивать рисунок по заданным цветам геометрических фигур, мелкую моторику руки. Воспитатель, дети. 9.11.2016
4 Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов» Развивать умение анализировать, сравнивать, умение классифицировать и комбинировать объекты. Воспитатель, дети. 10.11.2016
5 Аппликация «Зверята из геометрических фигур»
(мышка, волк, заяц, кошка, лошадка). Закреплять навыки построения из геометрических фигур животных, развивать творчество, фантазию. Воспитатель, дети 11.11.2016
6 Д/и «Залатай коврик», «Сосчитай все фигуры»
Настольная игра «Подбери по форме», «Геометрическое лото». Закреплять названия: прямоугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, ромб, трапеция. Развивать внимание, глазомер, мышление, учатся видеть какой геометрической формы предмет.
Воспитатель, дети. 14.11.2016
7 Игры с палочками Кюизенера «Сделай фигуру», «Построй по схеме». Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету? Упражнять в построении животных по схемам. Воспитатель, дети. 15.11.2016
8. Просмотр развивающего мультфильма «Учим объёмные геометрические фигуры с паровозиком Чух-чухом», часть 1.
Д/и «Чудесный мешочек». Закреплять знания о геометрических телах (куб, конус, пирамида, цилиндр, шар, призма, умение находить их в окружающих предметах.
Упражнять узнавать геометрические тела с зарытыми глазами, только ощупывая их. Воспитатель, дети. 16.11.2016
9 Д/и «Сложи рисунок», настольная игра «Весёлая логика».
Конструирование
«Улица в городе Геометрии». Закреплять представления о геометрических фигурах, развивать мышление, воображение, уметь по рисунку составлять из геометрических фигур предметы.
Закреплять названия геометрических тел, развивать умение делать из них постройки. Воспитатель, дети. 17.11.2016
10 Игра головоломка «Монгольскя игра».
Рисование по трафаретам геометрических фигур (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб) Познакомить детей с новой игрой, закрепить из каких геометрических фигур она состоит. Упражнять в построении коровы по схеме.
Закреплять навыки рисования по трафаретам, мелкую моторику руки. Воспитатель, дети. 18.11.2016
11 Презентация детьми сказки о геометрических фигурах, с показом рисунка. Упражнять детей в умении придумывать свою историю, развивать монологическую речь, фантазию, творчество. Воспитатель, дети, родители. 21.11.2016
12. Игра головоломка «Коломбово яйцо».
П/и «Поймай мяч». Познакомить детей с новой игрой, учить по схеме выкладывать силуэты – совы, ракеты, сороки.
Развивать восприятие формы, быстро вспоминать нужной формы предмет, развивать произвольное внимание, координационные способности.
Воспитатель, дети. 22.11.2016
13 Д/и «Каких фигур недостаёт?»
Д/и «Геометрическая мозаика на магнитах» Упражнять находить закономерность расположения геометрических фигур в таблице, заполнять правильно пустые клетки.
Закреплять умение выкладывать из геометрических фигур на магнитах силуэты кошки, совы по предложенной схеме. Развивать мышление, умение логически мыслить. Воспитатель, дети. 23.11.2016
14 Головоломка «Танграм».
П/и «Найди свою фигуру» Познакомить детей с новой игрой, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт зайца, лисы по образцу.
Совершенствовать восприятие геометрических фигур, уметь быстро находить себе пару с одинаковой по цвету и форме фигурой, развивать произвольное внимание, координацию движений. Воспитатель, дети. 24.11.2016
15 Рисование по клеточкам геометрических фигур и их штриховка.
Д/и «Закончи ряд»» Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать мелкую моторику рук, умение рисовать простым карандашом по клеточкам.
Учить находить закономерность, изменение линии дорожки; одновременное использование фигур, отличающихся по разным признакам (цвет, форма, величина, развивать мышление, логику, Воспитатель, дети, родители. 25.11.2016
3этап – итоговый.
1 Представлен и систематизирован материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей. Развивать у детей интерес к математическим играм и заданиям, желание узнавать больше Воспитатель. Родители.
2 Организация выставки детских работ. Развивать творчество детей, желание участвовать в жизни группы. Дети, родители, воспитатель.
3 Организация фотовыставки «Путешествие в страну Весёлая геометрия». Развивать интерес детей к математике, посредством совместной работы с родителями. Воспитатель, родители, дети.
Результаты проекта.
В ходе проектной деятельности был собран и систематизирован новый материал, для использования в индивидуальной работе с детьми и самостоятельной деятельности, а также педагогом в образовательной деятельности, который размещён в уголке математики, в группе. Детей и родителей заинтересовала данная проектная деятельность. Они с удовольствием играли в предложенные дидактические, настольные, конструктивные и творческие игры, сочиняли сказки о геометрических фигурах, занимались рисованием, аппликацией. Дети закрепили и пополнили знания о геометрических фигурах и телах, проявили активность, творчество, самостоятельность.